Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
40. Указ Президента Российской Федерации от 01.11.1993 «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации».
41. Региональные нормативные
42. Закон Республики Саха (Якутия)
от 17.10.2002 № 449 II «Об Уполномоченном
по правам человека в
43. Постановление
44. Закон Астраханской области от 22.01.1999 № 1/99-03. в ред. от 07.05.2002 // «Астраханские известия», № 10, 1999.
45. Областной закон от 15.07.1997 №
34-10-03, в ред. 08.04.2003 «Об Уполномоченном
по правам человека в
46. Закон Амурской области от
29.11.1998 № 198-03. в ред. от 26.04.2002 «Об
Уполномоченном по правам
47. Закона Ставропольского края от 08.05.2002 № 15-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае» // «Ставропольская правда», № 97 (22667), 14.05.2002.
48. Закон Приморского края от
11.12.1997 № 110-КЗ. в ред. от 10.02.1999 «Об
Уполномоченном по правам
49. Закон Красноярского края от 21.10.1997 № 15-585, в ред. от 05.06.2003 «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» // «Красноярский рабочий», №216. 13.11.1997.
50. Закон Краснодарского края от 04.07.2000 № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» // «Кубанские новости», № 142, 01.08.2000.
51. Закон Краснодарского края
от 26.06.2002 № 498-КЗ «Об Уполномоченном
по правам ребенка в
52. Закон Алтайского края от 11.11.2002 № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» // «Алтайская правда», № 305-307, 15.11.2002.
53. Закон Республики Татарстан от 03.03.2000 № 95, в ред. от 09.08.2003 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» // «Республика Татарстан», № 71.08.04.2000.
54. Закон Республики Тыва от 30.06.1999 № 250, в ред. 14.06.2000 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» // «Собрание законодательства Республики Тыва», 20.06.01. № 1, ст. 55.
55. Закон Тюменской области от
11.11.1998 № 54, в ред. 26.12.2002 «Об Уполномоченном
по правам человека в
56. Закон Смоленской области от 10.04.1998 № 7-з. в ред. от 10.05.2001 «Об Уполномоченном по правам человека в Смоленской области» // «Рабочий путь», № 96, 25.04.1998.
57. Областной закон от 14.06.1996 № 22-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» // «Областная газета». 1996 г. -21 июня.
58. Закон Саратовской области
от 12.10.1998 № SO-3CO «Об Уполномоченном
по правам человека в
59. Закон Самарской области от 24.11.2000 № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» // «Самарские известия», № 221. 25.11.2000.
60. Закон Самарской области от 06.05.2002 № 18-ГД «Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» // «Волжская коммуна». № 18. 11.05.2002.
61. Закон Пермской области от
09.12.2000 № 1241-188, в ред. 29.04.2003 «Об
Уполномоченном по правам
62. Закон Липецкой области от 27.08.2001 № 155-03, в ред. 04.03.2003 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» // «Липецкая газета»,0609.2001, № 174.
63. Закон Кемеровской области от 14.03.2001 № 25-03 « Об Уполномоченном по правам ребенка при губернаторе Кемеровской области» // «Кузбасс», № 48, 16.03.2001.
64. Закон Калининградской области
от 19.05.2000 № 203 «Об Уполномоченном
по правам человека в
65. Указ Губернатора Ивановской
области от 01.06.2000 № 1-УГ «Об
учреждении на территории
66. Закон Краснодарского края
от 25.02.1999 № 162-КЗ «О порядке
рассмотрения обращений
67. Закон Краснодарского края от 26.06.2002 № 497-КЗ «Об административных правонарушениях» // «Кубанские новости», № 132-133, 06.07.2002.
68. Закон Волгоградской области
от 13.03.2000 № 388-ОД «Об Уполномоченном
по правам человека в
69. Постановление Администрации Новгородской области от 17.03.1998 № 90 «Об учреждении положения об Уполномоченном по правам ребенка в области на общественных началах» // «Новгородские ведомости», № 44, 25.03.1998.
70. Закон Самарской области от 14.03.2002 № 3-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» // «Волжская коммуна», № 47,1603.2002.
71. Закон Ханты-Мансийского
72. Закон Санкт-Петербурга от 30.12.1997 № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга». № 2/98
73. Закон Республики Башкортостан от 29.04.1996 № 31-3 ( с измен, от 06.05.2002 № 3203) «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека» // «Республика Башкортостан», № 89 (25069), 14.05.2002.
