Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат
Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.
Для проведения массового мероприятия его организатор обязан подать соответствующее заявление в местный исполнительный и распорядительный орган, руководитель которого обязан рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить заявителю, указав о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия. При несогласии с решением заявитель вправе обжаловать его в судебном порядке.
Законодательством установлены временные и территориальные ограничения по проведению массовых мероприятий. Допускается их проведение в период времени с 8 до 22 часов на пригодных для этих целей территория, за исключением:
Проведение массовых мероприятий за пять и менее дней до выборов, референдума, отзыва депутата разрешается только в специально предназначенных для этих целей местах, исключение составляют мероприятия, проводимые по решению государственных органов.
Законодательством установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок проведения собраний, что во многом затрудняет возможность реализации гражданами своего конституционного права на свободу собраний.
3.6. Свобода печати
Гражданам Республики Беларусь гарантируется свобода печати и других средств массовой информации.
Статьей 34 Конституции гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение не допускается29.
Запрещается использование средств массовой информации для совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганды войны и агрессии; распространения порнографической продукции; посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией.
Государственные органы, организации, объединения, их должностные лица представляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс–конференций, рассылки справочных и статистических материалов и иными способами.
Принципиально важным и с точки зрения информирования о деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав и обязанностей является требование Конституции и актов текущего законодательства о публикации или доведении до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов.
Доступ к информации, устанавливающей правовой статус государственных органов и юридических лиц; определяющей права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации; о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно–эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества; отнесенной к источникам знаний и накапливаемой в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права, не может быть ограничен.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях охраны государственной и коммерческой тайны, защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.
3.7. Право равного доступа к должностям
Статья 39 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие–либо ограничения и преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Единственным критерием при поступлении на государственную службу являются способности и профессиональная подготовка претендента.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно–властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов30.
Право на поступление на государственную службу предоставлено гражданам Республики Беларусь, достигшим восемнадцатилетнего возраста. К претенденту предъявляются следующие требования: соответствующее образование, необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда их наличие не требуется, владение государственными языками, знание Конституции, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей; могут быть предусмотрены и иные требования.
В некоторых случаях могут применяться возрастные ограничения. Например, для занятия должности судьи необходимо достижение возраста 25 лет, судьи по административным делам и исполнительным производствам – 23 лет, Президента – 35 лет.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания на должность. Поступлению может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание на срок от 3 до 6 месяцев.
В приёме на государственную должность может быть отказано по следующим основаниям:
Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, предполагают активное участие каждого гражданина в жизни государства, управлении его делами. Обладание большинством прав и свобод, принадлежащих к данной категории, связывается с наличием гражданства Республики Беларусь.
Политические права и свободы являются базой для установления, регламентации отношений между каждым отдельно взятым индивидом, коллективами граждан и государством.
Степень гарантированности властью и реализации гражданами данной категории прав определяет уровень демократизма конституционного строя, политической культуры населения.
Глава IV. Экономические, социальные и культурные права человека и гражданина
Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важное значение для жизни человека. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защищать свои жизненные потребности.
В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также – дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.
По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (к примеру, право частной собственности, по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых, на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище) порождают для государства общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами – те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие носят лишь декларативный характер. Важная особенность этой группы прав заключается в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства субъектов.
4.1. Социально-экономические права и свободы
Конституцией предусмотрено право на осуществление экономической деятельности. Данное право предполагает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления32.
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных правомочий, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект данного права может выбрать вид предполагаемой деятельности и организационно–правовую форму юридического лица, создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям.