Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном,
наднациональном и
§ 1.Возникновение и
§ 2. Становление института
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
§ 1. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав граждан.
§2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.
§3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по развитию международного сотрудничества в области прав человека и правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм п методов их защиты.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации"
Институт омбудсмана в современных правовых системах стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в работе государственных органов. Причины этого в следующем. Возросшая управленческая экспансия государства на все сферы человеческой деятельности ставит человека в зависимое положение от государства и приводит к пониманию в необходимости сдерживающего фактора. Им становится омбудсман, который является ограничителем всевластия государства, инструментом контактирования государственных органов и гражданского общества, механизмом, восполняющим пробел, существующий в отношениях между государственной властью и населением, способствующим строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц. По мнению австрийского омбудсмана, профессора, доктора права В. Пикуля, создание и деятельность института омбудсмана открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми.1 Основная задача омбудсмана - защита прав граждан при помощи рассмотрения жалоб и обращений. В отличие от других органов, процедура обращения к омбудсману лишена строгих правил и высоких расходов. Важна при этом и психологическая сторона, «позволяющую жалобщику не чувствовать себя обиженным и в том случае, если его жалобы (или процедура) не будет удовлетворена, так как остается осознание того, что он был выслушан, что ему было уделено внимание и кто-то занялся его проблемами и при этом не пришлось нести высоких расходов».2
Необходимость в подобном правозащитном институте, его эффективность и результативность привели к появлению нового феномена «омбудсмании». Если первоначально институт омбудсмана возник в Швеции и дальнейшее распространение получил только в XX века, причем, как правило, в послевоенное время, то в настоящее время омбудсмановское сообщество насчитывает более 100 государств. Омбудсман действует в скандинавских государствах, в странах Европейского Союза, прочно
1 Общая теория прав человека. /Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА, 1996. С.369
2 Пало века-Данева А. Омбудсман как особый вид контроля над органами управления // Вестник Московского Университета, Серия 11. право, 2001 г. № 3. С. 105 утвердился и на американском континенте. Таким образом, он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям (англо-саксонского и континентального права). Не является ограничением для омбудсмана форма правления. Институт принят в государствах с различной формами правления: президентских и полупрезидентских республиках (Франция. США, Финляндия, Португалия), парламентарных республиках (Германия, Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Великобритания. Испания, Канада, Дания, Норвегия). Омбудсман контролирует соблюдение прав человека как в федеративных, так и унитарных государствах. Многие государства, апробировав эффективность этого института, стали вводить отраслевых (специализированных) омбудсманов. Так появились омбудсман по проблемам защиты детей, пенсионный омбудсман, военный омбудсман, омбудсман по защите прав потребителей, университетские и школьные омбудсманы.
Институт омбудсмана появляется не только на национальном уровне, но и наднациональном (омбудсман Европейского союза), корпоративном уровнях (в организациях, на предприятиях, в учебных заведениях).
Существуют различные модели омбудсмана,
в зависимости от порядка назначения,
подчиненности и места в
Исполнительный омбудсман - орган исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Подобная модель встречается довольно редко и существует во Франции, некоторых штатах США. в некоторых субъектах в Российской Федерации.
Независимый омбудсман - орган, представляющий самостоятельную ветвь власти, назначаемый либо парламентом, лнбо президентом, но в дальнейшем не подчиняющийся органу, назначившего его. Такой самостоятельный омбудсман, соответствующий уровню законодательной, исполнительной или судебной власти, создан в Португалии (Проведор юстиции). Намибии и Нидерландах.
Парламентский омбудсман - «классический» омбудсман, находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Выступая в качестве органа парламента, он обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Исторически сложилось, что омбудсман выступает как орган парламентского контроля над администрацией, поэтому в большинстве стран омбудсман принадлежит именно парламентской модели.
Омбудсманы различаются и
- на основе конституционных
положений, развитых позже в
законодательстве (Швеция, Испания,
ФРГ, Венгрия, Российская
- в результате принятия
- принятие специального закона без фиксации в конституции (Франция, Великобритания. Австралия).
Национальная особенность
Однако необходимо отметить, что несмотря на различные названия, собирательно за ним сохранилось исторически первое наименование - омбудсман.
Посредническая миссия омбудсмана находит отражение на национальном, наднациональном и международном уровнях.
С расширением географии
Согласно официальному определению
международной ассоциации юристов,
народный защитник - "омбудсман" -
это "служба, предусмотренная Конституцией
или актом законодательной
Другое международное
В зарубежной правовой литературе можно
встретить следующие
Омбудсмен - независимый и беспристрастный функционер законодательного органа, чье существование обычно предусматривается Конституцией. Он осуществляет надзор за деятельностью государственных органов, рассматривает жалобы граждан в связи с административным произволом и неудовлетворительным руководством, уполномочен исследовать, критиковать и объявлять, но и не отменять акты указанных органов.5
Омбудсман - это служащий, который избран законодательным органом с целью рассмотрения жалоб граждан на работу администрации и суда и который ведет себя как б контролер их деятельности».
В Российской Федерации энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации" кратко ' определяет омбудсмана как "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц". Сходное определение содержит Юридическая энциклопедия: "омбудсман (от шведского - ombudsman) - в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан". В российских юридических исследованиях содержатся следующие определения. Омбудсман -независимый государственный орган - опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц. В целом Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. // Государство и право, 1999. >9, с. 21-31.
4 Лебедев А.И. Уполномоченный
по правам человека в
5 Rovvat D.C. The Ombudsman. Citizenis Defender: Prefase to Second Edition. L.,1968. S.XX1V
6 Rovvat D.C. The Ombudsman in Sweden. The Ombudsman Plan: Essays on the Worldwine Spread of an Idea 2. L.I973 омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.7
Обобщая многочисленные определения, можно сформулировать дефиницию омбудсмана, характеризующую его статус, следующим образом. Омбудсман -независимый, персонифицированный орган, обладающий высоким авторитетом, призванный рассматривать жалобы на злоупотребления бюрократического аппарата при отсутствии властных полномочий, используя силу убеждения, придания делу гласности, дачи рекомендаций, основанных на правовых нормах, нормах морали и идеалов справедливости.
В Российской Федерации с принятием Федерального конституционного закона от 26.02.97 № 1-ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» создан независимый институт омбудсмана.
Независимость Уполномоченного закреплена в статье 2 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в которой говорится, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Независимость Уполномоченного по
правам человека определяется из нескольких
составляющих: 1. Уполномоченный назначается
Государственной Думой
1. Уполномоченный досрочно
1) нарушения требований статьи 11 Федерального конституционного закона:
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.