Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:10, дипломная работа
Основной целью данной работы является решение актуальных проблем межбюджетных отношений в России при помощи использования немецкого опыта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы межбюджетных отношений в федеративных государствах: понятийный аппарат, принципы организации, модели и инструменты регулирования межбюджетных отношений;
- охарактеризовать основные черты немецкой модели межбюджетных отношений;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений в федеративном государстве 7
1.1. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации 7
1.2. Типология межбюджетных отношений в различных моделях бюджетного федерализма 13
1.3. Инструменты регулирования межбюджетных отношений 18
Глава 2. Проблемы межбюджетных отношений в федеративном государстве 23
2.1. Модель организации и регулирования межбюджетных отношений в Германии 23
2.2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: основные тенденции развития в 2000-2012 гг. 46
2.3. Проецирование кооперативного федерализма на межбюджетные отношения в России 62
Глава 3. Совершенствование межбюджетных отношений в России 66
3.1. Стимулирование субъектов РФ к развитию налогового потенциала 66
3.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств в РФ 72
Заключение 77
Библиографический список 81
Приложение 1. Налоговые доходы Федеративной Республики Германии в 2011 году (в денежном измерении и в % от общего объема налоговых доходов)91.
Приложение 2. Доходы от общих налогов Федеративной Республики Германии в 2011 году92.
Приложение 3. Доходы от федеральных налогов Федеративной Республики Германии в 2011 году93.
Приложение 4. Доходы от земельных налогов Федеративной Республики Германии в 2011 году94.
Приложение 5. Налоговые доходы Федеративной Республики Германии в 2001-2011 годах95.
Приложение 6. Выравнивание финансовой обеспеченности земель ФРГ в 2008 году
NW Северный Рейн-Вестфалия |
BY Свободное государство Бавария |
BW Баден-Вюртемберг |
NI Нижняя Саксония |
HE Гессен |
SN Свободное государство Саксония |
RP Рейнланд-Пфальц |
ST Саксония-Анхальт |
SH Шлезвиг-Гольштейн |
TH Свободное государство Тюрингия |
BB Бранденбург |
MB Мекленбург-Передняя Померания |
SL Саар |
BE Берлин |
HH Свободный ганзейский город Гамбург |
HB Свободный ганзейский город Бремен |
Германия в целом | |
Доходы земель до распределения налога с оборота (на душу населения в % от среднего) |
104,2 |
124,6 |
121,1 |
82,9 |
132,3 |
48,7 |
95,9 |
47,6 |
87,1 |
46,7 |
55,9 |
44,2 |
81,9 |
81,2 |
175,1 |
101,0 |
100,0 |
Налог с оборота (разница между распределением по действующему законодательству и полное распределение по численности населения) в млн. € |
-2 813,0 |
-1 960,0 |
-1 683,0 |
585,0 |
-950,0 |
2 319,0 |
-432,0 |
1 358,0 |
45,0 |
1 318,0 |
1 141,0 |
1 028,0 |
90,0 |
334,0 |
-277,0 |
-104,0 |
± 8219 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (до финансового выравнивания) |
99,8 |
112,4 |
112,4 |
97,2 |
120,4 |
85,4 |
94,2 |
86,2 |
95,9 |
85,2 |
86,9 |
83,4 |
93,3 |
67,2 |
108,8 |
72,4 |
100,0 |
Горизонтальное выравнивание земель в € млн. |
49,9 |
-2 938,0 |
-2 520,5 |
322,8 |
-2 488,6 |
1 169,8 |
376,6 |
632,5 |
178,4 |
643,3 |
626,7 |
544,8 |
116,7 |
3 154,5 |
-375,3 |
506,7 |
± 8322 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране 1 (после горизонтального выравнивания) |
99,9 |
104,5 |
104,5 |
98,6 |
106,5 |
94,8 |
97,4 |
95,0 |
98,0 |
94,8 |
95,2 |
94,3 |
97,1 |
90,2 |
103,5 |
91,5 |
100,0 |
Федеральные трансферты (3 уровень выравнивания) в млн. € |
167,2 |
450,6 |
195,4 |
247,2 |
96,9 |
246,9 |
249,0 |
202,2 |
57,7 |
986,2 |
164,0 |
3 063,3 | |||||
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (после распределения федеральных трансфертов) |
99,3 |
98,4 |
99,0 |
98,5 |
99,2 |
98,4 |
98,5 |
98,3 |
99,0 |
97,4 |
97,7 |
Приложение 7. Выравнивание финансовой обеспеченности земель ФРГ в 2009 г. по сравнению 2008 г.
