Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.
Статьей 61 Конституции оговорено право на обращение в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь.
Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты понимается использование гражданином всех легальных возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства, к которым следует относить рассмотрение споров в судах либо административных органах.
Обращение в международные организации за защитой прав и свобод осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Беларусь.
Граждане Республики Беларусь на территории иностранного государства-участника международного договора о правовой помощи в отношении своих личных и имущественных прав пользуются такой же правовой защитой, как и лица, принадлежащие к гражданству этого иностранного государства.
Граждане Республики Беларусь имеют право непосредственно обращаться в учреждения юстиции иностранного государства, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на равных условиях с гражданами этого иностранного государства, если иные условия не установлены международным договором.
Таким образом, спектр предоставляемых Конституцией гражданину личных прав и свобод достаточно обширен. Рассмотренная категория прав и свобод составляет основу правового статуса личности. Большинство из них гарантируются государством всем находящимся на его территории лицам вне зависимости от их принадлежности к гражданству Республики Беларусь. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения, они отражают стороны индивидуальной, частной жизни человека. Такие права и свободы необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства и других естественных прав личности.
Глава III. Политические права и свободы
человека и гражданина
Под политическими правами и свободами подразумеваются права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Вместе с тем, данная категория прав развивается не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку. Все политические права и свободы пользуются равной судебной защитой государства.
Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого гражданина в жизнь страны, управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры населения.
Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми.
3.1. Право
участвовать в управлении
Наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства. Согласно статье 37 Конституции оно принадлежит только гражданам Республики Беларусь и реализуется ими как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Пакта, которая устанавливает, что каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.
Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В нашем государстве могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Задачей референдума является выявление воли народа, принятие непосредственным голосованием закона или решения по конкретному вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия.
Референдум – это вотум доверия народу, признание за ним права на принятие стратегических решений, затрагивающих жизненно важные интересы государства и общества.
Народное голосование (референдум) и народные обсуждения нельзя считать тождественными понятиями. Общим для них является непосредственное участие народа в правотворческой работе государственных органов. Однако в первом случае решение обычно является обязательным, во втором же выявляется мнение народа, не носящее обязательного характера для властных структур государства.
Граждане республики вправе участвовать в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.
Республиканские и местные собрания как форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства созываются по мере необходимости для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения. В них могут участвовать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории.
В республике создан действенный институт народного волеизъявления: в октябре 1996 года впервые было проведено Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 года. Следующим важным этапом в жизни государства стало II Всебелорусское народное собрание, прошедшее в мае 2001 года, на котором была одобрена Программа социально–экономического развития республики на 2001–2005 года. В марте текущего года состоялось III Всебелорусское народное собрание, на котором были подведены и оценены итоги работы народного хозяйства, определены приоритетные направления развития на ближайшее будущее.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно или через избираемых ими же представителей является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
3.2. Право избирать и быть избранным
Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов. Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии, один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства. Согласно статье 38 Конституции граждане республики вправе свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Право свободного выбора предполагает возможность избирателя лично, без какого-либо принуждения решать вопрос относительно как явки на выборы, так и голосования.
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими, то есть право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет22.
Однако всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (если в отношении них есть вступившее в законную силу судебное постановление о признании недееспособным). В выборах, референдуме не участвуют также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Равенство означает, что каждый избиратель обладает одним голосом и общими с другими гражданами возможностями выбирать и быть избранным.
Прямое избирательное право дает гражданину возможность сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, то есть лицо избирается на ту или иную должность непосредственно народом. Косвенное избирательное право предполагает многоступенчатость избрания, то есть избрание через «выборщиков» (в частности, члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов).
Тайное голосование позволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких–либо преследований за свой выбор. Контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.
Граждане Республики
Беларусь активно используют своё избирательное
право. Об этом свидетельствует, в частности,
тот факт, что на прошедших в марте текущего
года выборах Президента Республики Беларусь
реализовали своё право избирать 92,6% граждан,
внесённых в избирательные списки.
Как отмечалось выше, принципы свободного волеизъявления, всеобщности и равенства применимы как к праву граждан избирать, так и к их праву быть избранными.
Лицо добровольно, без какого–либо принуждения вправе выдвинуть свою кандидатуру на занятие выборной должности, дать согласие на такое выдвижение либо снять свою кандидатуру в предусмотренном законом порядке. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Однако к кандидатуре претендента на какую–либо выборную должностью предъявляются установленные законодательными актами ограничения, в частности, ценз гражданства, оседлости, возрастной ценз (например, членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет). Кроме того, кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием не снятой и не погашенной судимости.
3.3. Право
на обращение в
Конституция Республики Беларусь предоставляет и гарантирует своим гражданам права и свободы, наделяя их при этом средствами для защиты, в качестве одного из которых выступает институт права граждан на обращения в государственные органы.
В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Поскольку в статье речь идет о праве на обращение любого лица, а не только гражданина Республики Беларусь, оно гарантируется и иностранным гражданам, и лицам без гражданства. Данное право реализуется гражданами добровольно, однако его осуществление не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Обращения отражают реальные политические и социально–экономические процессы, способствуют повышению эффективности в работе органов государственной власти, восстановлению нарушенных прав, являются важным средством борьбы с бюрократией и коррупцией, укрепления режима законности, одной из важнейших форм взаимодействия государства и граждан, реализации последними своего права на участие в управлении делами государства и общества.
Под обращением понимается индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, изложенные в устной или письменной форме23.
Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.