Учет и анализ наличия основных средств и эффективность их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:15, дипломная работа

Краткое описание

В связи с актуальностью темы исследования, целью дипломной работы является определение сущности основных средств и их роли в хозяйственной деятельности организации, изучение учета движения основных средств, проведение анализа и выявление резервов улучшения обеспеченности и повышения эффективности организации основными средствами на примере РСУП «Экспериментальная база «Руткевичи» Щучинского района Гродненской области.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………...……
1. Основные средства, являющиеся основной материально-технической базы предприятия ..…………………………………………....................
1.1. Основные средства и их роль в функционировании организации……..
1.2. Классификация и оценка основных средств………..................................
1.3. Амортизационная политика предприятия, ее роль и значение………...
1.4. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности операций с основными средствами……………………………………………………………
1.5. Обзор литературы………………………………………………………….
2. Экономико-финансовая характеристика РСУП «Э/б «Руткевичи» Щучинского района Гродненской области………………………………………
3. Учет основных средств и его совершенствование.………...………...............
3.1. Документальное оформление поступления, перемещения и выбытия основных средств ………….……………………………………...………..…...
3.2. Документальное оформление, учет и порядок расчета амортизации основных средств……………………………………….........................................
3.3. Организация учета ремонта основных средств и отражение их результатов в учете ……….…………………………………………………........
3.4. Организация синтетического и аналитического учета основных средств и его совершенствование ………………………….….............................
3.5. Инвентаризация и переоценка основных средств и отражение их результатов в учете………………………………………………………………..
3.6. Автоматизация учета основных средств…………………………………
4. Анализ наличия и эффективности использования основных средств……...
4.1. Анализ динамики, состава и структуры основных средств……………
4.2. Анализ технического состояния и движения основных средств………
4.3. Анализ эффективности использования основных средств…………….
4.4. Резервы повышения эффективности использования основных средств……………………………………………………………………………...
5. Охрана труда ……………………………………………..…............................
Заключение……………...……………………………………………..…....
Библиографический список………..…………….…………………..….…

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и анализ наличия основных средств и эффективности их использования (Руткевичи).doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

                      │         │          │                      │  │ ┌────────────────┐

                      │         │          │ ┌──────────────────┐  │  │ │ себестоимости и│

                      │         │          │ │Улучшение качества│ │  ├─┤  цены единицы  │

                      │         │          ├─┤    продукции     │ │  │ │   продукции    │

                      │         │          │ └──────────────────┘  │  │ └────────────────┘

                      │         │          │                      │  │

                      │         │          │ ┌──────────────────┐  │  │ ┌────────────────┐

                      │         │          │ │    Снижение      │ │  │ │   структуры    │

                      │         │          └─┤  себестоимости   │ │  │ │ бухгалтерского │

                      │         │            │    продукции     │  │  └─┤     баланса    │

                      │         │            └──────────────────┘ │    └────────────────┘

                      │         │                                 │

              ┌───────┴─────────┴─────────────────────────────────┴───┐

              │      Конечные финансовые  результаты деятельности      │

              │          коммерческой организации                    │

              └───────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 1.3 - Механизм влияния амортизационной политики

на финансовые результаты деятельности

коммерческих организаций

Примечание. Источник: [11, c. 40]

В современных условиях важнейшим направлением совершенствования амортизационной политики является общее повышение норм амортизации на основе снижения срока полезного использования основных средств. При этом предлагаются различные варианты:

1) увеличение норм амортизации  на активную часть основных  средств на 30%, на пассивную - 10%;

2) увеличение нормы амортизации  на 50% на активную часть основных средств, срок морального износа у которых не более 4 лет, а на остальную их часть - 30%. Увеличение нормы амортизации на пассивную часть - 10%.

Второй вариант предпочтительнее по сравнению с первым, так как он позволяет направлять больше средств на ускоренное обновление активной части основных фондов, что приведет к минимизации не только физического, но и морального износа основных средств, особенно машин, оборудования и электронных устройств.

Реализация предложенного мероприятия станет позитивной только в том случае, если предприятие будет использовать амортизационные отчисления строго по своему функциональному назначению, а сумма этих амортизационных отчислений будет вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

В условиях инфляции особенно требуют переоценки здания и сооружения, построенные за последние 10 - 15 лет. При этом будет идти процесс возрастания или снижения их восстановительной стоимости, что потребует корректировки баланса и повлияет на величину налога на прибыль и налога на недвижимость организации.

При возрастании восстановительной стоимости основных средств, налог на прибыль организации снизится. Налог на недвижимость организаций увеличится вследствие возрастания остаточной стоимости зданий и сооружений. Так как налог на недвижимость организаций относится на финансовые результаты, то это приведет к снижению налогооблагаемой прибыли.

При снижении восстановительной стоимости основных средств величина налога на прибыль увеличится, а величина налога на недвижимость организации снизится, что дополнительно приведет к увеличению налога на прибыль.

Чтобы определить, возрастут ли инвестиционные ресурсы предприятия в результате переоценки основных средств, необходимо сопоставить общую величину чистой прибыли и амортизационных отчислений до и после ее осуществления.

