Учет заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и форм заработной платы, пути совершенствования оплаты труда в условиях рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• теоретически обосновать и раскрыть сущность экономической категории заработной платы;
• исследовать структуру предприятия и бухгалтерии;
• изучить существующие формы и системы оплаты труда на предприятии;
• изучить порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда;
• рассмотреть порядок удержаний и отчислений с фонда заработной платы;
• рассмотреть синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.Понятие, объекты, цель, задачи и принципы учёта труда и расчётов по его оплате…………………………………………………………………………………6
2.Формы и системы оплаты труда……………………………………………...…13
3.Учёт личного состава, рабочего времени и выработки работников………….21
4.Порядок оплаты труда и начисления заработной платы работникам предприятия………………………………………………………………………...24
5.Порядок оплаты отпусков и выплаты пособий………………………………..32
6.Удержания, производимые из заработной платы работников……………….42
7.Отчисления от фонда оплаты труда……………………………………………52
8.Документальное оформление расчётов по оплате труда……………………..57
9.Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда………………………………………………………………………………...62
ЗАКЛЮЕНИЕ………………………………………………………………………71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маша.docx

— 163.07 Кб (Скачать файл)

2.Сочетание государственного регулирования оплаты труда и самостоятельности организации в ее установлении. Регулирование оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров в республике осуществляется на четырех уровнях: национальном, отраслевом, местном (территориальном) и уровне организации. В коллективном договоре организация конкретизирует правовые нормы и обязательства администрации по оплате труда, определяет формы и системы оплаты труда, уровни тарифных ставок (окладов) и сроки их пересмотра, порядок и сроки выплаты вознаграждения по итогам работы за год, размеры надбавок за продолжительность непрерывной работы, порядок индексации доходов, сроки выплаты заработной платы, условия и размеры премирования, осуществления социальных выплат, предоставления льгот и других гарантий. Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы в организации, рекомендованный Советом Министров Республики Беларусь составляет 3,5. Коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя, главного специалиста и средней заработной платы в организации устанавливается нанимателем по трудовому соглашению или в трудовом контракте. Расчет коэффициента для каждого должностного лица производится нарастающим итогом с начала года в установленном порядке.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь по труду и социальным вопросам и коллективным договорам в организациях разрабатывают и утверждают положения об оплате труда. В коммерческих организациях периодически, но не чаще, чем один раз в полугодие, проводят совершенствование структуры заработной платы. Удельный вес тарифной ее части в средней заработной плате работников организации по рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь должен составлять не менее 65%. То есть премии и надбавки после очередного совершенствования заработной платы не должны приводит к уменьшению доли тарифной оплаты в средней заработной плате работников в целом по организации.

3.Материальная заинтересованность работника в результатах его труда. Применение сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем оплаты труда, дополнительных мер стимулирования и ответственности работников за исполнение трудовых обязанностей позволяет более эффективно использовать рабочее время, повышать производительность труда и заработную плату работников. Премирование работников является важнейшим стимулом роста объемов производства и повышения доходности организации, экономного хозяйствования, улучшения качества обслуживания населения и т. п.

4.Установление зависимости между величиной заработной платы и эффективностью работы организации. Рост объемов деятельности, снижение затрат, рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов, увеличение уровня рентабельности работы органича ции, введение дополнительных рабочих мест, повышение производитель ности труда, выполнение особо важных заданий расширяют финансовые возможности организации, что учитывают в Положении об оплате труда при установлении уровня тарифных ставок, надбавок к должностным окладам, премий и поощрений руководителям и работникам. Важнейшим показателем эффективности работы организации, условием роста реальной заработной платы является рост производительности труда. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, зависят от конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.

5.Сочетание индивидуальных интересов работника с коллективными интересами. Порядок распределения и использования заработанных организацией средств определяется его Уставом, коллективным договором, программой экономического и социального развития, бизнес-планами производственного развития и решением собрания коллектива при подведении итогов его работы.