годы |
NW Северный Рейн-Вестфалия |
BY Свободное государство Бавария |
BW Баден-Вюртемберг |
NI Нижняя Саксония |
HE Гессен |
SN Свободное государство Саксония |
RP Рейнланд-Пфальц |
ST Саксония-Анхальт |
SH Шлезвиг-Гольштейн |
TH Свободное государство Тюрингия |
BB Бранденбург |
MB Мекленбург-Передняя Померания |
SL Саар |
BE Берлин |
HH Свободный ганзейский город Гамбург |
HB Свободный ганзейский город Бремен |
Германия в целом | |
Доходы земель до распределения налога с оборота (на душу населения в % от среднего) |
2009 |
105,5 |
129,6 |
114,6 |
83,5 |
128,1 |
46,9 |
98,4 |
47,0 |
95,0 |
47,6 |
62,1 |
47,6 |
85,6 |
75,9 |
156,8 |
100,0 |
100,0 |
2008 |
104,2 |
124,6 |
121,1 |
82,9 |
132,3 |
48,7 |
95,9 |
47,6 |
87,1 |
46,7 |
55,9 |
44,2 |
81,9 |
81,2 |
175,1 |
101,0 |
100,0 | |
Налог с оборота (разница между распределением по действующему законодательству и полное распределение по численности населения) в млн. € |
2009 |
-2378 |
-1661 |
-1429 |
509 |
-805 |
2159 |
-476 |
1222 |
-219 |
1147 |
829 |
842 |
39 |
545 |
-236 |
-88 |
± 7292 |
2008 |
-2813 |
-1960 |
-1683 |
585 |
-950 |
2319 |
-432 |
1358 |
45 |
1318 |
1141 |
1028 |
90 |
334 |
-277 |
-104 |
± 8219 | |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (до горизонтального выравнивания) |
2009 |
100,3 |
114,8 |
108,4 |
98,9 |
117,0 |
87,3 |
95,0 |
87,4 |
95,8 |
87,2 |
88,4 |
84,7 |
94,0 |
67,6 |
101,5 |
74,3 |
100,0 |
2008 |
99,8 |
112,4 |
112,3 |
97,3 |
120,3 |
85,5 |
94,3 |
86,2 |
95,9 |
85,3 |
87,0 |
83,5 |
93,3 |
67,2 |
108,7 |
72,4 |
100,0 | |
Горизонтальное выравнивание в € млн. |
2009 |
-61 |
-3370 |
-1508 |
114 |
-1919 |
921 |
295 |
520 |
171 |
502 |
506 |
457 |
93 |
2893 |
-49 |
434 |
± 6907 |
2008 |
54 |
-2923 |
-2499 |
317 |
-2470 |
1158 |
374 |
627 |
177 |
637 |
621 |
538 |
116 |
3140 |
-371 |
505 |
± 8263 | |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране 1(после горизонтального выравнивания) |
2009 |
100,1 |
105,0 |
103,3 |
99,4 |
105,5 |
95,4 |
97,7 |
95,4 |
98,0 |
95,3 |
95,6 |
94,6 |
97,3 |
90,3 |
100,8 |
92,0 |
100,0 |
2008 |
99,9 |
104,5 |
104,5 |
98,6 |
106,5 |
94,9 |
97,4 |
95,0 |
98,0 |
94,8 |
95,3 |
94,3 |
97,1 |
90,2 |
103,5 |
91,5 |
100,0 | |
Федеральные трансферты (3 уровень выравнивания) в млн. € |
2009 |
18 |
369 |
158 |
209 |
93 |
201 |
208 |
174 |
48 |
907 |
143 |
2527 | |||||
2008 |
163 |
447 |
194 |
245 |
96 |
245 |
247 |
200 |
58 |
982 |
164 |
3041 | ||||||
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (после распределения федеральных трансфертов) |
2009 |
99,5 |
98,6 |
99,1 |
98,6 |
99,2 |
98,6 |
98,6 |
98,4 |
99,0 |
97,4 |
97,8 |
||||||
2008 |
99,3 |
98,5 |
99,0 |
98,4 |
98,5 |
98,3 |
99,0 |
97,4 |
97,7 |
Приложение 8. Выравнивание финансовой обеспеченности земель ФРГ в 2010г.
