Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:03, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база по учету продаж продукции.
Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции.
Организация бухгалтерского учета продаж продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 223.07 Кб (Скачать файл)

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства

 

Таблица 7

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2008 году, тыс. руб.

Вид изделия

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Хлебобулочные изделия

Образовательные учреждения

18 990

19 300

 

18 990

Учреждения здравоохранения

7 130

7 237

 

7 130

ООО «Гулливер»

30 950

31 362

 

30 950

ЗАО «Пятерочка»

20 803

21 712

 

20 803

ООО «Магнит»

27 239

26 537

-702

26 537

ИП Макарова

14 480

14 475

-5

14 475

ИП Давыдов

19 300

19 299

 

19 299

Прочие

12 000

12 062

-62

12 000

Кондитерские изделия

Образовательные учреждения

2 650

2 344

-306

2 344

ООО «Гулливер»

14 100

14 067

-33

14 067

ЗАО «Пятерочка»

9 350

9 378

 

9 350

ООО «Магнит»

16 400

16 411

 

16 400

ИП Макарова

7 100

7 033

-67

7 033

ИП Давыдов

8 600

8 596

-4

8 596

Прочие

4 600

4 689

 

4 600

Прочая продукция

ООО «Гулливер»

55 100

55 164

 

55 100

ЗАО «Пятерочка»

82 700

82 746

 

82 700

ООО «Магнит»

64 500

64 358

-142

64 358

ИП Макарова

18 000

18 388

 

18 000

ИП Давыдов

26 998

27 582

 

26 998

Прочие

59 462

59 761

 

59 462

Итого:

520 452

522 501

-1897

519 992


 

В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через магазины «Хлебушко».

Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.

 

, или 99,6 %

 

Из таблицы видно, что за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по кондитерским изделиям недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].

Одним из важнейших условий повышения эффективности хозяйственной деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку для обеспечения более полного удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворить различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.

К примеру, в последнее время спрос на традиционные ржаные и ржано-пшеничные сорта хлеба падает, потребители все больше внимания уделяют здоровому питанию и делают выбор в пользу хлебобулочных изделий премиум – класса с добавками злаков, морской капусты, специй и т.д. В связи с этим, Комбинат в 2008 году приступил к освоению производства хлебобулочной продукции с витаминными добавками.

Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии её формирования.[11, с.39]

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.

Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа продаж получены следующие результаты:

  • выявлены тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции – за три последних года наблюдается увеличение темпов роста выручки на 34,6 %;
  • по прежнему лидирующие позиции в выручке от реализации сырой продукции занимают хлебобулочные (82 %) и кондитерские изделия (17 %).

В рамках второго этапа анализа сбагривания продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. [7, 124] Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:

оценить качество работы отдела маркетинга;

если снижение ритмичности обусловлено невыполнением производственной программы, то необходимо выяснить конкретные причины, вызвавшие данное снижение (ремонт оборудования, прогулы работников, недопоставки материальных ресурсов и т.д.), и устранить их;

если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не посредним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;

снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом [7, с. 125].

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие ритмичность работы Комбинат.

 

Таблица 8

Ритмичность реализации продукции в 2008 г.

Месяцы

Реализация продукции, тыс. рублей

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

Январь

39 030

38 907

8,45

8,46

0,996849

8,45

Февраль

38 300

39 695

8,29

8,64

1,036423

8,29

Март

39 883

38 003

8,64

8,27

0,952862

8,27

Апрель

38 483

38 000

8,33

8,27

0,987449

8,27

Май

46 104

38 100

9,98

8,29

0,826393

8,29

Июнь

39 000

37 805

8,45

8,22

0,969359

8,22

Июль

38 907

37 800

8,43

8,22

0,971548

8,22

Август

38 400

38 060

8,32

8,28

0,991146

8,28

Сентябрь

39 070

38 040

8,46

8,28

0,973637

8,28

Октябрь

38 000

37 600

8,23

8,18

0,989474

8,18

Ноябрь

32 603

37 085

7,06

8,07

1,137472

8,07

Декабрь

34 020

40 600

7,37

8,83

1,193416

7,37

Итого

461 800

459 695

100,00

100,00

12,02603

98,19


 

Из таблицы видно, что в течение года удельный вес фактически реализованной продукции незначительно расходится с плановым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного веса от ранее запланированного наблюдается в мае (на 1,69%), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.

Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.

Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – муки пшеничной. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:

 

, (4)

 

где  n – число суммируемых отклонений от планового задания;

- средний  объем продаж за период;

- фактический  объем продаж в отчетном периоде;

- плановый  объем продаж в отчетном периоде.

Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:

 

 

По завершению второго этапа получены результаты:

Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.

недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.

Третьим этапом анализа сбагривания продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)

 

      (5)

 

где  Зпост– постоянные затраты на производство и сбыт продукции;

Умд– уровень маржинального дохода.

 

Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период [6, с. 260]. Определим, при каком объеме сбагривания продукции, Комбинат не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).

 

Таблица 9.

Расчет критического объема продаж

Год

Затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Маржинальный доход

Уровень маржинального дохода в сумме выручки

Уровень безубыточности

Постоянные

Переменные

2006

70 322

172 170

341 486

169 316

0,49

141 830

2007

95 045

221 772

404 970

183 198

0,45

210 104

2008

117 165

316 778

459 695

142 917

0,31

376 870

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции (работ, услуг)