Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Так, принцип неприкосновенности Уполномоченного развивается в Уголовном процессуальном кодексе, в котором закрепляется особый порядок производства по уголовным делам в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ, связанный с возбуждением уголовного дела и избранием меры пресечения и производства отдельных следственных действий (статьи 447-450).
Нормы статьи 19 Федерального конституционного закона о запрете администрацией мест принудительного содержания просматривать жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека лицами, находящимися в местах принудительного содержания, содержатся в статье 15 Федерального закона от 24.06.97 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которой устанавливается, что переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, с судом, прокуратурой. Уполномоченным по правам человека в РФ и Уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, цензуре не подлежит; в пункте 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывается на запрет цензуры при переписки осужденного с Уполномоченным по правам человека в РФ; предлох<ения. заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Уполномоченному по правам человека в РФ цензуре не подлежат - закреплено в статье 21 Федерального закона от 15.07.95 № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в содержании преступлении».
Статья 23 Федерального конституционного
закона закрепляет право Уполномоченного
на беспрепятственное посещение
всех органов государственной
В соответствии с Федеральным конституционным законом Уполномоченный освобождается от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей. Подобная норма закреплена в статье 69 Гражданского процессуального кодекса.
Развитие норм статьи 36 Федерального конституционного закона об установлении ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного нашло воплощение в статье 17.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Показывая высокий статус Уполномоченного по правам человека, в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в статье 24 закреплено его право на приглашение иностранных (международных) наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации. Аналогичное право закреплено за Уполномоченным по правам человека на выборах депутатов Государственной Думы.
В статье 8 Федерального закона от 15.06.95
№ 101-ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации» устанавливается,
что рекомендации о заключении международных
договоров Российской Федерации
могут предоставляться
Таким образом, в целом, на мой взгляд, нормативная правовая база разработана. Основные законодательные изменения, которые могли бы повлиять на улучшение деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоят в следующем:
- Наделение Уполномоченного по
правам человека правом
- Закрепление за Уполномоченным
по правам человека права на
обращение в Конституционный
Суд Российской Федерации по
вопросам соответствия
- Дополнение Федерального
- Изложение статьи 5 Федерального
конституционного закона «Об
Уполномоченном по правам
- Закрепление в Федеральном
конституционном законе «Об
- Закрепление в Федеральном
конституционном законе «Об
Можно приводить примеры других изменений как в Федеральный конституционный закон, так и в иные нормативные акты, но необходимо отметить, что возможно главной составляющей омбудсмана является субъективный фактор, то есть непосредственно личность омбудсмана. его индивидуальные качества, способность убеждать, определенная смелость идти на конфликт, восприятие проблем человека.
Уполномоченный - это не проситель помощи у властей, это не человек, который констатирует факты нарушений. Это прежде всего активная личность, которая борется за права конкретного человека всеми имеющимися в его арсенале способами, это масштабно мыслящая личность, которая способна проанализировать типичные нарушения, сделать вывод о неправильности применения, толкования нормы права или о пробельности закона и добиваться изменения сложившегося положения.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации должен более активно заниматься вопросами просвещения. Можно рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации издавать свою еженедельную газету, в иных газетах и журналах создать специальную рубрику, например, «Советы Уполномоченного по правам человека», эффективным средством стало бы появление на TV передачи с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в ходе которой Уполномоченный разъяснял бы основные механизмы защиты прав человека, иллюстрируя конкретными примерами.
В настоящее время, на мой взгляд, созданы условия для успешного и эффективного функционирования Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Прогнозируя тенденции его развития, можно предположить, что институт Уполномоченного будет постепенно развиваться на региональном уровне, постепенно появятся иные специализированные уполномоченные, помимо уполномоченного по правам ребенка, возможно становление уполномоченного Союзного государства России и Белоруссии. Генерального омбудсмана стран Содружества Независимых Государств.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Уполномоченный по правам
человека в Российской
1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
2. Документы международного и регионального характера
3. Конвенция по правам ребенка // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА. М, 1999., 306-323 с.
4. Резолюция Генеральной
5. Всеобщая декларация прав
6. Устав Организации
7. Резолюция «О Комиссаре Совета Европы по правам человека» // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА. М, 1999. 546-550.
8. Маастрихский договор // Право Европейского Союза. Сборник нормативных актов., М., 2002 г., С.125-135.
9. Правила от 09.03.1994, принятые решением
Европейского Парламента «О
10. Конституция Франции // Конституции стран Европейского союза, под ред. Топорнина М. 2001.415-436.
11. Конституция Испании // Конституции стран Европейского союза, под ред. Топорнина М. 2001, 512-547.
12. Конституция Польши // Конституционное право зарубежных стран, под ред. Страшуна. М.: Издательство Юрист. Т. 2., 612-648.
13. Закон Франции от 03.01.1973 «О
посреднике (медиаторе) во Франции»
//Омбудсманы. Сборник нормативных
правовых актов.(Перевод с
14. Закон Испании от 06.04.1981 «О Народном защитнике Испании» // Омбудсманы. Сборник нормативных правовых актов.(Перевод с английского). М. 1998. 125-146.
15. Закон Польши от 15.06.1987 « Об Уполномоченном по гражданским правам в Польше» // Омбудсманы. Сборник нормативных правовых актов.(Перевод с английского). М. 1998,417-439.
16. Документы Содружества
17. Конституция Украины // Конституции стран Содружества Независимых Государств, М.: Юрист. 1998. 215-246.
18. Конституция Грузии // Конституции стран Содружества Независимых Государств, М.: Юрист. 1998., 45-67.
19. Закон Кыргызской Республики
от 31.07.2002 № 136 «Об Омбудсмане (Акыйкатчы)
Кыргызской Республики»//wwvv.
20. Конституционный закон Республики
Азербайджан от 28.12.2001 «Об Уполномоченном
по правам человека (омбудсмане) Азербайджанской
Республики» // w\vw.vescc.com/view.php?id=
21. Закон Украины от 23.12.97 «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»// «Ведомости Верховной Рады», 1998, № 20. ст. 99.
22. Закон Республики Молдова
от 17.10.1997 «О парламентских адвокатах»
// www.nm.md/daily/articl/2001/
23. Закон Республики Узбекистан
от 24.04.1997 «Об Уполномоченном Олий
Мажлиса по правам человека (омбудсмане)»
// www.nchr.uznet.net/web/doc//
24. Закон Республики Грузии от
16.05.1996 «О Народном Защитнике Грузии»/
25. Постановление Республики
26. Федеральные нормативные
27. Конституция Российской
28. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
29. Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
30. Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации
// Собрание законодательства
31. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.11.2002. № 46, ст. 4532.
32. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
33. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ред. от 11.11.2003 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
34. Федеральный закон от 31.05.2002 №
62-ФЗ «О гражданстве
35. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. от 20.07.2000 № ЮЗ-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998. № 31, ст. 3802.
36. Федеральный закон от 28.06.1995 №
98-ФЗ «О государственной
37. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» в ред. 30.06.2003 № 86-ФЗ // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 29.04.1993, № 17, ст. 549.
38. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» в ред. от 23.12.2003 № 186-ФЗ // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 18.04.1991, № 16, ст. 503.
39. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.1994 № 1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.08.1994, № 15. ст. 1713.