Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов учета, анализа и аудита расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию учета расходов на уровне предприятия в условиях рыночной экономики России, а так же разработка эффективных методов контроля правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятий
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета, анализа и аудита расходов предприятия;
- рассмотреть учет, провести анализ и изучить методы контроля за формированием расходов ООО «СуперСтрой НТ»;
- разработать мероприятия по совершенствованию учета расходов ООО «СуперСтрой НТ».
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежат бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые содержатся в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.
Наиболее важными среди документов бухгалтерского учета являются формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н:
- форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
- форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу».
Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.
Оперативный учет и отчетность способствуют более своевременному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Учетным документом согласно нашей классификации является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.
Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся следующие документы:
1) Официальные документы, которыми
обязано пользоваться
2) Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
3) Научно-техническая информация (публикации,
отчеты по результатам научно-
4) Техническая и технологическая документация.
5) Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах – хронометраж, фотография и т.п.
6) Информация об основных
7) Данные об основных
8) Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
9) Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
10) Данные о состоянии фондового
рынка (цены спроса и предложения
по основным видам ценных
11) Данные Госкомстата об
Документальную информацию для проведения анализа доходов и расходов предприятия можно также классифицировать по ряду признаков в соответствии с рис.1.3.
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического» бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
Рис.1.3. Классификация документальной информации
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.
Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
1.4. Цели и задачи аудита расходов по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.
Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:
- на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;
- по переработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- по продаже продукции и
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные
- амортизация;
- прочие затраты.
Целью проверки операций по производству и продажи продукции при проведении аудита является контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
- проверка неизменности
- анализируется учетная
- проверка соблюдения
- оценка качества
- проверка обоснованности, целесообразности и правомерности включения в затраты стоимости материалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д.;
- подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- проверяется правильность
- изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
- проверяется правильность
- оцениваются полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
- анализируются правильность и
законность организации
- контролируется соблюдение
Типичными ошибками и нарушениями в учете готовой продукции и ее продаже являются следующие:
- нарушения, допущенные при оформлении первичных документов;
- отсутствие графиков
- нарушения сроков хранения документации в архиве;
- отсутствие инвентаризации
- несоответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;
- несоответствие применяемого предприятием способа оценки готовой продукции, отражаемой в бухгалтерском балансе, способу, утвержденному учетной политикой;
- неправильное формирование
- расходы организации не
- неправильная оценка остатков незавершенного производства;
- необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат;
- счетные (арифметические) ошибки
при расчете отклонений
- невключение в выручку
- отсутствие аналитического
- несоответствие данных
- нарушение методологии учета (неверно
составленные корреспонденции
- отражение на балансе
- наличие сальдо на счете 90 «Продажи» на конец отчетного месяца;
- несоответствие данных
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора – подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете.
До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.
Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудитор выясняет обоснованность отнесения каждого вида затрат на себестоимость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие выполненных корреспонденций счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. При этом изучаются рабочие документы, уже сформированные аудитором при проверке операций по заготовлению и расходованию, с денежными средствами, расчетных операций.
При проведении проверки операций по выпуску, отгрузке и продаже продукции аудитору следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации.
Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств, которые аудитор использует при проверке операций по изготовлению и продаже продукции, являются:
1. Проверка арифметических
Аудитор производит проверку правильности расчета отклонений фактической производственной себестоимости изготовленной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости, фактической себестоимости выпущенной и проданной продукции.
2. Инвентаризация.
С целью подтверждения количества отгруженной продукции, остатков готовой продукции на складе аудитор вправе произвести инвентаризацию готовой продукции.
Информация о работе Учет, анализ и аудит расходов на предприятии торговли (на примере "СуперСтрой")