Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
13. Несмотря на то. что вузовские
омбудсманы по своему статусу
не отвечают общепризнанной
Также возможно учреждение института омбудсмана на уровне школ. Желательно, чтобы сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, региональные уполномоченные по правам человека, а также региональные уполномоченные по правам ребенка оказывали школьным омбудсманам методическую, консультативную, нормативную и правовую помощь.
14. Представляется необходимым
расширить правозащитные
15. На взгляд автора. Уполномоченный
уделяет большое внимание
16. Закрепление в Федеральном
конституционном законе «Об
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что выводы и предложения по совершенствованию законодательства, а также иные рекомендации могут быть использованы для внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации; в дальнейших исследованиях правовой проблематики института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; в правоприменительной практике федеральным, региональными, специализированными и иными уполномоченными; при разработке учебно-методической литературы и преподавании курса конституционного права Российской Федерации, а также спецкурса по правам человека в Российской Федерации.
Структура диссертации отражает цели и логику исследования и состоит из введения, трех глав, библиографии и приложения.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Бегаева, Александра Алексеевна, Москва
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт омбудсмана создан более чем в 100 государствах мира. В одних он имеет вековую историю (Швеция), в других срок исчисляется десятилетиями (Финляндия - 85 лет, Франция - 31 год, Испания - 26 лет), в иных он появился только в конце прошлого тысячелетия (Российская Федерация, отдельные страны Содружества Независимых Государств).
Причины возникновения рассматриваемого института были различны. В одних странах распространение института связано с недовольством населения состоянием демократии, в нынешнее время омбудсманы создаются, как правило, в связи с тем, что данный институт рассматривается как гарант и неотъемлемая часть демократии и государственного прогресса. Успешное функционирование омбудсмана во многих государствах являлось также основанием для обращения внимания на новое лицо в государстве.
Первоначально в зарубежных странах создавался так называемый традиционный омбудсман. который охватывал практически всю сферу прав и свобод человека. Но в настоящее время многие государства пришли к выводу о необходимости создания специализированных институтов, сфера деятельности которых распространялась бы на конкретную область прав и свобод (пенсионный обмудсман, омбудсман по делам военнослужащих, омбудсман по делам прессы и многие другие).
В федеративных государствах, как
правило, омбудсман создается на
федеративном и региональном уровнях.
Так, в нашем государстве
Так же в нескольких субъектах Российской Федерации уже создан специализированный институт уполномоченного - уполномоченный по правам ребенка. Между региональными уполномоченными нет подчиненности и взаимозависимости, также нет зависимости и подчиненности между федеральным и региональными уполномоченными.
Идея омбудсмана была воспринята не только на государственном уровне, но и на корпоративном, то есть в организациях, на предприятиях, в различных компаниях, где омбудсманы создаются, как правило, на основе внутренних нормативных актов юридического лица, где прописываются права, обязанности, сфера компетенции, взаимодействие руководства и омбудсмана. способы решения конфликтов. Как правило, корпоративные омбудсманы разрешают трудовые споры, связанные с увольнением сотрудников, с разрешением коллективных трудовых споров и многие другие вопросы. Омбудсман создается также в образовательных учреждениях - в школах и университетах, которые рассматривают споры школьников или студентов, возникающих в учебном процессе. Таким образом, институт омбудсмана стал образовываться не только «сверху» при помощи издания нормативного правового акта, но и «снизу», то есть непосредственно сотрудниками компаний, учащимися учебных заведений.
Процессы глобализации, происходящие в мире, также отразились на институте омбудсмана. Если ранее институт омбудсмана создавался только в отдельно взятой стране (национальный омбудсман (федеральный, региональный, специализированный, корпоративный)) и имел свои особенности, связанные с историческими, социальными, политическими факторами, то в настоящее время институт омбудсмана постепенно получает распространение не только на уровне одного государства, но и выходит на наднациональный уровень. Так, Маастрихским договором в институциональную систему был введен институт омбудсмана Европейского Союза. Учреждение нового должностного лица - наднационального омбудсмана - это явление уникального характера, так как в состав Европейского Союза входит 15 государств, каждое из которых обладает особой формой конституционной демократии. сохраняет свою конституцию, свое государственное устройство, ценит национальную специфику, историю, культуру и помимо этого почти во всех государствах Евросоюза уже создана должность омбудсмана. С появлением наднационального правозащитного органа происходят качественные изменения в системе права, появляются новые взаимосвязи международного (европейского) и внутригосударственного права. Таким образом, на .мой взгляд, Омбудсман Европейского Союза становится еще одним шагом в процессе европейской интеграции.
Глобализация прав человека, являющейся отражением процесса мировой глобализации, неизбежно приведет к созданию Всемирного омбудсмана. который распространит влияние на все государства мира. Однако этот процесс будет длительным и сложным. И связано это с тем. что с одной стороны, происходит глобализация общественных процессов и развития, а с другой государства стремятся сохранить свои индивидуальные особенности, сложившиеся в ходе исторического развития.
Однако в ближайшей
В настоящее время структура службы омбудсмана схематично выглядит следующим образом:
Омбудсман Европейского Союза - наднациональный омбудсман.
Национальный омбудсман (федеральный и региональный, специализированный).
Корпоративный омбудсман ( в том числе Омбудсман ООН).
Европейский институт омбудсмана - международная научная организация.
Между омбудсманами нет иерархической
подчиненности и
В Российской Федерации более пяти лет функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который выступает дополнительным (субсидиарным) средством правовой защиты по отношению к сложившемуся правозащитному механизму.
Что удалось Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации сделать за это короткое время? Как это повлияло на развитие российского общества? Стал ли этот институт привычным для россиян? Что изменилось в механизме защиты прав человека? Стал ли человек более защищенным? От чего зависит эффективная деятельность Уполномоченного? Эти и многие другие вопросы волнуют исследователей института омбудсмана.
Исходя из опроса, проводимого среди
участников Всероссийской научно-
Однако положительным фактором является то, что Уполномоченный по правам человека, наряду с Президентом РФ. Конституционным Судом РФ, получил по результатам опроса положительный индекс, то есть положительные оценки превысили над отрицательными, что свидетельствует о доверии граждан к Уполномоченному и служит определенным показателем его эффективности.
Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека определяется как объективными факторами (к которым относятся наличие разработанной нормативной правовой базы, а также готовность государства соблюдать права человека в целом, прислушиваться к мнению Уполномоченного), так и субъективными факторами.
Объективные факторы
1. Институт омбудсман может
В связи с этим, перед Уполномоченным
в России стоит непростая задача:
выработать необходимые юридические
механизмы, при помощи которых возможно
гармоничное сочетание
1,9 Права человека в России и правозащитная деятельность государства, С.-П., 2003 (стр. 383-385).
Морозова JI.A. Права человека в условиях
становления гражданского общества
(международная научно-
121 Парламентская газета, 11 декабря 2002г., № 235 (1115) конфликтов, способствовать реальному обеспечению прав человека при помощи средств неимперативного характера.
2. Разработанность нормативной
правовой базы определяется
В России принят основополагающий акт
- Федеральный конституционный