Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат
Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.
Маржинальный доход (2006) = 341 486 – 172 170 = 169 316;
Маржинальный доход (2007) = 404 970 – 221 772 = 183 198;
Маржинальный доход (2008) = 459 695 – 316 778 = 142 917.
Умд (2006) = ;
Умд (2007) = ;
Умд (2008) = .
За 3 последних года уровень объема продаж, при котором предприятие не будет иметь убытков, значительно вырос, что связано с тем, что темп роста постоянных расходов выше темпов роста объемов производства продукции. Руководству необходимо обратить внимание на данный факт – выявить структуру постоянных расходов, выяснить, насколько они оправданы и целесообразны, и разработать мероприятия, позволяющие сократить постоянные расходы.
Рост постоянных расходов негативно влияет также на показатель доходности продаж. Соответственно увеличение уровня безубыточности влечет за собой сокращение запаса прочности (ЗП), который представляет собой разницу между фактическим объемом реализации и критическим объемом продаж.
ЗП(2006) = 341 486 – 141 830 = 199 656;
ЗП(2007) = 404 970 – 210 104 = 194 866;
ЗП(2008) = 459 695 - 376 870 = 82 825.
На четвертом этапе анализа в целях оценки эффективности функционирования предприятия определим доходность продаж (ДП) по формуле 6, т.е. выясним, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж.
ДП = , (6)
где Ппр– прибыль от продаж.
Снижение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:
Неправильно выбранная ценовая политика (занижение цен) ведет к непропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.
Ппр(2006) = = 0,1315;
Ппр(2007) = = 0,1238
Ппр(2008) = = 0,1343
Рассчитав показатель доходности продаж, мы видим, что наименьший уровень доходности наблюдается в 2007 году. Это связано с тем, что в начале этого года между Правительством области и Комбинат было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере регулирования цен на хлебобулочную продукцию, согласно которому предприятие обязалось до конца 2007 года не повышать отпускные цены на хлеб. Безусловно, данное решение оказало влияние на доходность продаж в 2007 году.
В заключение подведем итоги. Анализ объемов продаж начинается с оценки выполнения плана по реализации продукции за отчетный период путем сравнения плановых и фактических объемов выпуска и реализации по наименованиям продукции. План по реализации продукции в 2008 году выполнен на 99,5 %. Анализ реализации необходимо производить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Эффективность деятельности предприятия зависит от обоснованности продуктовой программы. Предприятие должно стремиться выполнить план не только по общему объему производства и продаж, но и по номенклатуре и в ассортименте. Одним из важнейших показателей конкурентоспособности продукции является качество продукции. При анализе качества дают оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Основным условием своевременного выпуска и реализации является ритмичная работа предприятия. По результатам проведенных расчетов работу Комбинат в целом можно признать ритмичной. Чем более ритмично оно работает, тем ниже сумма чисел аритмичности.
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации сырой продукции
Анализ финансовых результатов от реализации продукции проводится в следующей последовательности:
На первом этапе анализируется уровень прибыли и ее динамика. Проведем анализ в разрезе различных прибылей. В данном случае это прибыль от продаж и валовая прибыль.
Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи сырой продукции и себестоимостью проданной продукции.
При определении прибыли от продаж помимо себестоимости проданной продукции, учитываются коммерческие и общехозяйственные расходы.
Валовая прибыль по итогам деятельности в 2008 году составила 111 158 тыс. рублей. Прибыль от продаж в 2008 году составила 61 752 тыс. руб., что меньше планового показателя на 3048 тыс. руб.
Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж в 2008 году.
Прибыль от сбагривания продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РПобщ); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П = (7)
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости; при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [6, с. 274].
Выясним, как вышеперечисленные факторы влияют на сумму прибыли, используя данные табл. 10.
Таблица 10Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2008 году, тыс. руб.
Показатели |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка от реализации (В) |
461800 |
468 345 |
459695 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
397000 |
401 988 |
397943 |
Прибыль от реализации продукции (П) |
64 800 |
66 357 |
61 752 |
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году недовыполнен на 3048 тыс. руб. (61 752 – 64 800), или на 4,7 %.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, то при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
П(РП,Уд) = 66 357 – 64 800 = +1557 тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально – условном исчислении.
ПРП = 64 800 ( - 100) = - 32 390 тыс. руб.
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата вычесть второй):
ПУд = 1557 – (-32 390) = + 33 947 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ПС = 401 988 – 397 943 = + 4 045 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации при плановых ценах:
ПЦ= 459 695 – 468 345 = - 8 650 тыс. руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину факторного показателя фактической (табл. 11).
Таблица 11
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
Объем реализации |
Структура товарной продукции |
Цена |
Себестоимость | |||
План |
План |
План |
План |
План |
Впл - Зпл |
64 800 |
Усл. 1 |
Факт |
План |
План |
План |
Ппл - КРП |
64 476 |
Усл. 2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
Вусл – Зусл |
66 357 |
Усл. 3 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Вф – Зусл |
57 707 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Вф - Зф |
61 752 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.
Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым стоимостном выражении, для чего используется базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.
