О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад

Краткое описание

В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в

Содержание

Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

к диплому.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

9. Создание специализированных  уполномоченных является важным  шагом в защите прав и законных  интересов наиболее уязвимых  категорий лиц. Институт специализированного  уполномоченного можно предусмотреть  на федеральном уровне, внеся соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» либо приняв отдельный федеральный нормативный правовой акт, также специализированный уполномоченный может действовать на основании законов субъектов Российской Федерации.

 

10. Действенным механизмом защиты  прав военнослужащих может стать  специализированный Уполномоченный  по делам военнослужащих. К диссертационной  работе прилагается авторский  проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам военнослужащих».

 

11. Назрела необходимость в учреждении  должности федерального Уполномоченного  по правам ребенка. В настоящее  время также обсуждается вопрос  о создании федерального Уполномоченного  по правам ребенка. По мнению автора, представленный в Государственную Думу проект федерального закона требует дополнительной проработки.

 

12. Региональный институт уполномоченного  по правам ребенка в Российской  Федерации делает только свои  пробные шаги. По мнению автора, учреждение регионального уполномоченного по правам ребенка будет служить дополнительной гарантией защиты одной из самой незащищенной групп - детей, которые в силу особенностей психического и физического развития, в силу отсутствия жизненного опыта и в определенной степени зависимого положения не могут самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов.

 

Законодательным (представительным) органам государственной власти в субъектах Российской Федерации  можно рекомендовать использовать сложившуюся нормативную правовую базу и правоприменительную практику в городе Москве, а также использовать проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам детей» с учетом предложенных изменений и дополнений.

 

13. Несмотря на то. что вузовские  омбудсманы по своему статусу не отвечают общепризнанной природе омбудсманов. их роль в демократизации учебных структур велика. Автор считает, что создание омбудсманов на уровне образовательных учреждений, его воспитательная и правозащитная деятельность прививает правовую культуру молодому поколению, активизирует его к изучению и отстаиванию своих прав, сглаживает противоречия поколений, учит вести переговоры и идти на компромиссы, цивилизованным способом решать возникшие проблемы. Возможно, иным образовательным учреждениям следует воспринять опыт МГИМО и БГПУ. Полагаю целесообразным поставить вопрос об учреждении в российских вузах омбудсмановских служб на совещаниях ректоров вузов, а также выработать рекомендации и типовые положения.

 

 Также возможно учреждение  института омбудсмана на уровне школ. Желательно, чтобы сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, региональные уполномоченные по правам человека, а также региональные уполномоченные по правам ребенка оказывали школьным омбудсманам методическую, консультативную, нормативную и правовую помощь.

 

14. Представляется необходимым  расширить правозащитные функции  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации. Уполномоченный  по правам человека в госсиискои  ч едерации должен ооладать  правом законодательной инициативы, а также правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов и не вступивших в силу международных договоров.

 

15. На взгляд автора. Уполномоченный  уделяет большое внимание просвещению  граждан. Однако эта деятельность  должна быть более активной. Можно  рекомендовать Уполномоченному  по правам человека в Российской  Федерации издавать свою еженедельную  газету, в иных газетах и журналах создать специальную рубрику, например, «Советы Уполномоченного по правам человека», эффективным средством стало бы появление на TV передачи с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный должен активно сотрудничать со школьными и вузовскими омбудсманами. оказывать им методическую и правовую помощь.

 

16. Закрепление в Федеральном  конституционном законе «Об Уполномоченном  по правам человека в Российской  Федерации» нормы об обязательном  рассмотрении и обсуждении (ежегодных и специальных) докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на заседаниях Государственной Думы.

 

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что  выводы и предложения по совершенствованию законодательства, а также иные рекомендации могут быть использованы для внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации; в дальнейших исследованиях правовой проблематики института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; в правоприменительной практике федеральным, региональными, специализированными и иными уполномоченными; при разработке учебно-методической литературы и преподавании курса конституционного права Российской Федерации, а также спецкурса по правам человека в Российской Федерации.

 

Структура диссертации отражает цели и логику исследования и состоит  из введения, трех глав, библиографии и  приложения.

Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств)

 

Впервые институт омбудсмана возник в Швеции, его появление было определено исторически. Его предшественниками  можно считать фигуры Главного Сенешаля ( «drotsen» ), возникшую в 16 веке, и General Richr Schultza( 1683 г). Первый осуществлял контроль (правда, не абсолютный) за органами юстиции, докладывая королю о деятельности судебных органов, вершивших правосудие. В 1683 году на смену ему приходит General Richr Schultza, полномочия которого несколько расширились, так как он имел право также воздействовать на чиновников, вплоть до возбуждения преследования и обвинения в суде. И вот в 1713 году появляется новый институт - институт омбудсмана. Решающую, значительную роль в его становлении сыграл Карл XII, который издал указ от 26 октября 1713 года, об учреждении Konungens Hogsta Ombudsmanen, полномочия которого распространились на всю администрацию королевства. Ombudsman в переводе со шведского языка на русский имеет несколько значений: 1) поверенный, агент; 2) представитель, делегат; 3) лицо, которое ходатайствует за кого-либо.8 В задачу омбудсмана входило обеспечение законности и порядка, а также следить за тем, чтобы "публичные власти исполняли свой долг как следует".