6.Сближения уровней номинальной и реальной заработной платы. Реформирование и совершенствование оплаты труда всегда преследует главную цель - повышение ее реального размера, обеспечение воспроизводства рабочей силы. Неоправданное повышение заработной платы снижает ее покупательную способность и вызывает инфляцию. Реальное повышение заработной платы возможно только при адекватном росте производительности труда, превышении экспорта над импортом товаров во внешнеэкономической деятельности страны в целом и организации в частности. Уровень заработной платы должен способствовать повышению эффективности хозяйственной деятельности организации и экономическому росту в целом.

7.Простота и доступность к пониманию установленного порядка оплаты труда. Этот принцип предполагает ознакомление работников с порядком оплаты труда при приеме на работу до начала выполнения работ и возможность контроля начисленной заработной платы и удержаний из нее.

8.Документирование и контроль рабочего времени и объемов выполненных работ. Первичный учет и контроль рабочего времени, объемов работ осуществляют ответственные за их выполнение работники под контролем бухгалтерии и других служб организации. Они несут ответственность за достоверность данных и не должны допускать приписок объемов выполненных работ.

9.Соблюдение установленного порядка оплаты труда. Оплата труда за проработанное время определяется организацией в Положении об оплате труда в рамках действующего законодательства и производится по ставкам и расценкам с учетом применяемых форм и систем оплаты труда. Оплата за неотработанное время производится в установленном законодательством порядке, как правило, по среднему заработку.

10.Соответствие данных бухгалтерского учета оплаты труда и отчетности по труду. Учет начисленной заработной платы ведут по видам расходов на оплату труда, связанных с видами деятельности и (или) произведенных выплат за счет прибыли и других источников, а также по видам отдельных выплат с целью получения сводной информации для правильного отражения на счетах бухгалтерского учета и составления отчетности по груду. Учет по видам удержаний из заработной платы работников позволяет организации контролировать обязательства по ним перед бюджетом, другими государственными органами и третьими лицами.

11.Персонифицированный учет расчетов по оплате труда. Учет расчетов с работниками по оплате труда ведут по их лицевым счетам. Они являются обоснованием начисленной заработной платы работникам по видам выплат и произведенных из нее удержаний, позволяют контролировать своевременность и полноту расчетов по оплате труда, предоставлять работникам и заинтересованным органам информацию о произведенных выплатах и удержаниях по их заработной плате.

Полнота реализации цели, задач и принципов бухгалтерского учета труда и расчетов по его оплате зависит от его организации у хозяйствующего субъекта и в свою очередь позволяет эффективно управлять трудовыми ресурсами и обеспечить повышение производительности труда, рост заработной платы, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

Руководители и главные бухгалтеры организаций несут персональную ответственность за рациональное использование средств на оплату труда и своевременность расчетов с работниками.

 

 

 

 

 

 

2.Формы и системы оплаты труда.

 

 

Заработная плата как экономическая категория представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Заработная плата работников за выполненную работу зависит от количества и качества их труда, от вклада каждого работника в результаты работы организации, его квалификации, деловой предприимчивости и профессиональных качеств. Она является важнейшим источником денежных доходов населения и максимальными размерами не ограничивается.

В целях совершенствования организации труда и предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений нанимателям предоставлено право использовать контрактную форму найма на работу рабочих и служащих. Контракт между нанимателем и работником заключают по типовой форме по усмотрению нанимателя на период не менее одного года, за исключением случаев обязательного заключения контрактов, предусмотренных законодательством. Наряду с общими нормами законодательства о труде контракт защищает права работника, гарантирует ему своевременную выплату заработной платы, повышение квалификации, применение дополнительных мер стимулирования, в том числе повышение тарифной ставки до 50%, если иное не предусмотрено законодательством, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска до 5 дней и т. п.; предусматривает меры ответственности работника: уменьшение (лишение) всех видов премий за отсутствие на рабочем месте; несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин; уменьшение отпуска на число дней прогула (при этом отпуск должен быть не менее 21 календарного дня); полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю, и т. п.