NW Северный Рейн-Вестфалия |
BY Свободное государство Бавария |
BW Баден-Вюртемберг |
NI Нижняя Саксония |
HE Гессен |
SN Свободное государство Саксония |
RP Рейнланд-Пфальц |
ST Саксония-Анхальт |
SH Шлезвиг-Гольштейн |
TH Свободное государство Тюрингия |
BB Бранденбург |
MB Мекленбург-Передняя Померания |
SL Саар |
BE Берлин |
HH Свободный ганзейский город Гамбург |
HB Свободный ганзейский город Бремен |
Германия в целом | |
Доходы земель до распределения налога с оборота (на душу населения в % от среднего) |
100,5 |
129,3 |
117,2 |
85,7 |
127,4 |
50,3 |
97,4 |
48,3 |
93,4 |
48,7 |
61,8 |
49,0 |
79,6 |
88,2 |
157,5 |
95,1 |
100 |
Налог с оборота (разница между распределением по действующему законодательству и полное распределение по численности населения) в млн. € |
-2204 |
-1545 |
-1327 |
378 |
-749 |
2024 |
-393 |
1201 |
-136 |
1139 |
864 |
830 |
125 |
58 |
-220 |
-46 |
± 6620 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (до горизонтального выравнивания) |
98,5 |
115,5 |
109,4 |
97,6 |
115,9 |
88,3 |
95,5 |
88,1 |
97,4 |
88,1 |
90,6 |
86,7 |
94,3 |
68,2 |
102,0 |
74 |
100 |
Горизонтальное выравнивание в € млн. |
358 |
-3491 |
-1694 |
256 |
-1738 |
843 |
263 |
491 |
100 |
466 |
397 |
393 |
88,6 |
2884 |
-62 |
444 |
± 6985 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране 1(после горизонтального выравнивания) |
99,2 |
105,5 |
103,8 |
98,8 |
105,6 |
95,6 |
97,9 |
95,6 |
98,7 |
95,6 |
96,3 |
95,2 |
97,4 |
90,5 |
101,0 |
91,9 |
100 |
Федеральные трансферты (3 уровень выравнивания) в млн. € |
122 |
125 |
347 |
142 |
200 |
51 |
190 |
175 |
155 |
46 |
907 |
146 |
2607 | ||||
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (после распределения федеральных трансфертов) |
99,4 |
99,3 |
98,6 |
99,1 |
98,6 |
99,3 |
98,6 |
98,8 |
98,5 |
99,0 |
97,5 |
97,8 |
Приложение 9. Выравнивание финансовой обеспеченности земель ФРГ в 2011 г.