Если инвестиционные ресурсы предприятия после переоценки основных средств возрастают, то это свидетельствует о появлении больших возможностей для технического перевооружения производства за счет собственных средств, и наоборот, что означает об эффективной амортизационной политике предприятия.

Таким образом, амортизационная политика предприятия представляет собой комплекс мер, разрабатываемых предприятием в области амортизации и ее инструментов, тесно взаимосвязанных с налоговой, научно-технической, инвестиционной, финансовой политикой и другими ее типами, а также с социально-экономической политикой предприятия. Амортизационная политика предприятия влияет на ее экономические и финансовые прямо через себестоимость продукции, величину налога на прибыль и величину налога на недвижимость организации, а опосредовано через величину амортизационных отчислений и через изменение различных видов структур.

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности операций с основными средствами

 

        Государство, как орган верховной власти и координирующий центр, решает задачи правового регулирования экономической деятельности, создания для всех субъектов рынка равных условий хозяйствования, организации действенного контроля за соблюдением правил поведения субъектами рынка, правильным начислением и уплатой налогов, рациональным использованием природных и других производственных ресурсов. При этом государством создается правовая основа и регламентируется деятельность предприятий организаций, их экономические взаимоотношения.

       Важнейшим  источником информации о деятельности  организации для государственных  органов являются данные бухгалтерского  учета. Поэтому в централизованном  порядке определяются основные  положения по его организации и ведению. Основным регламентирующим документом выступает Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года  № 3321-XII в редакции Закона от 26.12.2007г. № 302-3 «О бухгалтерском учете и отчетности», который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в республике Беларусь [10].

       Его  дополняют законодательные акты,  нормативные правовые акты, в том числе:

  • Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001г. № 118 (в ред. постановления Минфина от 25.06.2010г. № 77). Настоящее Положение устанавливает единые способы и методы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации всех форм хозяйствования, находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления [16];
  • Инструкция об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001г. № 127 (в ред. Минфина от 25.06.2010 № 77). Инструкция определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с использованием объектов основных средств организациями всех форм хозяйствования [17];
  • Инструкция  о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009г. № 37/18/6 (в ред. постановления Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 30.09.2010 №N 141/106/28). Инструкция регулирует порядок начисления амортизации основных средств при осуществлении хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей [19];

- Инструкция по определению  сметной стоимости строительства  и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 03.12.2007г. № 25 (в ред. ред. постановления Минстройархитектуры от 25.05.2010 № 11), устанавливающая порядок определения сметной стоимости и составления сметной документации при новом строительстве, реконструкции, ремонте, реставрации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, благоустройстве территорий  в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. [21];

  • Временный республиканский классификатор амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы, утвержденные постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 21.11.2001г. № 186 (в ред. постановления Минэкономики Республики Беларусь от 02.11.2009г. № 173), обеспечивающий переход на новые условия начисления амортизации, разработанный на основе Единых норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров БССР от 03.01.1991г. № 4, Годовых норм износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973г. № 824, обоснованных предложений министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству РБ [22];

- Постановление Министерства финансов  Республики Беларусь от 22.04.2011г. №23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов», со вступлением в силу которого утратило силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 г. № 168 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов» [23];

- Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.05.2004г. № 41 «Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса», утвержденного с целью  приведения организации бухгалтерского учета в организациях АПК в соответствии с международными принципами и стандартами учета и отчетности с учетом особенностей национальной экономики и необходимости получения достоверной информации для принятия управленческих решений [20];

- Инструкция по инвентаризации  активов и обязательств, утвержденной  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 30.11.2007г. №180 (в ред. Постановления от 22.04.2010 № 50), устанавливающей единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете [18];

- Декрет Президента  Республики Беларусь от 30.06.2000г. №15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банков курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц  (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 28.01.2010 № 1);

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 03.06.2011г. №704 «О некоторых вопросах  переоценки имущества и обязательств  в иностранной валюте», устанавливающее  порядок отнесения расходов, связанных с покупкой иностранной валюты и разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте;

  • Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 06.04.2004г. №28 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях», устанавливающая для сельскохозяйственных организаций единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета [15].

       Соблюдение государственных  законов и требований по ведению  учета контролируется налоговыми  инспекциями, специальными органами  государственного контроля. Вместе  с тем государство заинтересовано, чтобы само предприятие имело наибольшую свободу в организации собственной деятельности, в том числе в организации бухгалтерского учета. К компетенции руководителя предприятия и главного бухгалтера относятся вопросы:

    - организации бухгалтерского и финансового учета на предприятии;

    - определения правил  документирования хозяйственных  операций;

    - создания системы внутрихозяйственной  отчетности и контроля;

    - разработки инструкций, регламентирующих внутреннюю учетную  деятельность;

    - выбор форм учетных регистров (в рамках действующих требований со стороны государственных органов контроля).

    С учетом своего положения и прав руководитель предприятия и главный бухгалтер несут всю ответственность за правильное ведение и достоверность отчетной документации.

Информация о работе Учет и анализ наличия основных средств и эффективность их использования