Заработная плата в организации регулируется тарифной системой, нормированием труда, применением форм и систем оплаты труда, которые должны стимулировать повышение его производительности, увеличение объемов производства собственной продукции, рост товарооборота, улучшение качества обслуживания населения.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, установленных законодательством Республики Беларусь и определяющих дифференциацию заработной платы работников отраслей экономики в зависимости от количества, качества и условий труда. Она включает тарифно- квалификационные справочники, единую тарифную сетку, тарифную ставку первого разряда. Основная (тарифная) часть заработной платы работником коммерческих организаций дифференцируется и регулируется Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции Постановления от 23 марта 2009 г. № 40).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессии рабочих и единый квалификационный справочник должностей служащих представляют собой систематизированные перечни всех работ и профессий, должностей, содержат необходимые квалификационные характеристики, требования к ним и тарифные разряды работ и рабочих, должностей служащих. Тарифный (квалификационный) разряд каждого работника зависит от квалификации, уровня теоретических и практических знаний, ответственности работника и от степени сложности выполняемых работ и обязанностей. На основании указанных справочников наниматель производит тарификацию всех выполняемых работ и профессий. На основании протокола квалификационной комиссии приказом руководителя организации работникам торговли и общественного питания присваиваются квалификационные разряды и производится соответствующая запись в трудовой книжке.

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь является инструментом тарифного нормирования труда, состоит из 27 тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она обеспечивает внутрипрофессиональную, внутридолжностную, межпрофессиональную, междолжностную и межотраслевую дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности (квалификации), содержания, специфики, характера и условий труда путем установления для каждой категории и должности работников соответствующих тарифных коэффициентов. В тарифной сетке заложена дифференциация тарифных коэффициентов по категориям, должностям работников и дифференциация организаций по группам ставок в зависимости от объемов деятельности, условий труда и других факторов. В соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь наниматель самостоятельно осуществляет тарификацию руководителей различного уровня управляемости, специалистов и служащих в пределах уровней управления и строчных диапазонов соответствующей категории и должности работников.

Совет Министров Республики Беларусь устанавливает и при наличии экономических предпосылок периодически повышает тарифную ставку первого разряда для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, базовую величину и минимальную заработную плату.

Республиканская тарифная ставка первого разряда является обязательной для бюджетных учреждений, а также нанимателей, получающих дотации из бюджета. Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников, которые используются как минимальные гарантии размеров оплаты труда. Исходя из своих финансовых возможностей организации самостоятельно устанавливают тарифную ставку первого разряда, на основе которой рассчитываются тарифные ставки (тарифные и должностные оклады) работников. При соответствующем экономическом обосновании организации имею право устанавливать несколько тарифных ставок первого разряда для различных категорий работников и различных обособленных подразделений. Для повышения тарифной ставки первого разряда хозяйствующего субъекта законодательством установлены следующие критерии: рост объемов производства, реализации продукции (товаров, работ и услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года и эффективности хозяйствования. Источником повышения ставок и окладов в организациях служат их доходы. При этом следует придерживаться экономического закона опережения темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы. При наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам на конец отчетного месяца с первого числа месяца, следующего за отчетным, до ее ликвидации для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, коммерческие организации должны применять республиканскую тарифную ставку первого разряда, установленную для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Базовая величина устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме и является нормативом для установления экономических санкций за нарушения законодательства, в том числе по оплате труда работников.

Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как социальный стандарт и является гарантированным минимумом заработной платы для работников всех отраслей экономики при нормальных условиях работы, соблюдении продолжительности рабочего дня, выполнении норм труда и обеспечивает социальную защиту работников. Согласно Закону Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» № 124-3 от 17 июля 2002 г. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно устанавливает ее размер исходя из утвержденного прогнозом социально-экономического развития соотношения минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем потребительского бюджета, обеспечивая поэтапное их сближение. В течение года минимальную заработную плату индексируют.

Информация о работе Учет заработной платы