Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:25, реферат
Собственность – совокупность институтов, в которых воспроизводится система отношений между людьми по поводу обладания, распоряжения и пользования ресурсами, производственными фондами и активами.
1. Введение. Понятия 3
1.1. Понятие собственности 3
1.2. Типы собственности 4
1.2.1. Государственная собственность как разновидность частной 4
1.2.2. Государство как собственник 5
1.3. Управление собственностью 6
1.3.1. Понятие управления 6
1.3.2. Управление государственной собственностью 6
1.4. Эффективность управления 7
2. Институциональное управление собственностью и его эффективность. Построение типологии институтов собственности 8
2.1 Понятие производительности производительных сил 8
2.2. Институты собственности 11
2.2.1. Типы институтов собственности. Структура девяти институтов 11
2.2.2. Институты обладания 13
2.2.3. Институты распоряжения 14
2.2.4. Институты пользования 17
3. Построение классификатора проектов по обеспечению роста производительности активов в промышленности и энергетике 19
3.1. Проблема классификации проектов 19
3.1.1. Модели и стандарты Project Management 19
3.1.2. Институциональное понятие проекта 20
3.2. Классификация проектов 21
3.3. Закономерности проектной деятельности 23
3.4. Проекты по управлению производительностью собственности 24
3.4.1. Проекты по управлению мощностью собственности 25
3.4.2. Проекты по управлению регламентацией собственности 27
3.4.3. Проекты по управлению капитализацией собственности 30
3.5. Интерфейсы взаимодействия корпоративных этажей 32
4. Построение типологии и установление перечня индикативных показателей, характеризующих эффективность управления госсобственностью
в промышленности и энергетике с целью повышения эффективности
её использования, а также роста капитализации производственных фондов и активов 33
4.1. Типология институциональных издержек и показателей:
три этажа производительности 33
4.2. Показатели эффективности управления мощностью 34
4.3. Показатели эффективности управления регламентацией 36
4.4. Показатели эффективности управления капитализацией 38
1.3. Управление собственностью
1.3.1. Понятие управления
Собственность в своем
становлении проходила
Управление собственностью как практическая задача – феномен новейшей истории. В эпоху социального постмодернизма с собственностью происходит важнейшая метаморфоза: она превращается в предмет социальной инженерии, сознательного и всё более профессионального конструирования. Для К.Маркса управление собственностью было синонимично её конструктивному уничтожению – aufheben (т.е. поэтапному овладению-снятию).
Согласно институциональной
Значит, собственник (или его агент), желающий управлять собственностью, должен управлять своими трансакционными издержками. Для этого он должен точно знать:
1.3.2. Управление государственной собственностью
Государственная собственность – разновидность частной, с институциональной точки зрения ею надо управлять так же, как всей остальной. Государство само в первую очередь должно строиться как хозяйствующий субъект, как главный собственник страны.
Занятие позиции собственника означает, в частности, что государство от имени общества должно вырабатывать и задавать систему стандартов управления собственностью: кодифицированное, конструктивное понимание того, что такое современный субъект-собственник, в чем состоит его управленческая компетенция, каковы признанные и поддерживаемые типы и формы собственности. Открыто и последовательно реализуемое в жизни практическое представление о стране как о собственности, об иерархии типов собственности – это и есть основа деятельности любого постиндустриального государства.
1.4. Эффективность управления собственностью
Управление собственностью основано на фундаменте знаний о совокупности институтов собственности. Возможности по управлению собственностью, его эффективность ограничены технологиями управления, иначе говоря – стандартами управления, которые позволяли бы «снимать» трансакционные издержки, порождаемые в каждом институте собственности. Значит, такие управленческие стандарты необходимо систематически разрабатывать, конкретизировать и реализовывать.
Стандарт – это зеркальное отражение объективного устройства институтов собственности. Типов стандартов, грубо говоря, столько, сколько институтов собственности. Каждый институт делится в свою очередь на слои, и чем лучше известно об устройстве каждого института, о трансакционных издержках каждого слоя, тем конкретнее и детальнее стандарт.