74. Закон г. Москвы от 03.10.2001 «Об Уполн
Институт омбудсмана в современных правовых системах стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в работе государственных органов. Причины этого в следующем. Возросшая управленческая экспансия государства на все сферы человеческой деятельности ставит человека в зависимое положение от государства и приводит к пониманию в необходимости сдерживающего фактора. Им становится омбудсман, который является ограничителем всевластия государства, инструментом контактирования государственных органов и гражданского общества, механизмом, восполняющим пробел, существующий в отношениях между государственной властью и населением, способствующим строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц. По мнению австрийского омбудсмана, профессора, доктора права В. Пикуля, создание и деятельность института омбудсмана открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми.1 Основная задача омбудсмана - защита прав граждан при помощи рассмотрения жалоб и обращений. В отличие от других органов, процедура обращения к омбудсману лишена строгих правил и высоких расходов. Важна при этом и психологическая сторона, «позволяющую жалобщику не чувствовать себя обиженным и в том случае, если его жалобы (или процедура) не будет удовлетворена, так как остается осознание того, что он был выслушан, что ему было уделено внимание и кто-то занялся его проблемами и при этом не пришлось нести высоких расходов»."
Необходимость в подобном правозащитном институте, его эффективность и результативность привели к появлению нового феномена «омбудсмании». Если первоначально институт омбудсмана возник в Швеции и дальнейшее распространение получил только в XX века, причем, как правило, в послевоенное время, то в настоящее время омбудсмановское сообщество насчитывает более 100 государств. Омбудсман действует в скандинавских государствах, в странах Европейского Союза, прочно утвердился и на американском континенте. Таким образом, он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям (англо-саксонского и континентального права). Не является ограничением для омбудсмана форма правления. Институт принят в государствах с различной формами правления: президентских и полупрезидентских республиках (Франция. США, Финляндия, Португалия), парламентарных республиках (Германия, Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Великобритания. Испания, Канада, Дания, Норвегия). Омбудсман контролирует соблюдение прав человека как в федеративных, так и унитарных государствах. Многие государства, апробировав эффективность этого института, стали вводить отраслевых (специализированных) омбудсманов. Так появились омбудсман по проблемам защиты детей, пенсионный омбудсман, военный омбудсман, омбудсман по защите прав потребителей, университетские и школьные омбудсманы.
Институт омбудсмана появляется не только на национальном уровне, но и наднациональном (омбудсман Европейского союза), корпоративном уровнях (в организациях, на предприятиях, в учебных заведениях).
Существуют различные модели омбудсмана, в зависимости от порядка назначения, подчиненности и места в государственно-правовой системе. Такими моделями являются:
Исполнительный омбудсман - орган исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Подобная модель встречается довольно редко и существует во Франции, некоторых штатах США. в некоторых субъектах в Российской Федерации.
Независимый омбудсман - орган, представляющий самостоятельную ветвь власти, назначаемый либо парламентом, либо президентом, но в дальнейшем не подчиняющийся органу, назначившего его. Такой самостоятельный омбудсман, соответствующий уровню законодательной, исполнительной или судебной власти, создан в Португалии (Проведор юстиции). Намибии и Нидерландах.
Парламентский омбудсман - «классический» омбудсман, находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Выступая в качестве органа парламента, он обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Исторически сложилось, что омбудсман выступает как орган парламентского контроля над администрацией, поэтому в большинстве стран омбудсман принадлежит именно парламентской модели.
Омбудсманы различаются и порядком закрепления в законодательстве. Данный институт вводится, как показывает мировая практика, тремя путями:
- на основе конституционных
положений, развитых позже в
законодательстве (Швеция, Испания,
ФРГ, Венгрия, Российская
- в результате принятия
- принятие специального закона без фиксации в конституции (Франция, Великобритания. Австралия).
Национальная особенность
Однако необходимо отметить, что несмотря на различные названия, собирательно за ним сохранилось исторически первое наименование - омбудсман.
Посредническая миссия омбудсмана
находит отражение на национальном,
наднациональном и
С расширением географии
Согласно официальному определению международной ассоциации юристов, народный защитник - "омбудсман" - это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".3
Другое международное
В зарубежной правовой литературе можно
встретить следующие
б контролер их деятельности».
В Российской Федерации энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации" кратко определяет омбудсмана как "лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц". Сходное определение содержит Юридическая энциклопедия: "омбудсман (от шведского - ombudsman) - в ряде . стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан". В российских юридических исследованиях содержатся следующие определения. Омбудсман -независимый государственный орган - опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц. В целом