Учет, анализ и аудит расходов на предприятии торговли (на примере "СуперСтрой")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов учета, анализа и аудита расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию учета расходов на уровне предприятия в условиях рыночной экономики России, а так же разработка эффективных методов контроля правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятий
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета, анализа и аудита расходов предприятия;
- рассмотреть учет, провести анализ и изучить методы контроля за формированием расходов ООО «СуперСтрой НТ»;
- разработать мероприятия по совершенствованию учета расходов ООО «СуперСтрой НТ».

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежат бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые содержатся в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Наиболее важными среди документов бухгалтерского учета являются формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н:

- форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма № 3 «Отчет об изменениях  капитала»;

- форма № 4 «Отчет о движении  денежных средств»;

- форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому  балансу».

Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более своевременному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом согласно нашей классификации является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся следующие документы:

1) Официальные документы, которыми  обязано пользоваться предприятие  в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.

2) Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3) Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской  работы и др.).

4) Техническая и технологическая  документация.

5) Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах – хронометраж, фотография и т.п.

6) Информация об основных контрагентах  предприятия – поставщиках и  покупателях. Данные о поставщиках  необходимы для прогнозирования  их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.

7) Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников  информации – Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.

8) Данные о состоянии рынка  материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на  отдельные виды ресурсов).

9) Сведения о состоянии рынка  капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных  валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).

10) Данные о состоянии фондового  рынка (цены спроса и предложения  по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по  основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен  на фондовом рынке).

11) Данные Госкомстата об изменениях  макроэкономической ситуации в  стране и др.

Документальную информацию для проведения анализа доходов и расходов предприятия можно также классифицировать по ряду признаков в соответствии с рис.1.3.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического» бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

 

 





 




 

Рис.1.3. Классификация документальной информации

          По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

 

1.4. Цели и задачи аудита расходов по обычным видам деятельности

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:

- на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;

- по переработке МПЗ для целей  производства продукции, выполнения  работ и оказания услуг;

- по продаже продукции и товаров.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты  или величине кредиторской задолженности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.  

Целью проверки операций по производству и продажи продукции при проведении аудита является контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

- проверка неизменности выбранных  в учетной политике схем и  методов учета затрат и способов  калькулирования себестоимости;

- анализируется учетная политика  предприятия в части, регулирующей  порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

- проверка соблюдения временного  фактора отнесения некоторых  затрат на фактическую себестоимость;

- оценка качества инвентаризации  незавершенного производства (сальдо 20 сч.) и распределения фактической себестоимости между незавершенным производством и себестоимость готовой продукции;

- проверка обоснованности, целесообразности  и правомерности включения в  затраты стоимости материалов, оплаты  труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д.;

- подтверждается первоначальная  оценка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- проверяется правильность документального  оформления операций по выпуску  и продаже продукции;

- изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;

- проверяется правильность расчетов  и списания сумм отклонений  фактической себестоимости от  плановой;

- оцениваются полнота, своевременность  и достоверность оприходования  готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям; 

- анализируются правильность и  законность организации аналитического  и синтетического учета операций, связанных с движением готовой  продукции;

- контролируется соблюдение налогового  законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

Типичными ошибками и нарушениями в учете готовой продукции и ее продаже являются следующие:

- нарушения, допущенные при оформлении  первичных документов;

- отсутствие графиков документооборота;

- нарушения сроков хранения  документации в архиве;

- отсутствие инвентаризации готовой  продукции;

- несоответствие применяемого  метода учета затрат, зафиксированному  в учетной политике;

- несоответствие применяемого  предприятием способа оценки  готовой продукции, отражаемой в бухгалтерском балансе, способу, утвержденному учетной политикой;

- неправильное формирование расходов  по бартерным (товарообменным) сделкам;

- расходы организации не соотнесены  с доходами;

- неправильная оценка остатков  незавершенного производства;

- необоснованное (без документального  оформления) включение в себестоимость  отдельных видов затрат;

- счетные (арифметические) ошибки  при расчете отклонений фактической  производственной себестоимости  выпущенной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости продукции;

- невключение в выручку суммовых  разниц;

- отсутствие аналитического учета  в разрезе видов произведенной  и отгруженной продукции;

- несоответствие данных складского  учета данным бухгалтерского  учета в части отгруженной продукции и хранящейся на складе;

- нарушение методологии учета (неверно  составленные корреспонденции счетов);

- отражение на балансе организации  продукции, выработанной ею из  давальческого сырья;

- наличие сальдо на счете 90 «Продажи»  на конец отчетного месяца;

- несоответствие данных аналитического  и синтетического учета готовой  продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора – подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете.

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.

Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудитор выясняет обоснованность отнесения каждого вида затрат на себестоимость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие выполненных корреспонденций счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. При этом изучаются рабочие документы, уже сформированные аудитором при проверке операций по заготовлению и расходованию, с денежными средствами, расчетных операций.

При проведении проверки операций по выпуску, отгрузке и продаже продукции аудитору следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации.

Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств, которые аудитор использует при проверке операций по изготовлению и продаже продукции, являются:

1. Проверка арифметических расчетов (пересчет).

Аудитор производит проверку правильности расчета отклонений фактической производственной себестоимости изготовленной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости, фактической себестоимости выпущенной и проданной продукции.

2. Инвентаризация.

С целью подтверждения количества отгруженной продукции, остатков готовой продукции на складе аудитор вправе произвести инвентаризацию готовой продукции.

Информация о работе Учет, анализ и аудит расходов на предприятии торговли (на примере "СуперСтрой")