Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:51, дипломная работа
Целью дипломного исследования состоит в разработке научно-методических положений по созданию эффективных межбюджетных отношений путем разработки доходных источников и расходных полномочий бюджетов всех уровней.
Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений, дать авторскую трактовку межбюджетных отношений;
- рассмотреть основные этапы развития межбюджетных отношений, выявить их основные проблемы и противоречия
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..…………..6
1.1 Анализ категориального аппарата бюджета, бюджетной системы и межбюджетных отношений ……………………………………….……………..6
1.2 Этапы становления и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации …………………………………………………………..19
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Проблемы межбюджетных отношений и пути их реформирования на современном этапе 37
2.3 Формы финансового взаимодействия межбюджетных отношений в Российской Федерации 46
Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Централизация основных налоговых доходов, уменьшение региональных и местных налогов, передачи в муниципалитеты не закрепленных расходных полномочий в достаточной степени приводит к поиску решения проблем разграничения доходов и расходных полномочий через совершенствование неналоговых доходов.
Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Кроме того, муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (но лишь в целях погашения своего дефицита). Муниципальные ценные бумаги выпускаются главным образом в виде облигаций – как именных, так и на предъявителя. Эмиссия ценных бумаг при этом осуществляется отдельными выпусками.
В наращивании неналоговых доходов местных бюджетов на наш взгляд особое место имеет также создание муниципальных банков.
В формировании межбюджетных отношений ключевым вопросом является предоставление финансовой помощи субъектам РФ на решение вопросов регионального и местного значения. Начиная с 2005 г. и по настоящее время субъектами РФ приводятся в соответствие с новыми требованиями Бюджетного кодекса РФ региональные законы о межбюджетных отношениях.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ осуществляется в форме предоставления:
Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е гг. прошлого века. Объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики.
На наш взгляд, настало время активнее и разностороннее использовать бюджет в качестве инструмента рыночного хозяйствования, не ограничивая его роли участием в макроэкономической сбалансированности.
Бюджетное законодательство должно открывать просторы для дальнейшего развития межбюджетных отношений, влияющих на изменение экономических и социальных условий. Правовые нормы бюджетных законов должны быть достигнуты путем снятия преград на пути развития бюджетной сферы страны.
Успешное развитие межбюджетных отношений в РФ зависит от возможности проводить самостоятельную бюджетно-налоговую политику на уровне субъект РФ – муниципальное образование в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня.
При закреплении налоговых доходов за бюджетами разных уровней бюджетной системы следует руководствоваться необходимостью достижения наиболее эффективной «вертикальной» и «горизонтальной» сбалансированности расходных обязательств и доходных источников. Достижение данной цели возможно только при наиболее равномерно размещенных и немобильных налогах, так как только такое закрепление позволит максимально сократить различия в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, межбюджетное регулирование будет эффективным.
Выбор наиболее оптимального подхода к распределению налоговых доходов между бюджетами разных уровней создает предпосылки для повышения качества управления финансами, предоставления бюджетных услуг, а, следовательно, укрепления основ бюджетного федерализма.
На наш взгляд, закрепление части доходных отчислений от федеральных финансово-значимых налогов, таких как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество организаций на постоянной основе за региональными и местными бюджетами будет способствовать усилению заинтересованности территориальных органов в собираемости этих налогов, наращивании собственных доходов и повышении самостоятельности бюджетов. Налог на доходы физических лиц предлагаем в перспективе полностью закрепить за местными бюджетами, т.е. сделать местным налогом. Это позволило бы органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления своевременно утверждать бюджет на очередной финансовый год, вести среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование.
Поиск основных направлений совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые вытекают из новаций бюджетного законодательства и перевода бюджетных взаимосвязей между федеральным центром и субъектами Федерации в среднесрочный временной интервал.
