Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 223.07 Кб (Скачать файл)

На продукцию, отправляемую специализированными транспортными организациями, выписывается товарно-транспортная накладная. У поставщика она заменяет приказ - накладную, а у покупателя - приходный ордер.

Все первичные документы на отгруженную продукцию передаются в бухгалтерию для выписки расчетных документов (платежных требований, счетов).

На основании накладных на отпуск сырой продукции организация выписывает счета-фактуры в двух экземплярах (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), первый из которых не позднее пяти дней со дня отгрузки продукции передается покупателю, а второй остается в организации.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж. После чего счет-фактура подшивается в журнал учета выданных счетов-фактур и хранится в течение полных пяти лет с даты его выдачи.

В зависимости от условий договора с покупателями могут производиться как безналичные расчеты через обслуживающие банки, так и наличные, когда деньги вносятся в кассу организации.

При наличных расчетах, когда деньги вносятся в кассу, выписывается приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В кассовом ордере и квитанции указываются наименование получателя и плательщика, основание, по которому получены средства, и сумма.

При безналичных расчетах между предприятиями используются следующие документы: платежные требования, платежные поручения.

В связи производством и продажей продукции с малым сроком реализации Комбинат в договорах поставки такой продукции предусматривает возможность покупателя вернуть нереализованный товар с истекающим сроком годности.

Возврат продукции может осуществляться в виде:

1) обратной покупки по закупочной  стоимости товара с истекающим  сроком годности;

2) предоставления компенсационной  скидки, соответствующей закупочной  стоимости товара, поставленного  по договору поставки, который  не был реализован покупателем  по причине истечения срока  годности [5, с. 24].

В случае обратной покупки организация по договоренности с покупателем принимает товар с истекшим сроком годности обратно, такая операция классифицируется как реализация товара. То есть организация (первоначальный продавец) становится покупателем, а первоначальный покупатель – продавцом.

Возвращенная продукция принимается бывшим поставщиком к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Сумма НДС, предъявленного бывшим покупателем, может быть принята к вычету.

При списании поставщиком возвращенной ему продукции с истекшим сроком годности ее стоимость подлежит списанию в прочие расходы в соответствии с принятым способом оценки, установленным п. 16 ПБУ 5/01.

Однако право на принятие поставщиком предъявленной бывшим покупателем суммы НДС к вычету, а также уменьшение им налоговой базы по налогу на прибыль на затраты по выкупу продукции сохраняются при документальном подтверждении того, что:

  • поставщик вправе в соответствии с подп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ учесть в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимость товаров с истекшим сроком годности;
  • условие об обязанности поставщика выкупить у покупателя продукцию с истекшим или истекающим сроком годности предусмотрено договором (дополнительным соглашением) и является обязательным для поставщика;
  • обязанность выкупа продукции с истекшим или истекающим сроком годности направлена на сохранение дальнейших партнерских отношений с покупателями, с сохранением и расширением рынка сбыта продукции, а, а следовательно, расходы, связанные с реализацией данной обязанности, непосредственно связаны с деятельностью, приносящей доход (реализация продукции);
  • поставщик получает экономический эффект от выкупа продукции. Он связан с охранением количества покупателей (рынка сбыта). Данный эффект может быть просчитан поставщиком (в объемах закупки) в абсолютных величинах (в рублях);
  • процент расходов на выкуп продукции с истекшим сроком годности от общей выручки реализации продукции с маленьким сроком хранения незначителен (не более 1%);
  • право на учет в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимости товаров с истекшим сроком годности возникает у налогоплательщика, у которого такой товар имеется в наличии: у поставщика (в случае выкупа продукции, расторжения договора или при продаже через посредника) или у покупателя (в случае, если выкуп не производится). Цель использования рассматриваемого варианта помимо сохранения и расширения рынка сбыта – простота в оформлении первичной документации.

Для обобщения информации о наличии и движении сырой продукции, расходах, связанных с продажей продукции, о расчетах с покупателями и заказчиками, информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения конечного финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета:

43 «Сырая продукция» - счет активный, по дебету которого отражается  поступление сырой продукции  из производства по данным  ведомости выпуска сырой продукции, составленной на основе первичных  документов по учетной стоимости. По кредиту счета 43 отражается  фактическая себестоимость сырой  продукции, а также отклонение  фактической себестоимости сырой  продукции от ее учетной стоимости.

45 «Товары отгруженный» - счет активный  – используется в случае, если  выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время  не может быть признана в  бухгалтерском учете. При этом  такая продукция отражается в  бухгалтерском учете у покупателя  на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные  ценности, принятые на ответственное  хранение», а у поставщика - на  балансовом счете как товары  отгруженные счет 45 «Товары отгруженные. На нем отражаются готовые  изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные  собственным транспортом в адрес  покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.

44 «Расходы на продажу» - счет  активный – используется для  учета расходов, связанных с продажей  продукции, товаров, работ и услуг.

По дебету счета 44 отражаются фактические расходы на продажу организации за отчетный период.

По кредиту - списание фактических расходов на продажу за отчетный период.

Начальное (конечное) сальдо отражает сумму расходов на продажу, относящуюся к остатку продукции на начало (конец) периода.

Коммерческие расходы Комбинат включают:

  • затраты, связанные со сбытом продукции;
  • затаривание и упаковка хлебобулочных, кондитерских изделий (полиэтиленовые обертки, пакеты, картонные упаковки для тортов);
  • погрузкой хлеба и хлебобулочных, а также кондитерских изделий в автомобильный транспорт (в том числе заработная плата грузчиков сырой продукции с начислениями единого социального налога);
  • выгрузка возвратной тары (лотков и контейнеров) в экспедиции хлебокомбината;
  • затраты на приобретение и ремонт тары;
  • стоимость износа тары (лотков и контейнеров);
  • оплата услуг транспортных и посреднических организаций по доставке сырой продукции в торговые сети, а также покупателям;
  • расходы по доставке продукции собственным транспортом;
  • расходы на рекламу, включая расходы на участие в выставках, ярмарках и др.

