Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.
К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.
Предложение – рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление – ходатайство о реализации прав, свобод или законных интересов гражданина, не связанных с их нарушением.
Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина, нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.24 Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации не позднее трех лет со дня нарушения их прав, свобод, законных интересов или со дня, когда им стало известно о таком нарушении.
Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов. Если должностное лицо не компетентно на принятие решений по вопросам, поставленным в обращении, оно в пятидневный срок обязано направить такое обращение в соответствующий государственный орган или иную организацию и уведомить об этом заявителя.
Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его регистрации в соответствующем органе, а не требующее дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом заявителя; при необходимости же направления запросов в иностранные государства или международные организации – на срок до 6 месяцев.
Законодательство предоставляет гражданам возможность обратиться к должностным лицам и с устным обращением. С целью реализации данного права в государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители таких организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. При этом должностные лица не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к их компетенции.
Должностные лица не вправе разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан.
Заявителю предоставлено право знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, отказаться от направленных им письменных обращений до принятия по ним решений, направив письменное заявление об этом, а также обжаловать принятые решения в вышестоящие государственные органы или в суд.
Ежегодно в республиканские органы государственной власти поступает в среднем 150 тысяч обращений, в территориальные комитеты и управления – около 700 тысяч, в областные и Минский городской исполнительные комитеты – 30 тысяч, городские и районные исполнительные комитеты – 150 тысяч, в исполкомы сельских и поселковых Советов – свыше 350 тысяч, в Администрацию Президента, Совет Министров, Комитет государственного контроля и Национальное Собрание Республики Беларусь направляется ежегодно около 60 тысяч обращений25.
Анализ обращений граждан показывает, что в обществе есть сознание ценности основ конституционного строя, конституционных прав и свобод в повседневной жизни, понимание того, что государство призвано служить людям, защищать и охранять их права, свободы и законные интересы. В связи с этим в большинстве своих обращений граждане аппелируют к авторитету государства, которое, по их мнению, должно восстановить законность и справедливость.
3.4. Право на свободу объединений
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, то есть создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.
Основными
институтами гражданского
Статьей 36 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право на свободу объединений.
С одной стороны, имеется в виду собственно право на объединение с другими людьми на основе общности интересов для достижения общих целей, с другой – правомочие гражданина по защите (восстановлению) его нарушенных прав, свобод и законных интересов путем объединения усилий с другими людьми.
Граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.
В стране действует регистрационные характер создания общественных объединений. То есть, если создается то или иное общественное объединение, оно обязано пройти государственную регистрацию. Деятельность незарегистрированных общественных объединений запрещена законодательством.
Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав26.
Членами общественных объединений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть лица, не достигшие этого возраста и имеющие соответствующее письменное разрешение своих законных представителей.
Большинство общественных объединений представляют собой объединения по интересам либо объединения определенных социальных групп.
Существуют различные виды общественных объединений, среди них особое место занимают политические партии и профессиональные союзы.
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.
Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах27.
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18–летнего возраста, обладающие избирательным правом. Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, вышеуказанного возраста, причем гражданин одновременно может иметь членство только одной политической партии.
Законодательно установлены ограничения членства в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, для определенных категорий лиц. В частности, Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий.
Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не могут служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также для недопущения исполнения им предусмотренных обязанностей.
Деятельность политических партий может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев по решению Верховного Суда Республики Беларусь, а также партия может быть ликвидирована в порядке и условиях, оговоренных законодательством.
Государственные органы не дистанцируются от контактов с общественными организациями. Государство оказывает объединениям информационную, методическую, организационную и иные виды поддержки, которые строятся на основе действующего законодательства, накопленного опыта взаимодействия, а также значимости проблем, решаемых общественными объединениями.
Одной из форм реализации права граждан на свободу объединений является создание профессиональных союзов.
Профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально–технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов своих членов28. Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.
Все профсоюзы пользуются равными правами. Принадлежность либо непринадлежность к профессиональному союзу не влечет за собой каких–либо ограничений трудовых, социально–экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых государством. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по службе, а также увольнение принадлежностью либо непринадлежностью к определенному профсоюзу, вступление или выходом из него.
Профсоюзы, представляя интересы подавляющего большинства наемных работников, учащихся, выполняют не только защитную функцию, но и служат индикатором проводимой социально–экономической политики. Именно поэтому так важно развитие и укрепление конструктивного взаимодействия государства, профсоюзов и нанимателей в решении всех жизненно важных для людей задач.
В республике сформировалась система социального партнерства, основной организационно-правовой формой которого является заключение соглашений, коллективных договоров, тесное сотрудничество по их выполнению. Примером конструктивного сотрудничество может служить следующее. Многие социально значимые направления в жизни республики проходят не без участия профсоюзов. В первую очередь это касается участия в разработке и реализации программ и мероприятий по улучшению условий труда, занятости населения, экологической и молодежной программ, программы по развитию физкультуры и спорта и др.
Граждане создают общественные организации и вступают в них с целью защиты своих прав интересов, удовлетворения духовных потребностей, реализации творческого потенциала и возможностей, расширения круга общения, получения социальной поддержки, реабилитации и адаптации в современных условиях существования общества. Участие в деятельности общественных организаций для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, для других – стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Соответственно собственным взглядам, убеждениям, потребностям человек выбирает ту общественную организацию, которая, по его мнению, наиболее соответствует вышеприведенным требованиям и сможет наилучшим образом удовлетворить его потребности.
3.5. Свобода собраний
Статьей 35 Конституции гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь.
Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно–политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Уличное шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким–либо проблемам или публичного выражения своих общественно–политических настроений либо протеста.
Демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким–либо проблемам или публичного выражения своих общественно–политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.
Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно–политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким–либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.1