Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены, ограничены в результате окончания срока Верховной Рады Украины или ее роспуска, самороспуска, введения военного или чрезвычайного положения, закон содержит ограниченный перечень оснований освобождения Уполномоченного от должности, все это является важными гарантиями деятельности омбудсмана.
В Законе предусмотрено право Уполномоче
Компетенция Уполномоченного
Уполномоченный рассматривает жалобы и обращения граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства. Уполномоченный может самостоятельно по собственной инициативе принять дело к своему рассмотрению. Обратиться за помощью к Уполномоченному можно в течение одного года, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Институт омбудсмана нетрадиционен для России. Однако утверждение, что аналогов подобного правозащитного органа не было в нашей стране не совсем верно. Изучая опыт других стран в области защиты прав человека, Н.Ю. Хаманева призывает не забывать о тех положительных моментах, которые имели место в истории нашей страны, говоря о возможности «возрождения у нас существовавших ранее бюро жалоб, которые были независимыми от ведомств».5 Ф.М. Бурлацкий в книге «Проблемы прав человека в СССР и России» описывает создание и деятельность Комиссии по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, которая была создана в 1987 году в рамках советского Комитета за Европейскую безопасность и сотрудничество. Возглавил Комиссию Ф.М. Бурлацкий. «В Комиссию вошли многие выдающиеся деятели, ученые, представители различных религиозных конфессий, руководители газет, других СМИ. В нее вошли такие известные общественные деятели, как О. Адамович, В. Дудинцев, крупные ученые-юристы Е Лукашева, В. Яковлев, журналисты Е. Яковлев, А. Грачев, религиозные деятели -митрополит Ювеналий и многие другие. Комиссия вела большую работу с жалобами граждан. Во время ее деятельности поступило более 100 тысяч писем. Каждому из них был дан ход. Поскольку аппарат был ничтожно мал - три сотрудника - члены комиссии рассматривали самые острые, кричащие конфликты. В других случаях письма рассылались в соответствующие правоохранительные органы с требованиями разобраться в жалобе, решить вопрос и ответить. Из внутренней статистики комиссии следует, что помочь удалось более 15 тыс. человек. Комиссия подготовила и участвовала в проведении многих правозащитных конференций, встреч, семинаров внутри страны и за рубежом. О деятельности комиссии сообщалось в прессе и по телевидению. Изучение деятельности комиссии дает основание утверждать, что ее работа способствовала освобождению сотен осужденных по политическим и религиозным мотивам, а также «узников совести» из психиатрических лечебниц» . Деятельность Комиссии напоминает австрийского омбудсмана, который является коллегиальным органом. Институт омбудсмана давно был в центре внимания ученых. В научной литературе об институте омбудсмана высказывались различные точки зрения. С критикой института омбудсмана выступили Ю.С. Шемшученко и Г.А. Мурашин в статье «Институт омбудсмана в современном буржуазном государстве», которые видели в создании нового органа «частичные уступки» правящих кругов капиталистических государств, в результате обострившихся общественно-политических противоречий и возросшего уровня классовой борьбы. «Омбудсман, - пишут авторы, - это орган буржуазного государства, ничтожная эффективность которого предопределена законом. Это безусловно свидетельствует о прямой незаинтересованности правящего класса в какой-либо серьезной форме контроля за системой своего господства, в особенности, когда такими формами могут пользоваться трудящиеся. В осуществлении своих функций он всецело зависит от интересов и поддержки господствующего класса капиталистического общества. В этой связи представляется недостаточной обоснованной переоценка некоторыми буржуазными правоведами законодательного положения о том, что омбудсман в своей деятельности независим не только от правительства, но и от парламента. Принимая за аксиому данное положение буржуазного законодательства, защитники рассматриваемого института возводят независимость парламентского комиссара в ранг «замечательной особенности должности омбудсмана» и в этой связи окружают его личность ореолом беспристрастности, а его деятельность характеризуют как надпартийную, надклассовую и т.д. В действительности же законодательное закрепление независимости омбудсмана - это всего лишь маскировка его фактического положения».52
Однако несмотря на подобную оценку института омбудсмана, его роли, форм и методов его деятельности, авторы вместе с тем не отрицают полностью значение института омбудсмана для трудящихся: «Изучение деятельности омбудсманов показывает, что в ряде случаев в силу сложившихся обстоятельств они принимают и рассматривают жалобы трудящихся, консультируют их по правовым вопросам, выступают против произвольных действий административных властей, направленных на ограничение демократических прав граждан, и т.д. Это говорит о том, что институт омбудсмана, несмотря на свою буржуазную сущность, создает определенные правовые возможности для борьбы прогрессивных сил за свои права и свободы трудящихся. Объяснимым поэтому становится то положение, почему трудящиеся капиталистических государств не только все чаще обжалуют омбудсману административные действия и акты. но требуют от правительств и парламентов создания условий для подлинно демократической организации его деятельности».
