Анализ эффективности управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Собственность – совокупность институтов, в которых воспроизводится система отношений между людьми по поводу обладания, распоряжения и пользования ресурсами, производственными фондами и активами.

Содержание

1. Введение. Понятия 3
1.1. Понятие собственности 3
1.2. Типы собственности 4
1.2.1. Государственная собственность как разновидность частной 4
1.2.2. Государство как собственник 5
1.3. Управление собственностью 6
1.3.1. Понятие управления 6
1.3.2. Управление государственной собственностью 6
1.4. Эффективность управления 7
2. Институциональное управление собственностью и его эффективность. Построение типологии институтов собственности 8
2.1 Понятие производительности производительных сил 8
2.2. Институты собственности 11
2.2.1. Типы институтов собственности. Структура девяти институтов 11
2.2.2. Институты обладания 13
2.2.3. Институты распоряжения 14
2.2.4. Институты пользования 17
3. Построение классификатора проектов по обеспечению роста производительности активов в промышленности и энергетике 19
3.1. Проблема классификации проектов 19
3.1.1. Модели и стандарты Project Management 19
3.1.2. Институциональное понятие проекта 20
3.2. Классификация проектов 21
3.3. Закономерности проектной деятельности 23
3.4. Проекты по управлению производительностью собственности 24
3.4.1. Проекты по управлению мощностью собственности 25
3.4.2. Проекты по управлению регламентацией собственности 27
3.4.3. Проекты по управлению капитализацией собственности 30
3.5. Интерфейсы взаимодействия корпоративных этажей 32
4. Построение типологии и установление перечня индикативных показателей, характеризующих эффективность управления госсобственностью
в промышленности и энергетике с целью повышения эффективности
её использования, а также роста капитализации производственных фондов и активов 33
4.1. Типология институциональных издержек и показателей:
три этажа производительности 33
4.2. Показатели эффективности управления мощностью 34
4.3. Показатели эффективности управления регламентацией 36
4.4. Показатели эффективности управления капитализацией 38

Вложенные файлы: 1 файл

1_etap.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3. Управление собственностью

1.3.1. Понятие управления

Собственность в своем  становлении проходила качественные этапы, каждый из которых оформился в виде «невидимой руки», контролирующей определенный слой в системе отношений между собственниками. Такая подсистема производственных отношений (становящаяся в современном мире предметом сознательного рассмотрения и преобразования со стороны общества) называется институтом собственности. Институт собственности – искусственно-естественный объект-субъект, зона столкновения разумной, конструирующей воли с «человеческой природой», самоотчуждением деятельности предшествующих поколений в виде социальной игры, под действие правил которой собственники попадают помимо своей воли.

Управление собственностью как практическая задача – феномен новейшей истории. В эпоху социального постмодернизма с собственностью происходит важнейшая метаморфоза: она превращается в предмет социальной инженерии, сознательного и всё более профессионального конструирования. Для К.Маркса управление собственностью было синонимично её конструктивному уничтожению – aufheben (т.е. поэтапному овладению-снятию).

Согласно институциональной парадигме, собственность как предмет формируется  институтами собственности. Каждый институт порождает определённые трансакционные (институциональные) издержки. Эти издержки «взимаются» институтами со всех хозяйствующих субъектов. Таким образом, до недавнего времени собственностью, независимо от того, кто её титульный владелец, управляли «невидимые руки» институтов.

Значит, собственник (или его агент), желающий управлять собственностью, должен управлять своими трансакционными  издержками. Для этого он должен точно знать:

    • типологию институтов собственности;
    • способ порождения каждого из типов издержек;
    • способ их снятия.

 

1.3.2. Управление государственной  собственностью

Государственная собственность –  разновидность частной, с институциональной  точки зрения ею надо управлять так  же, как всей остальной. Государство  само в первую очередь должно строиться как хозяйствующий субъект, как главный собственник страны.

Занятие позиции собственника означает, в частности, что государство  от имени общества должно вырабатывать и задавать систему стандартов управления собственностью: кодифицированное, конструктивное понимание того, что такое современный субъект-собственник, в чем состоит его управленческая компетенция, каковы признанные и поддерживаемые типы и формы собственности. Открыто и последовательно реализуемое в жизни практическое представление о стране как о собственности, об иерархии типов собственности – это и есть основа деятельности любого постиндустриального государства.