Закрепление части доходных отчислений от федеральных финансово-значимых налогов, таких как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество организаций на постоянной основе за региональными и местными бюджетами будет способствовать усилению заинтересованности территориальных органов в собираемости этих налогов, наращивании собственных доходов и повышении самостоятельности бюджетов. Налог на доходы физических лиц предлагаем в перспективе полностью закрепить за местными бюджетами, т.е. сделать местным налогом.
Основным направлением совершенствования межбюджетных отношений должен стать постепенный переход к преимущественному созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов Федерации и обеспечению заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.
Для совершенствования бюджетного процесса приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:
Главным стратегическим курсом последовательных действий этапов развития межбюджетных отношений и среднесрочной перспективы должны стать ощутимые результаты решения проблем, касающиеся в улучшении социально-экономического положения граждан РФ и упрощении получения бюджетных услуг со стороны государственных органов на местах. Достижению поставленной цели в свою очередь должны способствовать заинтересованность федеральных, региональных и местных органов государственной власти в сфере бюджетно-налоговой политики. Необходимо развивать инфраструктуру, расширять возможности развитию экономического потенциала, помогать развитию бизнеса, эффективно использовать неналоговые доходы, создавать условия инвестиционной базы и улучшению качества государственных услуг муниципальных образований.
Список использованных источников
1 В.М. Пушкарева. История финансовой мысли и политики налогов.: Изд- во Финансы и статистика. М. 2003-С.47
2 Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. 1924. - С. 563
3 Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки, - С. 53.
4 Меньков Ф.А. Основные начала финансовой науки. - М., 1924.-С. 138-139.
5 Родионова В. М., Вавилов Ю. А., Гончаренко Л. И. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1994. - С. 252.
6 Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Бюджетный процесс Российской Федерации. - М., 1998. С.8.
7 Ст.6. Гл. 1 Ч I. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2008г.
8 «Отчет облфо по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик за 1957 год». Ф. – № 3918, Описи – 3, Ед. хр. – 64, связки – 10. стр. 1,4,5,6,7,8. Государственный архив Ростовской области.
9 Данные: «Бюджет г. Ростов н/Д за 1956 год», Финансовый отдел исполкома Ростовского-на-Дону городского совета депутатов трудящихся. Ф. - № 4194, Опись – 1, Ед. хр. – 162, Связки – 15. стр. 8-9,11. Государственный архив Ростовской области.
10 ст.6.Гл. 1 Ч I. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.:ГроссМедиа, 2008г.
11 Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ, 1999.-С.30.
12 Вахрин П. И. , Бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.- С. 43.
13 В.В. Ковалева. Финансы. М. 2004. С.512
14 См., напр.: Жадобина Н.Н. Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления: Дисс. ... к.ю.н. — Тюмень, 2001. — С. 16; Коровкин Д.И. Реализация правового статуса субъекта Российской Федерации в системе межбюджстных отношений: Дисс. ... к.ю.н. — М.: РАГС, 2001. С. 7.
15 Законодательство и экономика. Механизм правового регулирования межбюджетных отношений: теория и практика. 2004 №8 С.24 .
16 Хорхе Мартинес-Васкес и Джеймсон Бо. Россия: переход к новому федерализму., Изд-во «Весь Мир» 2002.С.110
17 Сборник законодательных актов Российской Федерации 1991. Выпуск IV. № 46. ст. 1543
18 Для этого необходимо на данный момент 6,5 трлн. рублей, а весь консолидированный бюджет России на 2003г. составляет 3,5 трлн. рублей, т. е 3 трлн. рублей это невыполненные обязательства государства перед гражданами» (близко к тексту) Из выступления В.В. Путина. Май 2003г.
19 Н.С. Максимова. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации//Финансы.2002. №8. С.8
20 ст. 71, 72. Гл. 3, Разд. I; ст. 132. Гл. 8. Разд. I, Конституция РФ от 12.12.93г.
Информация о работе Теоретико-методические основы межбюджетных отношений