О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад

Краткое описание

В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в

Содержание

Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

к диплому.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

13. Несмотря на то. что вузовские  омбудсманы по своему статусу  не отвечают общепризнанной природе  омбудсманов. их роль в демократизации  учебных структур велика. Автор  считает, что создание омбудсманов  на уровне образовательных учреждений, его воспитательная и правозащитная деятельность прививает правовую культуру молодому поколению, активизирует его к изучению и отстаиванию своих прав, сглаживает противоречия поколений, учит вести переговоры и идти на компромиссы, цивилизованным способом решать возникшие проблемы. Возможно, иным образовательным учреждениям следует воспринять опыт МГИМО и БГПУ. Полагаю целесообразным поставить вопрос об учреждении в российских вузах омбудсмановских служб на совещаниях ректоров вузов, а также выработать рекомендации и типовые положения.

 

Также возможно учреждение института  омбудсмана на уровне школ. Желательно, чтобы сотрудники аппарата Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, региональные уполномоченные по правам человека, а также региональные уполномоченные по правам ребенка оказывали школьным омбудсманам методическую, консультативную, нормативную и правовую помощь.

 

14. Представляется необходимым  расширить правозащитные функции  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации должен обладать правом законодательной инициативы, а также правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов и не вступивших в силу международных договоров.

 

15. На взгляд автора. Уполномоченный  уделяет большое внимание просвещению  граждан. Однако эта деятельность  должна быть более активной. Можно  рекомендовать Уполномоченному  по правам человека в Российской Федерации издавать свою еженедельную газету, в иных газетах и журналах создать специальную рубрику, например, «Советы Уполномоченного по правам человека», эффективным средством стало бы появление на TV передачи с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный должен активно сотрудничать со школьными и вузовскими омбудсманами. оказывать им методическую и правовую помощь.

 

16. Закрепление в Федеральном  конституционном законе «Об Уполномоченном  по правам человека в Российской Федерации» нормы об обязательном рассмотрении и обсуждении (ежегодных и специальных) докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на заседаниях Государственной Думы.

 

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что выводы и предложения по совершенствованию законодательства, а также иные рекомендации могут быть использованы для внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации; в дальнейших исследованиях правовой проблематики института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; в правоприменительной практике федеральным, региональными, специализированными и иными уполномоченными; при разработке учебно-методической литературы и преподавании курса конституционного права Российской Федерации, а также спецкурса по правам человека в Российской Федерации.

 

Структура диссертации отражает цели и логику исследования и состоит  из введения, трех глав, библиографии и  приложения.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ 

 по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Бегаева, Александра Алексеевна, Москва

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Институт омбудсмана создан более  чем в 100 государствах мира. В одних  он имеет вековую историю (Швеция), в других срок исчисляется десятилетиями (Финляндия - 85 лет, Франция - 31 год, Испания - 26 лет), в иных он появился только в конце прошлого тысячелетия (Российская Федерация, отдельные страны Содружества Независимых Государств).

 

Причины возникновения рассматриваемого института были различны. В одних  странах распространение института связано с недовольством населения состоянием демократии, в нынешнее время омбудсманы создаются, как правило, в связи с тем, что данный институт рассматривается как гарант и неотъемлемая часть демократии и государственного прогресса. Успешное функционирование омбудсмана во многих государствах являлось также основанием для обращения внимания на новое лицо в государстве.

 

Первоначально в зарубежных странах  создавался так называемый традиционный омбудсман. который охватывал практически всю сферу прав и свобод человека. Но в настоящее время многие государства пришли к выводу о необходимости создания специализированных институтов, сфера деятельности которых распространялась бы на конкретную область прав и свобод (пенсионный обмудсман, омбудсман по делам военнослужащих, омбудсман по делам прессы и многие другие).

