Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.
Реализация данного права обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Граждане Республики Беларусь имеют возможность пользоваться имеющимися у них на законном основании жилыми помещениями без опасения, что кто–то сможет лишить его этого помещения. Никто не может быть произвольно жилья.
Право на жилище может быть реализовано различными способами. При этом предполагается содействие со стороны государства.
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право получать жилое помещение в пользование; получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства; осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство; приобретать жилое помещение в собственность; пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма) и т.д.
Право пользования жилыми помещениями возникает на основании договора найма или поднайма жилого помещения, права собственности, завещательного отказа, а также по другим основаниям, не запрещенным законодательством.
Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Причём, в ряде случаев лицо не может быть выселено из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, отвечающего типовым потребительским качествам. Законные владельцы жилого помещения вправе требовать выселения самовольно вселившихся лиц, устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения или пользования.
В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни, старости или по иным причинам не в состоянии сами обеспечить свое существование; эти люди часто оказываются нуждающимися, требуют ухода и лечения. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм.
Согласно статье 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государства проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Граждане Республики Беларусь имеют право на получение пенсий по возрасту (мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет), по инвалидности (в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также общего заболевания, инвалидности с детства), по случаю потери кормильца (право на нее имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении), за выслугу лет (такие пенсии устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту). Также предусмотрено пенсионное обеспечение некоторых других категорий граждан.
Для нашего государства пенсионное обеспечение – самая масштабная составляющая системы социальной защиты, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств. Пенсионным обеспечением охвачено в настоящее время около 2,4 млн. человек.
В настоящее время в стране происходит быстрое старение на фоне снижения численности экономически активного населения, в результате чего возрастает нагрузка на трудоспособных граждан. Это обусловливает необходимость реформирования пенсионной системы в целях ее адаптации к новым демографическим, социальным и экономическим реалиям жизни. Именно с реформами в пенсионной системе связываются серьезные изменения в повышении уровня жизни пенсионеров. Принципиально важной задачей является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей программы обязательного и дополнительного пенсионного страхования, основанные как на распределительных, так и на накопительных механизмах финансирования.
С целью полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает выплату пособий семьям, воспитывающим детей (по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12–недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей в возрасте от 3 до 16 лет; по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком–инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребенком–инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.
Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, уважение их в обществе, а также на предоставление им соответствующих прав и льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий; получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений; коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию; медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами, протезно-ортопедическими изделиями и изделиями медицинского назначения; обеспечению транспортными средствами и оплате проезда; трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда; пользованию всеми видами услуг связи; получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла–коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию.
Гражданам Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких–либо заболеваний.
Охрана здоровья населения – совокупность политических, экономических, правовых, социальных, культурных, научных, экологических, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей34.
Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания, созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.
Право на медицинскую помощь является субъективным правом человека на лечение в поликлиниках, больницах, специальных медицинских учреждениях системы здравоохранения. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, реабилитационную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.
В целях профилактики
заболеваний, непрерывности медицинского
наблюдения и лечения граждане Республики
Беларусь закрепляются за организациями
здравоохранения по месту жительства
либо по месту работы, службы, учебы, если
имеются в наличии ведомственные организации
здравоохранения
Лицам, находящимся под следствием и в местах лишения свободы, гарантируется оказание необходимой медицинской помощи. Каждый осужденный подлежит медицинскому освидетельствованию при направлении в места лишения свободы.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников; обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно–гигиеническим и противоэпидемическим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; обжалование поставленного диагноза; сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения35.
Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права.
Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно–эпидемиологическому благополучию, тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Одним из важнейших факторов качества жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность. Причем решение спектра экологических проблем затрагивает не только настоящие, но и будущие поколения граждан любой страны, а упущенные возможности порой невосполнимы.
Поэтому мировое сообщество признало экологические права, в частности, право на благоприятную окружающую среду, в качестве фундаментальных прав человека и гражданина. Предусмотрено данное право и статьей 46 Конституции Республики Беларусь.
Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.
Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов36.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, осуществлять контроль на реализацией экологических решений, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.
Данное право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; контролем в области охраны окружающей среды.
Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным. Моральный вред, причиненный гражданину нарушением этого права, подлежит компенсации.
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, а юридические лица – административную или гражданско-правовую ответственность.
Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Успех государственной политики в области охраны окружающей среды невозможен без высокого уровня экологической культуры жителей республики. Одно из условий его повышения – доступ к информации и воспитание экологического мышления. С этой целью в Беларуси проводятся специализированные семинары и форумы, экологическая тематика широко представлена в СМИ, масштабный характер приобретает пропаганда бережного отношения к природе, активизируется международное сотрудничество в области экологии.
4.2. Социально-культурные права и свободы
Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия – образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.