Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 223.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Данные, приведенные в табл. 13 показывают, что план по сумме прибыли недовыполнен по хлебобулочным и кондитерским изделиям. К примеру, повышение себестоимости хлебобулочных изделий повлекло за собой снижение прибыли на 20 175 тыс. рублей, прибыль увеличилась за счет увеличения натурального объема продаж, а также за счет повышения средней цены реализации.Результаты факторного анализа являются информационной базой для разработки товарной политики и писка резервов снижения себестоимости продукции.

На следующем этапе анализа оценивается качество формирования финансовых результатов от сбагривания продукции.

В заключение необходимо оценить качество управления предприятием. Показателем, характеризующее качество управления предприятием (КУ), является соотношение темпов роста прибыли (Тпр) и темп роста выручки от продаж (Тв) [14, с. 419]. Рассчитаем данный показатель, приняв за базисный уровни анализируемых показателей прошлого года.

 

Тпр = ;

Тв= ;

КУ = .

 

Темпы роста прибыли опережают темпы рост выручки на 9,66 %. Это свидетельствует о том, что качество управления предприятием повышается и находится на довольно высоком уровне.

Таким образом, анализ прибыли от продаж предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от продаж, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от продаж.

На прибыль от продаж оказывает влияние изменение следующих факторов:

  • изменение продажных цен на готовую продукцию (прибыль возросла на 10 796 тыс. руб.);
  • изменение полной себестоимости (за счет ее увеличения сумма прибыли сократилась на 20 175 тыс. руб.);
  • изменение объема реализации (сумма прибыли увеличилась на 4068 тыс. руб.).

Прибыль от продаж отражает эффект маркетинговой и производственной деятельности, её отрицательная динамика требует выявления внутренних и внешних причин и устранения негативно влияющих факторов. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

Главным источником информации для анализа выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.

 

2.4 Основные направления  увеличения прибыли от продаж

 

Основные направления увеличения прибыли определяются на предприятии отдельно по каждому виду производимой продукции. К главным направлениям увеличения суммы прибыли можно отнести: рост выручки от реализации продукции в связи с ростом ее потребления, снижение ее себестоимости, повышение цен на продукцию в связи с повышением качества реализуемой продукции, реализация продукции на новых товарных рынках на более выгодных условиях, увеличение объема реализации более рентабельной продукции в общей структуре продаж и другие источники (рис. 3).

Чтобы определить возможности роста прибыли за счет увеличения количества реализованной продукции (табл. 14), следует выявленный ранее возможный рост количества реализованной продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида [32, с. 251].

 

Таблица 14

Резервы роста прибыли от продаж за счет увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Возможности увеличения количества реализованной продукции, т

Фактическая сумма прибыли за 1 т, руб.

Возможное увеличение суммы прибыли, тыс. руб.

Хлебобулочные изделия

890

21300

18957

Кондитерские изделия

265

54300

14390

Прочая продукция

120

12500

1500

Итого:

-

-

34847


 

Производственные мощности Комбинат позволяют производить дополнительный объем продукции. Вся проблема в том, что производственные мощности предприятия используются не в полной мере, из-за чего упущенная выгода Комбинат, соответственно ниже и объемы реализации. Хлеб в нашей стране остается основным продуктом, поэтому дополнительно произведенная продукция не останется не реализованной. Упущенная выгода хлебокомбината составляет 34 847 тыс. руб. в год.

Руководству необходимо обратить внимание на данный факт, и принять меры по более интенсивному использованию своего производственного потенциала.

Для определения возможных размеров увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции (работ и услуг) следует предварительно выявленное возможное снижение себестоимости каждого вида продукции умножить на возможное количество продаж данной продукции с учетом резервов роста (табл. 15).

 

Таблица 15

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции

Возможное снижение себестоимости 1 тонны продукции, руб,.

Возможное количество реализованной продукции с учетом роста, т

Возможное увеличение суммы прибыли, тыс. руб.

Хлебобулочные изделия

1050

18587

19516,3

Кондитерские изделия

3400

1704

5793,6

Прочая продукция

820

488

400,2

Итого:

-

-

25710,1


 

Снижение себестоимости возможно благодаря зерновому фонду, который должен создаваться ежегодно совместными усилиями предприятия и государства. Наличие зернового фонда позволяет использовать в производстве муку по более низким ценам, чем при покупке данного вида сырья через посредников. Так, в 2008 году в виду сырьевого дефицита – муки, Комбинат было вынуждено закупать ее в соседних регионах по завышенным ценам, что соответственно повлияло на себестоимость произведенной продукции.

