Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат
Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.
Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства
Таблица 7
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2008 году, тыс. руб.
Вид изделия |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
Хлебобулочные изделия |
Образовательные учреждения |
18 990 |
19 300 |
18 990 | |
Учреждения здравоохранения |
7 130 |
7 237 |
7 130 | ||
ООО «Гулливер» |
30 950 |
31 362 |
30 950 | ||
ЗАО «Пятерочка» |
20 803 |
21 712 |
20 803 | ||
ООО «Магнит» |
27 239 |
26 537 |
-702 |
26 537 | |
ИП Макарова |
14 480 |
14 475 |
-5 |
14 475 | |
ИП Давыдов |
19 300 |
19 299 |
19 299 | ||
Прочие |
12 000 |
12 062 |
-62 |
12 000 | |
Кондитерские изделия |
Образовательные учреждения |
2 650 |
2 344 |
-306 |
2 344 |
ООО «Гулливер» |
14 100 |
14 067 |
-33 |
14 067 | |
ЗАО «Пятерочка» |
9 350 |
9 378 |
9 350 | ||
ООО «Магнит» |
16 400 |
16 411 |
16 400 | ||
ИП Макарова |
7 100 |
7 033 |
-67 |
7 033 | |
ИП Давыдов |
8 600 |
8 596 |
-4 |
8 596 | |
Прочие |
4 600 |
4 689 |
4 600 | ||
Прочая продукция |
ООО «Гулливер» |
55 100 |
55 164 |
55 100 | |
ЗАО «Пятерочка» |
82 700 |
82 746 |
82 700 | ||
ООО «Магнит» |
64 500 |
64 358 |
-142 |
64 358 | |
ИП Макарова |
18 000 |
18 388 |
18 000 | ||
ИП Давыдов |
26 998 |
27 582 |
26 998 | ||
Прочие |
59 462 |
59 761 |
59 462 | ||
Итого: |
520 452 |
522 501 |
-1897 |
519 992 |
В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через магазины «Хлебушко».
Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.
, или 99,6 %
Из таблицы видно, что за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по кондитерским изделиям недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].
Одним из важнейших условий повышения эффективности хозяйственной деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку для обеспечения более полного удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в ассортименте.
Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворить различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.
К примеру, в последнее время спрос на традиционные ржаные и ржано-пшеничные сорта хлеба падает, потребители все больше внимания уделяют здоровому питанию и делают выбор в пользу хлебобулочных изделий премиум – класса с добавками злаков, морской капусты, специй и т.д. В связи с этим, Комбинат в 2008 году приступил к освоению производства хлебобулочной продукции с витаминными добавками.
Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии её формирования.[11, с.39]
Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.
Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа продаж получены следующие результаты:
В рамках второго этапа анализа сбагривания продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.
Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. [7, 124] Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:
оценить качество работы отдела маркетинга;
если снижение ритмичности обусловлено невыполнением производственной программы, то необходимо выяснить конкретные причины, вызвавшие данное снижение (ремонт оборудования, прогулы работников, недопоставки материальных ресурсов и т.д.), и устранить их;
если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не посредним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;
снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом [7, с. 125].
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие ритмичность работы Комбинат.
Таблица 8
Ритмичность реализации продукции в 2008 г.
Месяцы |
Реализация продукции, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Январь |
39 030 |
38 907 |
8,45 |
8,46 |
0,996849 |
8,45 |
Февраль |
38 300 |
39 695 |
8,29 |
8,64 |
1,036423 |
8,29 |
Март |
39 883 |
38 003 |
8,64 |
8,27 |
0,952862 |
8,27 |
Апрель |
38 483 |
38 000 |
8,33 |
8,27 |
0,987449 |
8,27 |
Май |
46 104 |
38 100 |
9,98 |
8,29 |
0,826393 |
8,29 |
Июнь |
39 000 |
37 805 |
8,45 |
8,22 |
0,969359 |
8,22 |
Июль |
38 907 |
37 800 |
8,43 |
8,22 |
0,971548 |
8,22 |
Август |
38 400 |
38 060 |
8,32 |
8,28 |
0,991146 |
8,28 |
Сентябрь |
39 070 |
38 040 |
8,46 |
8,28 |
0,973637 |
8,28 |
Октябрь |
38 000 |
37 600 |
8,23 |
8,18 |
0,989474 |
8,18 |
Ноябрь |
32 603 |
37 085 |
7,06 |
8,07 |
1,137472 |
8,07 |
Декабрь |
34 020 |
40 600 |
7,37 |
8,83 |
1,193416 |
7,37 |
Итого |
461 800 |
459 695 |
100,00 |
100,00 |
12,02603 |
98,19 |
Из таблицы видно, что в течение года удельный вес фактически реализованной продукции незначительно расходится с плановым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного веса от ранее запланированного наблюдается в мае (на 1,69%), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.
Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.
Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – муки пшеничной. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:
, (4)
где n – число суммируемых отклонений от планового задания;
- средний объем продаж за период;
- фактический
объем продаж в отчетном
- плановый
объем продаж в отчетном
Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:
По завершению второго этапа получены результаты:
Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.
недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.
Третьим этапом анализа сбагривания продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)
(5)
где Зпост– постоянные затраты на производство и сбыт продукции;
Умд– уровень маржинального дохода.
Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период [6, с. 260]. Определим, при каком объеме сбагривания продукции, Комбинат не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).
Таблица 9.
Расчет критического объема продаж
Год |
Затраты, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Маржинальный доход |
Уровень маржинального дохода в сумме выручки |
Уровень безубыточности | |
Постоянные |
Переменные | |||||
2006 |
70 322 |
172 170 |
341 486 |
169 316 |
0,49 |
141 830 |
2007 |
95 045 |
221 772 |
404 970 |
183 198 |
0,45 |
210 104 |
2008 |
117 165 |
316 778 |
459 695 |
142 917 |
0,31 |
376 870 |
Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)