Постепенно учеными стали высказываться мнения о «необходимости изучения и использования опыта зарубежных государств, в которых создан эффективный механизм защиты прав и свобод, в том числе и омбудсманы».54 Поэтому первые исследования в основном были посвящены сравнительно-правовой характеристике омбудсмана в зарубежных странах. В этих работах ставится проблема взаимоотношений органов государственного управления, их должностных лиц и граждан, анализируются способы защиты прав и свобод граждан, говорится о назревшей необходимости повышения эффективности защиты прав человека, исследуются основные направления деятельности омбудсмана, его компетенция, права и обязанности, методы, которые он использует при осуществлении контроля за администрацией.
Отдельные предложения об учреждении омбудсмана стали высказываться в конце 80-х и начале 90-х годов. Н.Ю. Хаманева, называя институт омбудсмана «важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти, формой внесудебного контроля»5 , рассматривала идею создания института омбудсмана в России как «один из вариантов при обсуждении различных механизмов реализации и обеспечения прав граждан... Идея эта, говорит ученый, интересна, требует проработки и обсуждения».
В 1987 году Э.М. Аметистов предложил учредить союзного Уполномоченного парламентского комитета, занимающегося разрешением жалоб, а также создать сеть подразделений данного института в республиках и регионах.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав граждан
Для восстановления нарушенных прав граждан Уполномоченный рассматривает их жалобы и обращения.
Статья 15 Федерального конституционного закона определяет круг субъектов, имеющих право обратиться к Уполномоченному, а также территориальную ограниченность деятельности Уполномоченного.
К Уполномоченному с жалобой могут обратиться граждане Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лиц без гражданства (далее - заявители).
Гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в силу с 1 июля 2002 г. (статья 45). признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г.. а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.44
Иностранными гражданами в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» являются физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющими доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства: лицами без гражданства являются физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющими доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Каждый заявитель имеет право обратиться к Уполномоченному вне зависимости от его возраста, пола, национальности, местожительства, дееспособности, религиозных взглядов и т.д.
Системное толкование статьи 15 Федерального конституционного закона позволяет говорить о том сам факт пребывания иностранцев и апатридов на территории Российской Федерации и нарушение их прав органами государственной власти зарубежных стран не влечет обязательного рассмотрения их жалоб Уполномоченным, то есть Уполномоченный принимает жалобы от иностранных граждан и лиц без гражданства только в том случае. если они находятся на территории Российской Федерации и их права нарушены органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами, а также органами местного самоуправления.
Так, например,
Уполномоченный рассматривал жалобу,
поступившую от гражданина Турции,
генерального директора ЗАО «Звезда»
И.О.. который осуществлял
Деятельность российского омбудсмана распространяется на территорию Российской Федерации, то есть на пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Однако если гражданин Российской Федерации находится на территории иностранного государства, то Уполномоченный, используя средства, предоставленные ему законодательством, призван защитить права российских граждан. К Уполномоченному поступают обращения от российских граждан с информацией о нарушениях их прав административными, правоохранительными и судебными органами зарубежных стран и государств-стран СНГ. В подобных ситуациях Уполномоченный для выяснения обстоятельств направляет соответствующие запросы в российские министерства и ведомства (Уполномоченный обратился в МИД России по вопросу розыска родственников российского гражданина Ш. в США), представительства Российской Федерации за рубежом (Уполномоченный обратился в Генеральное консульство Российской Федерации в г. Сянгане принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав российских граждан, которые более полугода задерживались в португальской колонии на острове Макао (в настоящее время остров находится под юрисдикцией КНР)), в правозащитные структуры иностранных государств (в Комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан по жалобе российской гражданки Ш, проживающей в Казахстане. на бездействие правоохранительных органов Казахстана при расследовании уголовного дела о гибели ее дочери), в международные правозащитные организации (обращение Уполномоченного к Комиссару Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесу для разрешения драматической ситуации, сложившейся с гражданкой России и Франции Захаровой Н.В и ее малолетней дочерью).