 

 

1.4. Эффективность управления собственностью

Управление собственностью основано на фундаменте знаний о совокупности институтов собственности. Возможности по управлению собственностью, его эффективность ограничены технологиями управления, иначе говоря – стандартами управления, которые позволяли бы «снимать» трансакционные издержки, порождаемые в каждом институте собственности. Значит, такие управленческие стандарты необходимо систематически разрабатывать, конкретизировать и реализовывать.

Стандарт – это зеркальное отражение  объективного устройства институтов собственности. Типов стандартов, грубо говоря, столько, сколько институтов собственности. Каждый институт делится в свою очередь на слои, и чем лучше известно об устройстве каждого института, о  трансакционных издержках каждого слоя, тем конкретнее и детальнее стандарт.

При этом стандарту безразлично, к  кому приписан управляющий собственностью:

    • он сам по себе – частник;
    • входит в какой-то холдинг;
    • этот холдинг является государственным, частным или частно-государственным.

От качества и детальности стандартов и зависит эффективность управления современной собственностью. Чем  большее количество институциональных издержек снимается в процессе управления собственностью, тем выше эффективность этого управления. Таким образом, эффективность упирается в детальность проработки каждого звена цепочки «институт собственности – трансакционные издержки – стандарт управления».

 

2. Институциональное  управление собственностью и его эффективность. Построение типологии институтов собственности.

 

2.1 Понятие производительности производительных сил

Важная задача управления собственностью – повышение производительности производительных сил. Производительные силы – это силы и явления природы, которые человек присваивает как собственные.

Присвоение проходит через три  интегральные проектные стадии.

На первой стадии производительные силы выступают как природные ресурсы. Затем им сопоставляются производственные фонды по освоению этих ресурсов. Наконец, они превращаются в активы, которые, находясь в руках частных и групповых собственников, приобретают стоимость.

Под природным ресурсом понимается не явление природы в чистом виде. Это такое явление природы, которое:

    • может быть добыто или иным способом присвоено человеком;
    • в натуральном или переработанном виде удовлетворяет ту или иную потребность или систему потребностей конкретного общества;
    • может быть добыто и переработано с помощью орудий производства, которые общество должно быть готово либо произвести самостоятельно, либо добыть иным образом.

Т.е. к природе надо добавить человеческую деятельность по добыче, переработке, производству орудий труда.

 

Для того чтобы природный ресурс был включён в освоение и производство, ему надо сопоставить производственные фонды. Для этого необходимо установить распределительные отношения между множеством производственных единиц: их специализацию, кооперирование и в конечном счёте – систему общественного разделения труда. Производственные фонды и управляющие ими корпорации – это вторая, искусственная природа, создаваемая человеком для распоряжения ресурсами первой.

 

Наконец, в процессе установления отношений обмена, когда экономические субъекты обмениваются правами пользования, и каждый из них получает возможность управлять частью производственных фондов как своей собственностью с целью извлечения добавленной стоимости, можно говорить об экономических активах.

 

Таким образом, в полном соответствии с экономической классикой, производительные силы определяют типы производящей деятельности:

  • производство (уровень ресурсов);
  • распределение (уровень фондов);
  • обмен (уровень активов).

 

Можно также утверждать, что каждому  этажу производительных сил отвечает своё качество производительности и соответствующая мера этого качества.

    • На этаже ресурсов можно вести речь об их мощности (мощность залегания пластов, потока воды, урожайность посевных площадей). Мерой мощности является полезная энергия, которая может вырабатываться в единицу времени за счёт ресурсов единицы территории.
    • На этаже производственных фондов можно вести речь об организационной эффективности управления производственными фондами – говоря корректнее, но не совсем по-русски – о степени регламентации (термин Дюркгейма из классической работы «О разделении общественного труда»). Мерой регламентации является информация.
    • На этаже экономических активов можно вести речь об их капитализации. Мерой капитализации является стоимость.