NW Северный Рейн-Вестфалия |
BY Свободное государство Бавария |
BW Баден-Вюртемберг |
NI Нижняя Саксония |
HE Гессен |
SN Свободное государство Саксония |
RP Рейнланд-Пфальц |
ST Саксония-Анхальт |
SH Шлезвиг-Гольштейн |
TH Свободное государство Тюрингия |
BB Бранденбург |
MB Мекленбург-Передняя Померания |
SL Саар |
BE Берлин |
HH Свободный ганзейский город Гамбург |
HB Свободный ганзейский город Бремен |
Германия в целом | |
Доходы земель до распределения налога с оборота (на душу населения в % от среднего) |
101,5 |
127,9 |
118,3 |
83,9 |
124,5 |
51,4 |
96,6 |
51,6 |
95,5 |
50,7 |
62,4 |
50,9 |
81,7 |
85,5 |
155,6 |
96,5 |
100,0 |
Налог с оборота (разница между распределением по действующему законодательству и полное распределение по численности населения) в млн. € |
- 2403 |
- 1692 |
- 1451 |
617 |
- 818 |
2161 |
- 381 |
1209 |
- 229 |
1187 |
931 |
868 |
110 |
195 |
- 241 |
- 62 |
± 7,277 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (до горизонтального выравнивания) |
99,1 |
114,9 |
109,1 |
98,2 |
115,1 |
88,2 |
96,2 |
87,8 |
97,3 |
87,6 |
90,4 |
86,5 |
93,1 |
69,2 |
101,8 |
72,2 |
100,0 |
Горизонтальное выравнивание в € млн. |
224 |
- 3663 |
- 1779 |
204, |
- 1804 |
918 |
234 |
540 |
115 |
527 |
440 |
429 |
120 |
3043 |
-62 |
516 |
± 7,308 |
Финансовая обеспеченность в% от среднего по стране 1 (после горизонтального выравнивания) |
99,5 |
105,2 |
103,6 |
99,1 |
105,3 |
95,6 |
98,1 |
95,5 |
98,6 |
95,4 |
96,2 |
95,1 |
97,0 |
90,7 |
100,9 |
91,5 |
100,0 |
Федеральные трансферты (3 уровень выравнивания) в млн. € |
83 |
376 |
127 |
219 |
59 |
212 |
192 |
169 |
59 |
963 |
167 |
2626 | |||||
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (после распределения федеральных трансфертов) |
99,4 |
98,6 |
99,2 |
98,6 |
99,3 |
98,6 |
98,8 |
98,5 |
98,9 |
97,5 |
97,7 |
.
Приложение 10. Выравнивание финансовой обеспеченности земель ФРГ в 2012 г.
NW Северный Рейн-Вестфалия |
BY Свободное государство Бавария |
BW Баден-Вюртемберг |
NI Нижняя Саксония |
HE Гессен |
SN Свободное государство Саксония |
RP Рейнланд-Пфальц |
ST Саксония-Анхальт |
SH Шлезвиг-Гольштейн |
TH Свободное государство Тюрингия |
BB Бранденбург |
MB Мекленбург-Передняя Померания |
SL Саар |
BE Берлин |
HH Свободный ганзейский город Гамбург г |
HB Свободный ганзейский город Бремен |
Германия в целом | |
Доходы земель до распределения налога с оборота (на душу населения в % от среднего) |
100,8 |
126,2 |
121,6 |
89,2 |
117,8 |
51,2 |
99,8 |
52,7 |
91,9 |
52,0 |
62,9 |
52,2 |
79,4 |
84,8 |
149,4 |
92,1 |
100,0 |
Налог с оборота (разница между распределением по действующему законодательству и полное распределение по численности населения) в млн. € |
-2436 |
-1724 |
-1477 |
117 |
-833 |
2369 |
-540 |
1270 |
-70 |
1243 |
999 |
912 |
160 |
277 |
-246 |
-19 |
± 7345 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (до горизонтального выравнивания) |
98,5 |
115,1 |
112,5 |
98,5 |
111,1 |
88,3 |
96,5 |
88,2 |
97,1 |
87,8 |
89,1 |
86,5 |
94,7 |
68,6 |
99,4 |
73,6 |
100,0 |
Горизонтальное выравнивание в € млн. |
402 |
-3904 |
-2694 |
173 |
-1327 |
963 |
224 |
547 |
129 |
541 |
542 |
452 |
92 |
3323 |
21 |
517 |
± 7925 |
Финансовая обеспеченность в% от среднего по стране 1 (после горизонтального выравнивания) |
99,2 |
105,4 |
104,6 |
99,2 |
104,2 |
95,6 |
98,3 |
95,6 |
98,5 |
95,5 |
95,8 |
95,1 |
97,5 |
90,6 |
99,7 |
91,8 |
100,0 |
Федеральные трансферты (3 уровень выравнивания) в млн. € |
134 |
- |
- |
55 |
- |
395, |
121 |
224 |
67 |
219 |
227 |
178 |
49 |
1048 |
- |
169 |
2886 |
Финансовая обеспеченность в % от среднего по стране (после распределения федеральных трансфертов) |
99,4 |
- |
- |
99,4 |
- |
98,6 |
99,2 |
98,6 |
99,3 |
98,6 |
98,7 |
98,5 |
99,1 |
97,5 |
- |
97,8 |
- |