Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад
В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в
Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2. Полномочия Уполномоченного
3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (пункт 2 статьи 10 Федерального конституционного закона).
3. Уполномоченный обладает
4. Финансовая независимость.
Постепенно институт уполномоченного развивается на уровне субъектов Российской Федерации (законы приняты в 29 субъектах Российской Федерации, в 22 субъектах уполномоченные избраны на должность), получает развитие специализированный институт уполномоченного (в 4 субъектах Российской Федерации приняты законы об уполномоченных по правам ребенка), уполномоченные появляются на уровне школ и высших учебных заведений.
В диссертационном исследовании сделаны предположения по возможному дальнейшему развитию института Уполномоченного на федеральном и региональном уровне, предложена модель федерального уполномоченного после становления данного института во всех субъектах Российской Федерации.
В предлагаемой диссертационной работе анализируется деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, приводятся конкретные примеры из практики Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предлагаются законодательные изменения, предложения и рекомендации, которые будут способствовать становлению в России эффективного правозащитного института.
Цель диссертационного исследования
- глубокий анализ причин учреждения и
функционирования института омбудсмана,
с учетом его правоприменительной
практики, в отдельных зарубежных
странах, странах Содружества
Кроме того, автор ставит своей задачей сформулировать предложения, направленные на улучшение работы Уполномоченного по правам человека в Российской •Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. В правовой науке проблематику института омбудсмана и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации подробно рассматривали в специальных исследованиях или при освещении общих и сложных проблем конституционного права (Бойцова В.В, Бутусова Н.В. Комарова В.В., Лукьянцев Г.Е. Миронов О.О. Могунова М.А. Хаманева Н.Ю) и другие ведущие специалисты. Эти авторы выясняли проблемы эволюции и современного состояния правового института омбудсмана в основных правовых системах, устанавливали причины, предпосылки и условия создания омбудсмановских служб, а также показывали роль и значение омбудсмана в системе существующих механизмов контроля и надзора за администрацией в зарубежных странах, уделяли внимание становлению института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Методология и методика исследования. В диссертации использованы исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.
Теоретико-правовой основой исследования послужили труды отечественных юристов в области общей теории права, конституционного права Российской Федерации, конституционного права зарубежных стран, международного права, права Европейского Союза (Бойцовой В.В., Бурлацкого Ф.М, Бутусовой Н.В., Карташкина В.А., Кикотя В. Комаровой В.В., Кутафина О.Е., Лукашевой Е.А., Лукьянцева Г.Е., Маклакова В.В, Миронова О.О., Могуновой М.А., Хаманевой Н.Ю.)
Также использована литература по истории, философии. Диссертационное исследование основано на изучении отечественного и зарубежного материала: монографий, статей, журналов, документов парламентских слушаний. Список использованной литературы составляет более 120 источников.
Нормативной правовой базой выступают международные правовые акты, нормативные правовые акты стран Содружества Независимых Государств, федеральные нормативные правовые акты, акты субъектов Российской Федерации. В диссертационном исследовании использовано более 80 нормативных правовых актов.
Научная новизна исследования и
положения выносимые на защиту. В
диссертационном исследовании автором
комплексно исследуются причины
становления омбудсмановских
В диссертационном исследовании показано
становление института
В диссертационном исследовании анализируется
институт специализированного
Сформулировано предложение о создании уполномоченного по правам военнослужащих и представлен авторский законопроект. Критически рассмотрен проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка», предложены законодательные дополнения и изменения. В сравнительном анализе показан институт уполномоченного по правам ребенка в отдельных субъектах Российской Федерации.
В диссертационном исследовании автором широко использована не только нормативная правовая база деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но и представлен практический материал (жалобы, обращения), анализ которых позволили автору сформулировать законодательные предложения.
На защиту выносятся следующие итоговые научные выводы и положения:
1. Возможность создания
2. Учреждение омбудсмана
3. В связи с тем, что права
человека из
Глобализация прав человека, являющейся отражением процесса мировой глобализации, по мнению автора, неизбежно приведет к созданию Всемирного омбудсмана, который распространит влияние на все государства мира. Однако этот процесс будет длительным и сложным. И связано это с тем, что с одной стороны, происходит глобализация общественных процессов и развития, а с другой, государства стремятся сохранить свои индивидуальные особенности, сложившиеся в ходе исторического развития.
4. Процесс становления и
5. Анализ региональных
6. Необходимо усилить роль
7. В Федеральном конституционном
законе «Об Уполномоченном по
правам человека в Российской
Федерации» автор считает
8. Модель федерального
9. Создание специализированных
уполномоченных является
10. Действенным механизмом защиты
прав военнослужащих может
11. Назрела необходимость в
12. Региональный институт
Законодательным (представительным) органам государственной власти в субъектах Российской Федерации можно рекомендовать использовать сложившуюся нормативную правовую базу и правоприменительную практику в городе Москве, а также использовать проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам детей» с учетом предложенных изменений и дополнений.