 

В федеративных государствах, как  правило, омбудсман создается на федеративном и региональном уровнях. Так, в нашем государстве первоначально  был создан институт федерального уполномоченного, но была предусмотрена возможность создания его на региональном уровне, по желанию самого субъекта. В результате 29 субъектов Российской Федерации изъявили желание создать аналогичный институт. Они взаимодействуют между собой и с федеральным уполномоченным, проводя совместные конференции и подписывая меморандумы, делясь опытом и практическими советами. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» был взят за основу, но в каждом региональном законе есть свои особенности, нет ни одного полностью идентичного нормативного правового акта.

 

Так же в нескольких субъектах Российской Федерации уже создан специализированный институт уполномоченного - уполномоченный по правам ребенка. Между региональными  уполномоченными нет подчиненности и взаимозависимости, также нет зависимости и подчиненности между федеральным и региональными уполномоченными.

 

Идея омбудсмана была воспринята не только на государственном уровне, но и на корпоративном, то есть в  организациях, на предприятиях, в различных компаниях, где омбудсманы создаются, как правило, на основе внутренних нормативных актов юридического лица, где прописываются права, обязанности, сфера компетенции, взаимодействие руководства и омбудсмана. способы решения конфликтов. Как правило, корпоративные омбудсманы разрешают трудовые споры, связанные с увольнением сотрудников, с разрешением коллективных трудовых споров и многие другие вопросы. Омбудсман создается также в образовательных учреждениях - в школах и университетах, которые рассматривают споры школьников или студентов, возникающих в учебном процессе. Таким образом, институт омбудсмана стал образовываться не только «сверху» при помощи издания нормативного правового акта, но и «снизу», то есть непосредственно сотрудниками компаний, учащимися учебных заведений.

 

Процессы глобализации, происходящие в мире, также отразились на институте  омбудсмана. Если ранее институт омбудсмана создавался только в отдельно взятой стране (национальный омбудсман (федеральный, региональный, специализированный, корпоративный)) и имел свои особенности, связанные с историческими, социальными, политическими факторами, то в настоящее время институт омбудсмана постепенно получает распространение не только на уровне одного государства, но и выходит на наднациональный уровень. Так, Маастрихским договором в институциональную систему был введен институт омбудсмана Европейского Союза. Учреждение нового должностного лица - наднационального омбудсмана - это явление уникального характера, так как в состав Европейского Союза входит 15 государств, каждое из которых обладает особой формой конституционной демократии. сохраняет свою конституцию, свое государственное устройство, ценит национальную специфику, историю, культуру и помимо этого почти во всех государствах Евросоюза уже создана должность омбудсмана. С появлением наднационального правозащитного органа происходят качественные изменения в системе права, появляются новые взаимосвязи международного (европейского) и внутригосударственного права. Таким образом, на .мой взгляд, Омбудсман Европейского Союза становится еще одним шагом в процессе европейской интеграции.

 

Глобализация прав человека, являющейся отражением процесса мировой глобализации, неизбежно приведет к созданию Всемирного омбудсмана. который распространит  влияние на все государства мира. Однако этот процесс будет длительным и сложным. И связано это с тем. что с одной стороны, происходит глобализация общественных процессов и развития, а с другой государства стремятся сохранить свои индивидуальные особенности, сложившиеся в ходе исторического развития.

 

Однако в ближайшей перспективе  можно прогнозировать становление  института Генерального омбудсмана стран Содружества Независимых  Государств, который станет дополнительным механизмом защиты прав граждан на уровне Содружества Независимых Государств.

 

В настоящее время структура  службы омбудсмана схематично выглядит следующим образом:

 

Омбудсман Европейского Союза - наднациональный  омбудсман.

 

Национальный омбудсман (федеральный  и региональный, специализированный).

 

Корпоративный омбудсман ( в том  числе Омбудсман ООН).

 

Европейский институт омбудсмана - международная  научная организация.

 

Между омбудсманами нет иерархической  подчиненности и взаимозависимости.

