Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Содержание

Введение………………………… …………………………...…………………. 2
Глава 1. Международные источники права социального обеспечения……….4
1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе
источников права социального обеспечения РФ………………………..………4
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения………....20
Глава 2. Законы как источники права социального обеспечения ………..…..26
2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения…………………………….………………………………………...26
2.2. Законы в системе источников права социального обеспечения……..…..34
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………………………... 52
3.1.Подзаконные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………….52
3.2.Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения………..…. 62
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы………………………………………………………..……..71

Вложенные файлы: 11 файлов

введение.docx

— 12.93 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПОЛНЫЙ.docx

— 108.90 Кб (Скачать файл)

Проблемам обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых  людей посвящена Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение придается положению  безработных из числа пожилых  трудящихся, в интересах которых  рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием гибкого  пенсионного возраста и с предоставлением  досрочной пенсии.

Следует назвать также  Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в которой содержатся положения  о защите прав женщин-матерей и  об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового  отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого - не менее двух третей предшествующего  заработка женщины. Специальный  характер имеет Конвенция N 159 "О  профессиональной реабилитации и занятости  инвалидов" (1983), которая затрагивает  очень важный аспект в осуществлении  инвалидами права на социальную и  профессиональную реабилитацию, содержит гарантии занятости инвалидов.

Две последние конвенции - единственные из 43 конвенций МОТ, действующих  в России, касающиеся вопросов социального  обеспечения. Существенные трудности  в приведении действующего законодательства в соответствие с международными стандартами создает тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из конвенций, содержащих универсальные  положения о гарантиях социального  обеспечения. Однако п. 4 ст. 15 Конституции  РФ прямо предусматривает действие на территории России общепризнанных принципов и норм международного права. Отсутствие акта признания конкретных норм не делает невозможным их включение  в федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ. Таким образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным  источником права социального обеспечения Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ЗАКОНЫ, КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения

Конституция РФ – основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. Она появилась  в переломный период развития России в результате отказа от социалистической модели развития общества и государства  и составляет правовую основу демократизации и иных проводимых в стране реформ.

По содержанию Конституция  РФ 1993 г. в значительной мере напоминает соответствующие акты послевоенного  времени, принятые в Европе. Конституция 1993 г. коренным образом отличается от своих предшественниц – социалистических Конституций РСФСР 1918, 1937 и 1978 гг.. Это отличие проявляется в признании человека высшей ценностью, а его прав – естественными и неотчуждаемыми, в утверждении принципа разделения властей, в возрождении идеи местного самоуправления, в провозглашении таких характеристик государства, как правовое, социальное, светское, демократическое; в признании верховенства международного права; в установлении институтов президентства, конституционного контроля.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов  и иных нормативных правовых актов  государства, она обладает специфическими чертами и свойствами. Чаще всего называют следующие из них: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы.

Легитимность (законность, поддержка  со стороны масс) проявляется в  том, что конституция принята  законным способом, т.е. её текст был  вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким образом, конституционные нормы отражают волю народа.

Конституция соответствует  общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности – демократию, свободу  личности, неотчуждаемость её естественных прав, включенность в мировое сообщество.

Реальность означает, что  конституционные положения соответствуют  действительности, в них учитываются  объективные  закономерности развития общества на данном этапе, конкретные историко-политические, национальные, духовно-культурные и иные особенности  нашего общества.

Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность  со стороны государства, защищенность личности, её прав и свобод от произвола  и беззакония. Реальность конституции  не устраняется тем, что в ней  содержатся положения, которые не только констатируют уже достигнутое, но и  определяют перспективы развития, некоторые  программные направления деятельности государства, например формирование правового  государства, развитие социального  государства, утверждение демократического режима и т.д. Такого рода программные  положения всегда присутствуют в  конституциях, они ставят перед государством конкретные цели и задачи.

Верховенство выражается в том, что конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической  силой, а все остальные нормативные  правовые акты должны ей соответствовать. В случае же противоречия конституционным  предписаниям такого рода акты должны быть изменены или отменены. Контроль за соответствием актов конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

Стабильность – это  долговременность действия конституционных  норм и принципов, устойчивость положений  Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая  порядок и закон в стране. В  тоже время стабильность не означает неизменности текста Конституции во все времена и независимо от изменений  в жизни общества. Она может  изменяться, если этого требуют новые  условия. Однако эти изменения должны быть продиктованы существенными преобразованиями общества, а не случайными, временными факторами.