Итак, выполнение плана по реализации на Комбинат составляет:
КРП = = = 0,9950
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшится на 0,5 % и составить 64 476 тыс. руб. (64 800 х 0,9950). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого вычтем от условной выручки условную сумму затрат:
468 345 – 401 988 = 66 357 тыс. руб.
Нужно также подсчитать, сколько прибыли хлебокомбинат мог бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого вычтем из фактической сумы выручки условную сумму затрат:
459 695 – 401 988 = 57 707 тыс. руб.
По данным табл. 11 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции:
ПРП = Пусл1– Ппл = 64 476 – 64 800 = - 324 тыс. руб.;
структуры товарной продукции:
ПУд= Пусл2– Пусл1 = 66 357 - 64 476 = + 1 881 тыс. руб.;
средних цен реализации:
ПЦ = Пусл3 – Пусл2 = 57 707 – 66 357 = - 8 650 тыс. руб.;
себестоимости реализованной продукции:
ПС = Пф– Пусл3 = 61 752 – 57 707 = + 4 045 тыс. руб.
В итоге суммарное изменение суммы прибыли составило - 3048 тыс. руб. (- 324+1 881 – 8650 + 4045).
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
На хлебокомбинате сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения объемов реализации.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию Комбинат ниже темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. Индекс цен на продукцию составляет 0,9815 (459 695/468 345), а на ресурсы – 0,9899 (397 943/401 988). Это способствовало уменьшению прибыли на 4 605 тыс. руб. (-8650+4045). Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (РПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Пi= РПi х (Цi – Сi) (8)
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки.
Хлебобулочные изделия (в табл. 13 обозначим «А»)
Ппл= РПпл х (Цпл – Спл) = 18125 х (20,69-17,79) = 52 562 тыс. руб.
Пусл1= РПф х (Цпл– Спл) = 17697 х (20,69-17,49) = 56 630 тыс. руб.
Пусл2= РПф х (Цф – Спл) = 17697 х (21,30 – 17,49) = 67 426 тыс. руб.
Пф= РПф х (Цф – Сф) = 17697 х (21,30 – 18,63) = 47 251 тыс. руб.
Побщ= Пф– Ппл= 47 251 – 52 562 = - 5 311 тыс. руб.
ПРП = Пусл1– Ппл= 56 630 – 52 562 = + 4 068 тыс. руб.
ПЦ = Пусл2– Пусл1 = 67 426 – 56 630 = + 10 796 тыс. руб.
ПС = Пф– Пусл2= 47 251 – 67 426 = - 20 175тыс. руб.
Кондитерские изделия (в табл. 13 обозначим «Б»):
Ппл= РПпл х (Цпл – Спл) = 1458 х (54,50 - 47,56) = 10 118 тыс. руб.
Пусл1= РПф х (Цпл– Спл) = 1439 х (54,50-47,56) = 9 987 тыс. руб.
Пусл2= РПф х (Цф – Спл) = 1439 х (54,30 –47,56) = 9 699 тыс. руб.
Пф= РПф х (Цф – Сф) = 1439 х (54,30 – 48,18) = 8 807 тыс. руб.
Побщ= Пф– Ппл= 8 807 – 10 118 = - 1311 тыс. руб.
ПРП = Пусл1– Ппл= 9987 – 10118 = - 131 тыс. руб.
ПЦ = Пусл2– Пусл1 = 9699 – 9987 = -300 тыс. руб.
ПС = Пф– Пусл2= 8807 – 9699 = - 892 тыс. руб.
По прочей продукции (в табл. 13 обозначим «В»):
Ппл= РПпл х (Цпл – Спл) = 365 х (11,80-9,30) = 912 тыс. руб.
Пусл1= РПф х (Цпл– Спл) = 368 х (11,80-9,30) = 920 тыс. руб.
Пусл2= РПф х (Цф – Спл) = 368 х (12,50 – 9,30) =1177 тыс. руб.
Пф= РПф х (Цф – Сф) = 368 х (12,50 – 9,50) = 1104 тыс. руб.
Побщ= Пф– Ппл= 1104 – 912 = +192 тыс. руб.
ПРП = Пусл1– Ппл= 920 – 912 = + 8 тыс. руб.
ПЦ = Пусл2– Пусл1 = 1177 – 920 = + 257 тыс. руб.
ПС = Пф– Пусл2= 1104 – 1177 = - 73 тыс. руб.
Полученные результаты сведем в табл. 13
Таблица 13
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, т |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость 1 кг, руб. |
Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб. |
Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб. | |||||||
общее |
в том числе за счет | |||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
объема реализаци |
цены |
себестоимости | ||
А |
18125 |
17697 |
20,69 |
21,30 |
17,49 |
18,63 |
52562 |
47251 |
-5311 |
+4068 |
+10796 |
-20175 |
Б |
1458 |
1439 |
54,50 |
54,30 |
47,56 |
48,18 |
10118 |
8807 |
+1311 |
-131 |
-300 |
-892 |
В |
365 |
368 |
11,80 |
12,50 |
9,30 |
9,50 |
912 |
1104 |
+192 |
+8 |
+257 |
-73 |
Итог |
19948 |
19504 |
- |
- |
- |
- |
63592 |
57162 |
-3808 |
+3945 |
+10753 |
-21140 |
Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)