 

Могут быть также названы субъекты собственности, сопоставленные разным уровням производительных сил:

    • в современном мире, как правило, собственником природных ресурсов является общество в целом (в лице государства);
    • на уровне производственных фондов такими собственниками выступают корпорации – от частных, публичных корпораций до министерств и ведомств;
    • на уровне активов собственниками могут выступать предприниматели, т.е. отдельные хозяйствующие субъекты, их группы, товарищества.

 

Эти три этажа можно соотнести с классическими представлениями о формах собственности, восходящими ещё к Гегелю:

    • обладание – общество в лице государства обладает ресурсами;
    • распоряжение – общество передаёт эти ресурсы в распоряжение различных корпораций через концессионные и иные формы; при этом корпорации создают или получают в собственность производственные фонды, сопоставленные этим ресурсам с целью их освоения;
    • пользование – общество при посредстве корпораций предоставляет возможность пользования ресурсами отдельным собственникам и их группам; соответствующие доли в производственных фондах, управляемых публичными корпорациями, скажем, в форме участия в акционерном капитале, выступают как активы; таким образом, один и тот же производственный фонд может приобретать множество собственников, в том числе и частных.

 

Соответственно, в каждом проекте  могут присутствовать три уровня:

    • стратегический уровень – деятельность, связанная с освоением, завоеванием и удержанием природных ресурсов;
    • политический уровень – деятельность, связанная с консолидацией, концентрацией или кооперацией однородных производственных фондов, находящихся в распоряжении различных корпораций;
    • экономический уровень – деятельность, связанная с использованием активов с целью извлечения добавленной стоимости.

Здесь «стратегия», «политика» и «экономика» понимаются в их исходном смысле, восходящем к древнегреческому первоисточнику.

Типы производительных сил

Ресурсы (природные)

Фонды (производственные)

Активы (экономические)

Типы производственной

деятельности

Производство

Распределение

Обмен

Качества 
и меры производительности

Мощность (Энергия)

Регламентация (Информация)

Капитализация (Стоимость)

Субъекты собственности

Общество (государство)

Корпорации

Предприниматели

Формы собственности

Обладание

Распоряжение

Пользование

Институты

Род (Идентичность) 

Обычай (Потребность) 

Ритуал (Способность)

Имущество (Ответственность) 

Власть  
(Компетенция) 

Закон  
(Регламентация)

Право 
 

Деньги 
 

Капитал

Уровни  
проектов

Стратегический

Политический

Экономический


Таблица 1. Институциональное управление собственностью. Элементарные понятия

2.2. Институты собственности

 

2.2.1. Типы институтов собственности. Структура девяти институтов

Согласно представлениям институциональной  теории, собственность – слоистый пирог, образованный слоями производственных отношений в том порядке, в котором они формировались в истории. Овладение собственностью, как отмечено в «Экономическо-философской рукописи 1844 г.», будет проделывать тот же путь, только в обратном порядке.

Для ответа на вопрос о  собственности как объекте управления надо обозначить её внутреннее устройство, т.е. номенклатуру формирующих её институтов. Институты определённым образом связаны между собой. Каждому институту собственности соответствуют свои трансакционные издержки и показатели производительности (см. раздел 4). Показатели – это зеркальное отражение институциональной структуры собственности в деятельности овладевающего ею человека.

При этом нужно иметь в виду: чем более древним является тип отношений, чем раньше он начал формироваться исторически, тем труднее его назвать так, чтобы все согласились с этим названием. К сожалению, общеупотребительных, устоявшихся и единообразно понимаемых названий для большинства институтов пока не существует.

В соответствии с классической гегелевской  триадой форм собственности её институты можно разделить на три больших типа:

    • Институты обладания;
    • Институты распоряжения;
    • Институты пользования.

В свою очередь каждый из этих типов  можно разделить ещё на три  части. В итоге получится девять институтов собственности.

    • Институты обладания:
      • Освоение (Идентичность);
      • Спрос (Потребность);
      • Предложение (Способность).
    • Институты распоряжения:
      • Имущество;
      • Власть;
      • Закон.
    • Институты пользования:
      • Право;
      • Деньги;
      • Капитал.

Информация о работе Анализ эффективности управления государственной собственностью