Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.
Конституцией (статья 30) закреплено право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Данное право предусмотрено и статьей 12 Пакта 1966 года, согласно которой каждому, кто законно находится на территории какого–либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную.
Гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на въезд в Республику Беларусь.
Право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства.
В Республике Беларусь законодательство ещё не усовершенствовано таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить реализацию данного права. В государстве действует институт прописки, с которым связаны некоторые ограничения реализации гражданами своих конституционных прав. Так, действует административная ответственность за проживание без прописки или допущение проживания лиц без прописки16. Кроме того, отсутствие прописки в определенном жилом помещении создает для граждан дополнительные трудности (возможность получения бесплатной медицинской помощи, социального обеспечения, начального школьного образования и т.д.).
Что касается права на выезд из республики, то оно может быть временно ограничено в случаях, если гражданин владеет сведениями, составляющими государственную тайну, – до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду; если против него возбуждено уголовное дело – до окончания производства по делу; если он осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него; если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств; если к нему предъявлен гражданский иск в суде – до окончания производства по делу; если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов; если он приписан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу – до прохождения или до освобождения от нее.17
К категории личных прав и свобод относится право на свободу совести и вероисповедания, которое заключается в возможности самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять религиозные убеждения, участвовать в отправлении культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому–либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. Указание в официальных документах отношения гражданина к религии допустимо лишь в том случае, когда этого желает он сам.
Все религии и вероисповедания равны перед законом. Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной. Взаимоотношения государства и религиозных организаций строятся с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций народа. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких–либо государственных функций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству республики. На территории нашего государства запрещена деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета республики, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Одной из гарантий реализации данного права является обязанность государства способствовать установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.18
Статьей 33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется свобода печати и других средств массовой информации. Данная свобода выражается в возможности учреждать средства
массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.
Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации. Не допускаются монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, цензура.
Однако свобода мнений и убеждений не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Пользование данным конституционным правом налагает особые обязанности и ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц либо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Способами реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения являются участие в общественных мероприятиях, направление обращений в государственные органы, участие в обсуждении законопроектов.
Граждане вправе требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждений, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений.
Гражданам Беларуси гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Право на получение документированной информации может быть ограничено только законом. Реализация права на получение документированной информации юридическими и физическими лицами, органами государственной власти не должна нарушать гражданские, политические, экономические, социальные, духовные и иные права и законные интересы других субъектов.
Каждый вправе право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности (часть 1 статьи 50 Конституции). При этом под национальностью принято понимать принадлежность к какой-либо нации или народности. Граждане всех национальностей пользуются равной защитой со стороны государства.
Принадлежность гражданина Республики Беларусь к национальному меньшинству является делом его личного свободного выбора, из-за осуществления которого не могут возникать никакие неблагоприятные последствия, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод, а также попытки ассимиляции против их воли.
Никто ни при каких обстоятельствах не может требовать от гражданина Республики Беларусь указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно, а также принуждать к доказыванию своей национальной принадлежности или к отказу от нее. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие–либо ограничения или преимущества по признаку национальности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский языки.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право пользоваться их национальным языком, обращаться в государственные органы, органы местного управления и самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения на белорусском, русском или другом приемлемом для сторон языке. Всякие привилегии либо ограничения прав личности по языковым признакам недопустимы. За публичное порочение, создание препятствий и ограничение в пользовании государственным или другим национальным языком введена административная ответственность19.
Граждане Беларуси имеют право на создание условий для получения образования с учетом национальных традиций. Образовательный процесс в учреждениях образования и строится на основе форм, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны. В соответствии с заявлениями законных представителей детей и по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться группы и классы в учреждениях образования, в которых обучение и воспитание полностью или частично осуществляются на языке национальной общности или изучается язык национальной общности.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Компетентность суда проявляется, прежде всего, в профессионализме судей, их способности объективно во всем разобраться и вынести обоснованное решение; независимость означает, что судьи при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Любое вмешательство в деятельность судьи недопустимо. Беспристрастность суда проявляется в справедливой оценке фактов, исключая какую-либо дискриминацию.
Конституцией оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять дело к рассмотрению по существу. В соответствии с нормами гражданского законодательства общий срок исковой давности составляет три года.
Граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, гарантированные действующим законодательством, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется на территории республики право на обращение в суд для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
В соответствии с частью 2 вышеназванной статьи Конституции с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда, которое осуществляется в денежной форме в размерах, определяемых в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.
Право на юридическую помощь гарантируется не только Конституцией Республики Беларусь, но и рядом иных нормативных правовых актов.
Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами (статья 62 Конституции).
Осуществлять профессиональную правозащитную деятельность призвана адвокатура. Любое физическое или юридическое лицо на территории Беларуси вправе обратиться за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов.
Адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью20.
В определенных случаях (истцам в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также инвалидам I и II групп при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом, физическим лицам, освобожденным в установленном действующим законодательством порядке от оплаты юридической помощи) юридическая помощь коллегиями адвокатов оказывается бесплатно.
Адвокатами ведётся также работа по правовому информированию населения, в ходе которой проводятся беседы в трудовых коллективах, в средствах массовой информации даются консультации по наиболее актуальным вопросам правового характера.
Каждый вправе пользоваться не только услугами адвоката, но и других представителей. Действующим законодательством в целях гарантии реализации указанного права предусмотрен институт представительства.
Государство гарантирует юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого–либо ограничения. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Гражданами Республики Беларусь и иными лицами, находящимися на её территории, активно реализуется право на юридическую помощь. Свидетельством этому является тот факт, что в 2005 году в интересах граждан адвокатами коллегий адвокатов Республики Беларусь выполнено 377041 поручение, что на 16073 поручения больше по сравнению с предыдущим годом21.