 

Интересно выяснить, какие же причины  побудили Карла издать подобный указ, зачем необходимо было выводить на политическую арену новое лицо, наделяя его большими полномочиями, когда уже существует канцлер юстиции, функции которого четко определены и во многом схожи?

 

Можно предположить, что введение данного института было вызвано  необходимостью усиления власти короля, который в силу объективных причин не мог выполнять необходимый контроль в стране. Это подтверждается историческими событиями. В 1697 году Швеция, достигшая высшей точки политического влияния в международных делах, стояла на вершине своего могущества. Она располагала большой постоянной армией, хорошим флотом. Ежегодный доход королевства достигал более 6 миллионов серебряных далеров. Пятнадцатилетний сын Карла XI. Карл XII унаследовал сильное и влиятельное государство. Но казна Карла XII была быстро растрачена на ведение активной внешней политики. В Северную войну Швеция вступила с финансовыми затруднениями. Уже в 1714 году годовой дефицит превышал 7 миллионов серебряный далеров. За годы войны произошли социальные сдвиги в расстановке политических классовых сил, укрепилось дворянство, заметно снизилась роль буржуазии. Пятнадцатилетнее пребывание Карла XII за пределами Швеции способствовало упрочению власти такого государственного органа, как Королевский совет, который приобрел большое влияние после поражения Карла XII под Полтавой в 1709 году. С 1710 - 1713 года Королевский совет, почувствовав силу, неограниченность своих функций, самостоятельно созывает Риксдаг для решения важных государственных и военных вопросов. Оппозиция Риксдага, пользуясь слабостью короля и чувствуя поддержку Королевского совета, начинает открыто выступать с требованиями ограничения власти Карла XII.9 Тогда король, находясь в Турции, делает тактический ход, он издает указ о создании новой должности - омбудсмана, который должен был прекратить начавшиеся волнения и беспорядки, то есть он должен был следить за соблюдением правопорядка, за соблюдением законодательства, за четким выполнением служащими своих обязанностей. Но нововведение не принесло желаемого результата, потому что король наделил омбудсмана такими же полномочиями, как и канцлера юстиции, и получилось так, что омбудсман практически копировал его и, конечно, он не смог противостоять подобной конкуренции, поэтому на политической арене он продержался не долго, через пару лет о нем забыли и вспомнили только через сто лет( !). А за это время полномочия Justittie-Kansler расширились, в сферу его компетенции включался не только контроль и надзор за администрацией королевства, но и органами правосудия, а также возможность уголовного преследования любого должностного лица, который не исполняет или ненадлежащим образом исполняет возложенные на него функции, о чем он систематически делал отчет и доклад Королю, который назначал и освобождал его от должности. После смерти Карла XII наступил непростой период в деятельности канцлера юстиции, который по-прежнему назначался Королем, но отчеты он обязан был предоставлять парламенту, что в итоге привело к тому, что фактически он стал подотчетен законодателям. Период стабилизации, упрочения его положения наступает к 1770 году, когда парламент закрепил, что отныне канцлера юстиции будет назначать не король, а земли, вплоть до следующей сессии парламента. Учитывая особенности деятельности парламента Швеции того времени, который созывался нерегулярно, период между сессиями мог составлять несколько лет. это, несомненно, сказалось на усилении роли канцлера. Будучи независимым от короля и практически не имея возможности общаться с законодателями, он, выявляя нарушения, не только обвинял государственных мужей в суде, но и обращался напрямую к общественности, предавая гласности результаты своей деятельности, приобретая, таким образом, все большую популярность среди народных масс. Но период зависимости канцлера юстиции не от короля, а от земель продолжался не долго. В 1772 году Густав III издает новую конституцию, согласно которой канцлер становится полностью зависим от короля. В специально изданной Инструкции содержалось, что " канцлер юстиции не несет ответственности ни перед кем, кроме его Королевского Величества, и в вопросах исполнения своих обязанностей и управления подотчетен лишь ему".

