Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат
Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.
ПО ТЕМЕ «УЧЕТ И АНАЛИЗ ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)»
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1 Нормативно-правовая база по учету продаж продукции
Ведение бухгалтерского учета продаж сырой продукции осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы подразделяются на несколько уровней.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями на 03.11.2006 г.), устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
Основными целями Федерального закона «О бухгалтерском учете» являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Пункт 4 статьи 23 Федерального закона: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год».
К первому уровню системы относятся также:
Гражданский кодекс Российской Федерации, где, в частности, раскрыты такие понятия как сделка, договор купли-продажи, договор мены, ответственность и права сторон сделки и т.д.
В частности, при определении момента признания выручки от реализации продукции при осуществлении сделок по договорам мены, организация руководствуется статьей 570 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами, если законом или договором мены не предусмотрено иное».
В соответствии со статьей 224 Гражданского кодекса РФ передачей признается:
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ)
Ко второму уровню относятся: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности:
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями на 26.03.2007г.). Данное Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н (с изменениями на 27.11.2006 г.). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.
Согласно данному Положению доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (изм. на 30.12.99). Является особенно важным, поскольку Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Настоящее Положение распространяется:
в части формирования учетной политики - на организации, независимо от организационно - правовых форм;
в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
По сырой продукции и процессам ее продажи элементами учетной политики является:
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н (изм. на 26.03.2007 г). Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.
Согласно Положению к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
Сырая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (изм. на 27.11.2006г). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признается расходами организации выбытие активов:
в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Согласно Положению расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
К следующему, третьему уровню, относятся:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изменениями на 18.09.2006 г.). Данный план счетов и инструкция применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (кроме банковских, страховых и бюджетных организаций).
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В данном приказе приведены образцы форм, на основе которых организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности, соответствующие конкретно их сфере деятельности.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, сырая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Методические указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н устанавливают, что «бухгалтерский учет движения сырой продукции в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность, ведется по счету «Сырая продукция» на отдельном субсчете «Сырая продукция в неторговой организации». При этом «передача сырой продукции из основной деятельности в подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету «Сырая продукция» как внутреннее перемещение».
Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)