А также расходы, связанные с функционированием торговых подразделений Комбинат - издержки обращения:

  • содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
  • содержание инвентаря, хозяйственные и канцелярские расходы;
  • заработная плата продавцов в торговых подразделениях Комбинат; оплата единого социального налога.

Регистр синтетического учета – журнал-ордер №11.

Регистр аналитического учета – ведомость № 15, в которой аналитические счета открываются по видам и статьям расходов.

Порядок списания расходов зависит от принятого в учетной политике организации варианта: полностью или частично.

Если организация определяет расходы на продажу постоянными и в бухгалтерском учете признает выручку от продажи продукции, то расходы на продажу полностью списываются со счета 44 на счет 90. Если организация производит частичное списание расходов на продажу, то распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку сырой продукции. Эти расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами проданной продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции.

62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками», по дебету которого  отражается дебиторская задолженность  покупателей (заказчиков) по цене  продажи продукции. По кредиту  – сумма погашенной дебиторской  задолженности, а также суммы  полученных авансов и предварительной  оплаты.

90 «Продажи» - операционный активно  – пассивный оценочно - результатный  счет. По дебету указанного счета  показывается фактическая себестоимость  проданной продукции (включает в  себя производственную себестоимость  и расходы по продаже), а по  кредиту - выручка от продажи или  поступивший от покупателей платеж. При этом если текущий учет  движения продукции, работ, услуг  ведется по учетным ценам (плановая  или нормативная себестоимость, отпускная цена), то по дебету  счета 90 "Продажи" отражается их  стоимость по учетным ценам  и разница между фактической  себестоимостью и учетной стоимостью.

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

  • сырой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
  • работам и услугам промышленного характера;
  • работам и услугам непромышленного характера;
  • покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
  • строительным, монтажным, проектно-исследовательским и тому подобным работам;
  • товарам;
  • услугам по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
  • услугам связи;
  • предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
  • предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
  • участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п. [12, с. 314]

Таким образом, на организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияет следующее:

  • момент реализации для целей налогообложения;
  • схема расчетов за продукцию, работы, услуги;
  • момент перехода права собственности в договоре.

Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.

 

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СБАГРИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ  В КОМБИНАТ

 

2.1 Экономическая характеристика условий  и результатов производственной  деятельности Комбинат

 

Комбинат является средним по размеру промышленным предприятием и одним из ведущих производителей хлебобулочной продукции в г.Ульяновске.

Дата основания комбината – 1970 год. Предприятие является Комбинат.

Основными видами деятельности являются:

  • Производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий (82%);
  • Производство и реализация кондитерских (17%);
  • Прочее (1%).

Основную выручку и прибыль предприятие получает от реализации продукции хлебопекарного производства.

  • Цели в области продаж:
  • доведение доли общего рынка продаж хлебопекарной продукции в городе Ульяновске до 25%.
  • обновлять ассортимент хлебопекарного производства не менее чем 5% за год.
  • обеспечить представленность продукции во всех сетях и крупных магазинах.

Продукция хлебокомбината выпускается из двух основных цехов. Это цех производства хлеба и хлебобулочной изделий, цех производства кондитерских изделий.

Продукция Комбинат распространяется через магазины фирменной торговли (сеть магазинов «Хлебушко»), площади торговых залов которых составляют от 150 кв.м до 160 кв.м; посредством участия и выигрыша на конкурсных торгах по линии государственного заказа муниципальным учреждениям (детские дошкольные (20 учреждений) и образовательные учреждения (18 средних школ), ЦГКБ и другие учреждения здравоохранения Заволжского района(5 больниц)), а также предприятиями торговли разной формы собственности («Пятерочка», «Гулливер», «Магнит», ЧП Давыдов и другие).

В 2008 году Комбинат были получены следующие результаты (табл. 1, 2):

 

Таблица 1

Результаты деятельности Комбинат за период 2006-2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение относительно прошлого года, %

1.Объем произведенной продукции, тыс. руб.

       

в действующих ценах

196005

255560

321282

125,72

в сопоставимых ценах

239126

286227

321282

112,25

2. Номенклатура, тонны

       

Хлеб и хлебобулочные изделия

15322,69

15192,33

15616,41

102,79

Сухари, прочая продукция

83,70

83,76

66,56

79,46

Мучные кондитерские изделия

788,72

803,74

705,77

87,81

3. Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

279907

361581

459695

127,13

в том числе:

       

Хлебобулочные изделия

220007

289265

376950

130,31

Мучные кондитерские изделия

57661

68700

78148

113,75

Прочая продукция

2239

3616

4597

127,13

4. Дебиторская задолженность –  всего, тыс. руб.

14197

35640

40530

113,72

в том числе покупатели и заказчики

9551

12688

20158

158,87

5. Кредиторская задолженность –  всего, тыс. руб.

20272

23478

73065

311,21

в том числе поставщики и подрядчики

7567

9918

19102

192,60

5. Задолженность перед бюджетом  и внебюджетными фондами, тыс. руб.

5962

4667

4072

87,25

6. Займы и кредиты, тыс. руб.

28003

42000

31154

74,18

7. Среднесписочная численность, чел.

670

670

650

97,01

8. Среднесписочная численность ППП, чел.

650

650

630

96,92

9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

63998

69192

82235

118,85

10. Среднемесячная зарплата, руб.

7960

8606

10543

122,51

11. Выработка на 1 работающего, тыс. руб.

367,89

440,35

509,97

115,81

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)