При этом стандарту безразлично, к кому приписан управляющий собственностью:
От качества и детальности стандартов
и зависит эффективность
2. Институциональное управление собственностью и его эффективность. Построение типологии институтов собственности.
2.1 Понятие производительности производительных сил
Важная задача управления собственностью – повышение производительности производительных сил. Производительные силы – это силы и явления природы, которые человек присваивает как собственные.
Присвоение проходит через три интегральные проектные стадии.
На первой стадии производительные силы выступают как природные ресурсы. Затем им сопоставляются производственные фонды по освоению этих ресурсов. Наконец, они превращаются в активы, которые, находясь в руках частных и групповых собственников, приобретают стоимость.
Под природным ресурсом понимается не явление природы в чистом виде. Это такое явление природы, которое:
Т.е. к природе надо добавить человеческую деятельность по добыче, переработке, производству орудий труда.
Для того чтобы природный ресурс был включён в освоение и производство, ему надо сопоставить производственные фонды. Для этого необходимо установить распределительные отношения между множеством производственных единиц: их специализацию, кооперирование и в конечном счёте – систему общественного разделения труда. Производственные фонды и управляющие ими корпорации – это вторая, искусственная природа, создаваемая человеком для распоряжения ресурсами первой.
Наконец, в процессе установления отношений обмена, когда экономические субъекты обмениваются правами пользования, и каждый из них получает возможность управлять частью производственных фондов как своей собственностью с целью извлечения добавленной стоимости, можно говорить об экономических активах.
Таким образом, в полном соответствии с экономической классикой, производительные силы определяют типы производящей деятельности:
Можно также утверждать, что каждому этажу производительных сил отвечает своё качество производительности и соответствующая мера этого качества.
Могут быть также названы субъекты собственности, сопоставленные разным уровням производительных сил:
Эти три этажа можно соотнести с классическими представлениями о формах собственности, восходящими ещё к Гегелю:
Соответственно, в каждом проекте могут присутствовать три уровня:
Здесь «стратегия», «политика» и «экономика» понимаются в их исходном смысле, восходящем к древнегреческому первоисточнику.
Типы производительных сил |
Ресурсы (природные) |
Фонды (производственные) |
Активы (экономические) |
Типы производственной деятельности |
Производство |
Распределение |
Обмен |
Качества |
Мощность (Энергия) |
Регламентация (Информация) |
Капитализация (Стоимость) |
Субъекты собственности |
Общество (государство) |
Корпорации |
Предприниматели |
Формы собственности |
Обладание |
Распоряжение |
Пользование |
Институты |
Род
(Идентичность) Обычай
(Потребность) Ритуал (Способность) |
Имущество
(Ответственность) Власть Закон |
Право Деньги Капитал |
Уровни |
Стратегический |
Политический |
Экономический |
Таблица 1. Институциональное управление собственностью. Элементарные понятия
2.2. Институты собственности
2.2.1. Типы институтов собственности. Структура девяти институтов
Согласно представлениям институциональной теории, собственность – слоистый пирог, образованный слоями производственных отношений в том порядке, в котором они формировались в истории. Овладение собственностью, как отмечено в «Экономическо-философской рукописи 1844 г.», будет проделывать тот же путь, только в обратном порядке.
Для ответа на вопрос о собственности как объекте управления надо обозначить её внутреннее устройство, т.е. номенклатуру формирующих её институтов. Институты определённым образом связаны между собой. Каждому институту собственности соответствуют свои трансакционные издержки и показатели производительности (см. раздел 4). Показатели – это зеркальное отражение институциональной структуры собственности в деятельности овладевающего ею человека.
При этом нужно иметь в виду: чем более древним является тип отношений, чем раньше он начал формироваться исторически, тем труднее его назвать так, чтобы все согласились с этим названием. К сожалению, общеупотребительных, устоявшихся и единообразно понимаемых названий для большинства институтов пока не существует.
В соответствии с классической гегелевской триадой форм собственности её институты можно разделить на три больших типа:
В свою очередь каждый из этих типов можно разделить ещё на три части. В итоге получится девять институтов собственности.
Информация о работе Анализ эффективности управления государственной собственностью