Таким образом, у предприятия есть возможность увеличить прибыль от продаж за счет снижения себестоимости на 25710,10 тыс. руб. за год.

Сырьевой дефицит негативно сказывается не только на уровне себестоимости продукции, но и зачастую на ее качестве. Увеличение прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции также является важным направлением. Возможность повышения прибыли за счет этого фактора определяется путем умножения изменения удельного веса каждого сорта на отпускную цену соответствующего сорта, после чего результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможное количество реализованной продукции (табл. 16). В нашем случае качество продукции зависит от качества сырья – муки.

 

Таблица 16

Резервы роста прибыли за счет улучшения качества хлебобулочного изделия

Из муки какой марки

Отпускная цена за т, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение средней цены реализации, руб.

Факт

Возможный

Итог,+,-

Высший

21,30

75

90

+15

+319,5

Первый

20,96

20

10

-10

-209,6

Второй

19,80

5

-

-5

-99

Итого:

-

100

100

 

10,9


 

Анализ проведем по хлебобулочным изделиям, поскольку данный вид продукции занимает 82% в общем объеме выручки. Анализ данных табл. 16 позволяет сделать вывод о том, что с увеличением удельного веса продукции из муки высшей марки, сокращением удельного веса продукции из муки первой марки и полным отказом от производства продукции из сырья второй марки средняя цена реализации хлебобулочных изделий возрастет на 10,9 тыс. руб. А прибыль в этой связи увеличится на 5533 тыс. руб. в год.

Далее суммируем выявленные результаты повышения прибыли по различным направлениям (табл. 17)

 

Таблица 17

Обобщение основных направлений повышения размера прибыли, тыс. руб.

Направления повышения прибыли

Вид продукции

Всего

хлебобулочные изделия

кондитерские изделия

Прочая продукция

Увеличение количества реализованной продукции

18957

14390

1500

34847

Снижение себестоимости продукции

19156,3

5793,6

400,2

25710,10

Повышение качества продукции

5938,3

-357,2

-48,3

5533

Итого

44051,6

19826,4

1851,9

66090,1


 

По табл. 17 можно увидеть, что предприятие обладает резервами увеличения прибыли от продаж на 14%, или 66090,10 тыс. руб. в год.

Важнейшими направлениями повышения уровня рентабельности продукции на предприятии являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости реализованной продукции. Резервы роста рентабельности можно определить как разность между возможной и фактической рентабельностью. Возможная рентабельность определяется с учетом возможностей роста прибыли от реализации продукции, роста количества реализованной продукции и возможностей снижения себестоимости отдельно по каждой категории продукции [32, с. 253]. Резерв повышения уровня рентабельности продукции находится по формуле 9.

 

    (9)

 

где   - резерв роста рентабельности;

- рентабельность  возможная;

- рентабельность  фактическая;

фактическая сумма прибыли;

- резерв  роста прибыли от реализации  продукции;

- возможный  объем реализации продукции с  учетом выявленных резервов роста;

- возможный  уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

- фактическая  сумма затрат по реализованной  продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности хлебобулочных изделий:

 

=28,9-14,2= + 14,7%.

 

Резерв повышения уровня рентабельности кондитерских изделий:

 

=39,7 – 14,2= + 25,5%.

 

Резерв повышения уровня рентабельности прочей продукции:

 

=58,3 – 14,2= + 44,1%.

 

Таким образом, Комбинат имеет резервы повышения рентабельности производимой продукции. Для этого руководству необходимо уделить внимание на возможностях снижения себестоимости продукции, увеличения объемов продаж.

 

3. УЧЕТ СБАГРИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ  В КОМБИНАТ

 

3.1 Синтетический и аналитический  учет

 

Аналитический учет отгрузки и реализации продукции Комбинат организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках - по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной.

Регистром аналитического учета является форма № 16 «Ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг)» (ПРИЛОЖЕНИЕ 10), поскольку учет ведется по видам реализованной продукции по учетным (фактическим) и отпускным ценам и покупателям. Заполняется ведомость на основании данных первичных документов.

Ведомость состоит из трех разделов. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.

Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные:

  • количество продукции, отпущенных со склада и отгруженных за месяц, как по ассортименту, так и в стоимостном выражении;
  • сумму транспортных расходов;
  • сумму НДС;
  • суммы, причитающиеся по счетам к оплате;
  • состояние расчетов с покупателями;
  • сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т.д.

Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45.

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)