 

В Российской Федерации более пяти лет функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который выступает дополнительным (субсидиарным) средством правовой защиты по отношению к сложившемуся правозащитному механизму.

 

Что удалось Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации  сделать за это короткое время? Как это повлияло на развитие российского общества? Стал ли этот институт привычным для россиян? Что изменилось в механизме защиты прав человека? Стал ли человек более защищенным? От чего зависит эффективная деятельность Уполномоченного? Эти и многие другие вопросы волнуют исследователей института омбудсмана.

 

Исходя из опроса, проводимого среди  участников Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в России и правозащитная деятельность государства», никто не оценивает положение с правами человека как удовлетворительное. Каждый третий из опрошенных оценивает его как частично удовлетворительное, две трети - как неудовлетворительное. По мнению 42 % опрошенных, положение с правами человека в той или иной мере улучшилось. 13% - осталось прежним, 45% -ухудшилось.Нарушения прав и свобод человека в российском обществе приобретают массовый и грубый характер. Ситуация осложняется отсутствием эффективного механизма защиты прав и свобод человека в случае их нарушения. По результатам опроса, 63 % экспертов считают, что у граждан России имеются лишь частичные реальные возможности для защиты своих прав и свобод в случае их нарушения, а по мнению каждого третьего, российские граждане таких возможностей практически не имеют.Значительное большинство (66%) оценивает правозащитную деятельность государства как недостаточно эффективную, а 29 % - как неэффективную.119

 

Однако положительным фактором является то, что Уполномоченный по правам человека, наряду с Президентом  РФ. Конституционным Судом РФ, получил по результатам опроса положительный индекс, то есть положительные оценки превысили над отрицательными, что свидетельствует о доверии граждан к Уполномоченному и служит определенным показателем его эффективности.

 

Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека определяется как объективными факторами (к которым относятся наличие разработанной нормативной правовой базы, а также готовность государства соблюдать права человека в целом, прислушиваться к мнению Уполномоченного), так и субъективными факторами.

 

Объективные факторы

 

1. Институт омбудсман может осуществлять  возложенные на него функции  в полной мере только в тех  государствах, в которых не только  провозглашаются, но и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина, воспринимаются государством идеи гражданского общества, идеалы законности и справедливости. В нашей стране, как справедливо отмечает JI.A. Морозова, анализируя институт Уполномоченного по правам человека, многое будет зависеть от готовности государства «воспринимать свое назначение как служение каждому человеку, охранять и защищать его права и свободы, обеспечивать его безопасность. Самое трудное, что предстоит преодолеть в обществе -это отказ от приоритета интересов государства по отношению к интересам личности, что насаждалось в течение всех лет Советской властью».120 О готовности государства говорят следующие слова Президента Российской Федерации: «Мы заинтересованы, чтобы государство было эффективным, открытым, чтобы, общаясь с ним. каждый гражданин чувствовал комфортно».121

 

В связи с этим, перед Уполномоченным в России стоит непростая задача: выработать необходимые юридические  механизмы, при помощи которых возможно гармоничное сочетание интересов  государства и общества, способы  и методы разрешения

 

1,9 Права человека в России и правозащитная деятельность государства, С.-П., 2003 (стр. 383-385).

 

Морозова JI.A. Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция) // Государство и право, № 10, 1997г. С. 102-103

 

121 Парламентская газета, 11 декабря 2002г., № 235 (1115) конфликтов, способствовать реальному обеспечению прав человека при помощи средств неимперативного характера.

 

2. Разработанность нормативной  правовой базы определяется наличием  единой, согласованной, логично построенной структуры нормативных правовых актов, необходимых для осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека.

 

В России принят основополагающий акт - Федеральный конституционный закон  «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», закрепивший порядок избрания на должность Уполномоченного, сферу его деятельности, права, обязанности, гарантии. Нормы и принципы вышеуказанного закона закрепляются в иных нормативных правовых актах.

Информация о работе О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году