 

Конец 18 начало 19 веков в Швеции - это период конституционных реформ, в результате которых была принята  новая Конституция 1810 года. Благодаря  этой Конституции 1809 года в Швеции вновь появляется омбудсман. Почему же практически через сто лет он появляется вновь? В Конституции, которая была создана под влиянием теории разделения властей Монтескье, власть в государстве была разделена между Королем и его Кабинетом, с одной стороны, и Парламентом, с другой. Уравновесить широкие полномочия Короля и незначительные Парламента было нелегко. Парламенту необходим какой-то противовес и он заинтересован в создании нового органа, который был бы наделен большими полномочиями, подотчетен парламенту и полностью независим от короля. Парламент выводит новое лицо - парламентского омбудсмана, противопоставляя его канцлеру юстиции, который полностью подчинялся королю. Итак, характерной особенностью омбудсмана юстиции, по Конституции 1809 года, стал его выход из под опеки короля и установление зависимости от Риксдага, который его избирает и к которому он ежегодно обязан предоставлять доклад о ходе своей деятельности по надзору за администрацией, юстицией, а также Церковью.

Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств

 

После распада СССР изменилась политическая карта мира. На территории бывшего  единого государства обострились  политические, экономические и социальные конфликты. Создание Содружества независимых государств должно было изменить ситуацию. Констатируя наличие актуальных и острых проблем во вновь образовавшихся независимых государствах, сложность их разрешения в силу ограниченных ресурсов и недостатка опыта, международное сообщество призвало страны СНГ к согласованным действиям и международному сотрудничеству в области прав человека. Так, в Программе действий, разработанной 31 мая 1996 года в Женеве, страны СНГ призываются к принятию «надлежащих мер по обеспечению защиты прав человека и уважению международного гуманитарного права...,ратификации и выполнению международных документов, касающихся прав человека...,рассмотрению идеи создания в государствах должности уполномоченного по правам человека (омбудсмена)...».

 

В настоящее время на законодательном уровне институт омбудсмана создан в Азербайджане, Грузии, Кыргыстане, Молдове, Российской Федерации, Узбекистане, Украине.

 

В Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане и Туркменистане не приняты законы, предусматривающие деятельность омбудсмана. Однако необходимость создания института назрела. Вопрос о создании внесудебного института, защищающего и поощряющего права человека, давно обсуждается в средствах массовой информации, международными организациями, комиссиями по правам человека при Президентах республик, учеными, общественностью. Разрабатываются законопроекты, рассмотрение которых планируется в парламентах стран СНГ.

 

 

На Уполномоченных возлагаются  большие надежды. Об этом на заседании  «Круглого стола» руководителей  государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии, политических деятелей заявила депутат Государственнной Думы М.М. Лазутова (проф., доктор наук, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ и соотечественникам): « ...В государствах СНГ и Балтии сейчас сфокусированы десятки проблем, связанных с защитой прав человека, - это пенсии, возможность сохранить свои заработанные деньги на счетах в банках, выезд родственников для проживания в СНГ или

 

Балтии. К сожалению, кроме Уполномоченных по правам человека сегодня эти интересы никто не защищает на должном уровне...».

 

Несмотря на то, что не во всех странах  СНГ создан институт омбудсмана, предлагается ввести должность Генерального омбудсмана по СНГ, деятельность которого осуществлялась бы на территории всех стран СНГ, что позволит развить более тесное сотрудничество в сфере защиты прав человека. Помимо этого, планируется создать Ассоциацию правозащитных организаций стран СНГ и Балтии.

 

Рассмотрим особенности деятельности омбудсманов в странах СНГ.

 

На Украине статьей 101 Конституции Украины закреплено создание нового конституционного органа Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Статьей 55 Конституции предусмотрено право каждого обратиться за защитой своих нарушенных прав к Уполномоченному.24

 

При разработки украинской модели Уполномоченного  учитывались национальные, правовые, культурные традиции, а также особенности  системы государственной власти, опыт функционирования института омбудсмана в скандинавских странах, а также  тех, которые стали на путь реформ - Польша, Россия, Венгрия.

 

На основании Конституции был  принят Закон Украины от 23 декабря 1997 года «Об Уполномоченном Верховной  Рады Украины по правам человека»25, который закрепил сильную модель омбудсмана, характеризующуюся следующими особенностями: высоким конституционным статусом Уполномоченного; независимостью от какого либо органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц; широкой юрисдикцией Уполномоченного, которая распространяется на органы государственной власти, включая суд, органы местного самоуправления, их должностных лиц; значительными полномочиями относительно проведения проверок, в том числе по собственной инициативе, для выявления случаев нарушения прав человека и осуществления постоянного мониторинга за состоянием соблюдения прав и свобод человека; правом инициировать обязательные для рассмотрения прошения с изложением рекомендаций относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, организациями независимо от форм собственности, их должностными лицами; возможностью непосредственного обращения к Уполномоченному широких масс населения; гибкой и неформальной процедурой, свободой действий при рассмотрении жалоб. Украинский Уполномоченный является классическим образцом парламентского омбудсмана, так как избирается на должность Верховной Радой, путем тайного голосования, что обеспечивает ему высокий статус, легитимность, а также является гарантией независимости от всех ветвей государственной власти. Срок полномочий Уполномоченного не совпадает со сроком Парламента.

Информация о работе О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году