Преемственность проявляется  в том, что каждая новая конституция  государства связана с предшествующим конституционным развитием и  сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо  для настоящего периода. Преемственность  также состоит в том, что сохраняется  статус Конституции  как Основного  закона страны и акта высшей юридической  силы, соблюдаются конституционно-правовые устои страны, уважаются её исторические традиции.

Прямое действие Конституции  относится к её ключевым свойствам  и свидетельствует о её прогрессивной  роли. Непосредственное действие конституционных  норм означает, что правоприменительные  органы государства (например, суд) могут  решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых  нормативных правовых актов государственные  органы и должностные лица обязаны  руководствоваться непосредственно  Конституцией и следовать её установлениям.

Как основа правовой системы  Конституция РФ выступает главным  юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридическую значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.

Роль конституции в  обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция  Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении  политического многообразия, многопартийности. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную  власть, конституция только запрещает  действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает  вмешательства общественных объединений  в деятельность органов государства  и тем более создание политических организаций в их структурных  подразделениях. В свою очередь и  государственные органы не должны вмешиваться  в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции  РФ — правовая. Она заключается  в том, что Конституция выступает  ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и  определяющими для различных  отраслей права. Конституция как  бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая  высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений  с помощью системы взаимосвязанных  и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д.

Целевое назначение Конституции  Российской Федерации выражается и  в ее гуманистической функции. Она  состоит в том, что в Конституции  воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные  для цивилизованного общества, объявляются  составной частью правовой системы  государства общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации. В Конституции РФ провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Структурно Конституция  РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула содержит указание на источник, из которого исходит Конституция  – «мы, многонациональный народ  РФ…»16; причины и цели принятия новой  Конституции.

Первый раздел Конституции  не имеет названия и представляет собой основную её часть, поскольку  именно в нем сосредоточен главный  массив нормативного регулирования. Раздел состоит из 9 глав, главы делятся  на 137 статей, статьи – на части и  пункты. Первая глава «Основы конституционного строя» формулирует принципы, развиваемые  в последующих главах (ст. 1-16). Вторая глава «Права и свободы человека и гражданина»  посвящена определению  основ правового статуса человека и гражданина (ст. 17-64). В третьей главе «Федеративное устройство» зафиксированы главные черты федеративного устройства РФ (ст. 65-79) Четыре следующих главы определяют основы организации и деятельности государственного механизма: статуса Президента (ст. 80-93 гл. 5 «Президент Российской Федерации»), Федерального Собрания и его палат (ст. 94-109 гл. 6 «Федеральное Собрание»), Правительства РФ (ст. 110-117 гл. 6 «Правительство РФ»)  и судебной системы (ст. 118-129 гл.7 «Судебная власть»). Восьмая глава «Местное самоуправление» посвящена регламентации основ местного самоуправления в субъектах Федерации (ст. 130-133). Последняя глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регулирует процедуру внесения поправок и пересмотра Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции  «заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов и посвящен проблемам обеспечения соответствия Конституции РФ 1993 г. действующего на момент её принятия законодательства.

Порядок пересмотра Конституции  и внесения в неё изменений  закреплен в главе 9 Конституции  РФ. Он довольно сложен, что обусловлено  необходимостью придать основополагающим конституционным устоям наибольшую стабильность. Как известно, в предшествующую Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено  свыше 500 разнообразных поправок. В  тексте такой Конституции трудно ориентироваться, к тому же там могут  быть противоречия.

В главе 9 установлено, что  главы 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этой цели созывается специальное Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Иными словами, если данные главы требуют пересмотра, то это означает, что должен быть изменен весь текст Конституции.

Проект новой Конституции  принимается квалифицированным  большинством Конституционного Собрания или путем проведения референдума. Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 должно быть поддержано 3/5 голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. Только при такой поддержке  возможен созыв Конституционного Собрания, которое и решает судьбу Конституции.

Главы же 3-8 Конституции РФ могут пересматриваться Федеральным  Собранием, но для этого требуется  квалифицированное большинство  голосов в обеих палатах Федерального Собрания (2/3 голосов).18 Кроме того, не менее 2/3 субъектов Федерации должно одобрить это решение в лице органов законодательной власти. Названные главы касаются федеративного устройства России, правового статуса Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти и местного самоуправления.

Предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ могут вносить Президент, Правительство, обе палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов  РФ и группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы.

Правовая охрана конституции  — это совокупность юридических  средств, с помощью которых достигается  выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной  законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Заключение.docx

— 12.66 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

список литературы.docx

— 16.59 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план к диплому.docx

— 11.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.docx

— 11.05 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

рецензия 1.doc

— 341.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения