О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:15, доклад

Краткое описание

В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще¬ниях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в

Содержание

Введение.
Глава I. Институт омбудсмана на национальном, наднациональном и международном уровнях
§ 1.Возникновение и функционирование института омбудсмана в зарубежных странах (на примере отдельных государств).
§ 2. Становление института омбудсмана в странах Содружества Независимых Государств.
§ 3. Институт омбудсмана на международном и наднациональном уровнях.
Глава II. Уполномоченный по правам, человека: федеральный, региональный, специализированный
§1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
§ 2. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
§3. Специализированный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Глава III. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

к диплому.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

2. Полномочия Уполномоченного могут  быть прекращены Государственной  Думой также ввиду его неспособности  по состоянию здоровья или  по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

 

3. Уполномоченный может быть  освобожден от должности также  в случае подачи им заявления  о сложении полномочий.

 

2. Истечение срока полномочий  Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (пункт 2 статьи 10 Федерального конституционного закона).

 

3. Уполномоченный обладает неприкосновенностью  в течение всего срока его  полномочий. Он не может быть  без согласия Государственной Думы РФ привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (пункт 1 статьи 12 Федерального конституционного закона).

 

4. Финансовая независимость. Финансовая  независимость проявляется в  том, что в федеральных законах,  утверждающих бюджет Российской  Федерации, отдельной строкой предусматривается статья расходов, для нужд аппарата Уполномоченного, в частности. Федеральные законы от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ; от 30 декабря 2001 года X* 194-ФЗ. от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ.

 

Постепенно институт уполномоченного  развивается на уровне субъектов Российской Федерации (законы приняты в 29 субъектах Российской Федерации, в 22 субъектах уполномоченные избраны на должность), получает развитие специализированный институт уполномоченного (в 4 субъектах Российской Федерации приняты законы об уполномоченных по правам ребенка), уполномоченные появляются на уровне школ и высших учебных заведений.

 

В диссертационном исследовании сделаны  предположения по возможному дальнейшему  развитию института Уполномоченного  на федеральном и региональном уровне, предложена модель федерального уполномоченного после становления данного института во всех субъектах Российской Федерации.

 

В предлагаемой диссертационной работе анализируется деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, приводятся конкретные примеры из практики Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предлагаются законодательные изменения, предложения и рекомендации, которые будут способствовать становлению в России эффективного правозащитного института.

 

Цель диссертационного исследования - глубокий анализ причин учреждения и  функционирования института омбудсмана, с учетом его правоприменительной  практики, в отдельных зарубежных странах, странах Содружества Независимых  Государств, омбудсмана Европейского Союза как уникальной формы наднационального омбудсмана, Европейского института омбудсман - международной научной организации, а также дополнительных форм защиты прав человека на международном уровне (Верховный комиссар ООН по правам человека, Омбудсман ООН). Ретроспективное изучение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, выявление общих и особенных черт института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также специализированных уполномоченных. Оценка деятельности и перспектив Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, специализированных и региональных уполномоченных.

 

Кроме того, автор ставит своей  задачей сформулировать предложения, направленные на улучшение работы Уполномоченного по правам человека в Российской •Федерации.

 

Степень научной разработанности  темы исследования. В правовой науке  проблематику института омбудсмана и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации подробно рассматривали в специальных  исследованиях или при освещении общих и сложных проблем конституционного права (Бойцова В.В, Бутусова Н.В. Комарова В.В., Лукьянцев Г.Е. Миронов О.О. Могунова М.А. Хаманева Н.Ю) и другие ведущие специалисты. Эти авторы выясняли проблемы эволюции и современного состояния правового института омбудсмана в основных правовых системах, устанавливали причины, предпосылки и условия создания омбудсмановских служб, а также показывали роль и значение омбудсмана в системе существующих механизмов контроля и надзора за администрацией в зарубежных странах, уделяли внимание становлению института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Методология и методика исследования. В диссертации использованы исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.

 

Теоретико-правовой основой исследования послужили труды отечественных  юристов в области общей теории права, конституционного права Российской Федерации, конституционного права  зарубежных стран, международного права, права Европейского Союза (Бойцовой В.В., Бурлацкого Ф.М, Бутусовой Н.В., Карташкина В.А., Кикотя В. Комаровой В.В., Кутафина О.Е., Лукашевой Е.А., Лукьянцева Г.Е., Маклакова В.В, Миронова О.О., Могуновой М.А., Хаманевой Н.Ю.)

 

Также использована литература по истории, философии. Диссертационное исследование основано на изучении отечественного и зарубежного материала: монографий, статей, журналов, документов парламентских слушаний. Список использованной литературы составляет более 120 источников.

 

Нормативной правовой базой выступают международные правовые акты, нормативные правовые акты стран Содружества Независимых Государств, федеральные нормативные правовые акты, акты субъектов Российской Федерации. В диссертационном исследовании использовано более 80 нормативных правовых актов.

 

Научная новизна исследования и  положения выносимые на защиту. В  диссертационном исследовании автором  комплексно исследуются причины  становления омбудсмановских служб  в отдельных странах (на примере  Швеции, Финляндии. Франции, Испании, Польши, странах Содружества Независимых Государств), исследуется законодательство и практика их деятельности, анализируются тенденции развития института омбудсмана на наднациональном уровне (на примере омбудсмана Европейского Союза). Автор предполагает возможность создания и развития института Генерального омбудсмана стран Содружества Независимых Государств, Всемирного омбудсмана.

 

В диссертационном исследовании показано становление института Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, полностью изучено региональное законодательство об уполномоченных по правам человека, выявлены особенности каждого закона, в сравнении с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

 

В диссертационном исследовании анализируется  институт специализированного уполномоченного. По мнению автора, специализированный институт уполномоченного это орган защиты прав человека, представляющий и отстаивающий интересы лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также интересы коренного населения, людей других национальностей, женщин, детей и иных уязвимых групп. Указанный институт способствует осуществлению государственной или социальной политики, направленной на защиту одной или нескольких таких групп. Действуя в рамках своей компетенции, специализированные уполномоченные расследуют случаи дискриминации, нарушений прав и законных интересов отдельных лиц этой группы или группы в целом. Специализация омбудсманов обусловлена необходимостью повышения эффективности их деятельности в более узкой сфере.

 

Сформулировано предложение о  создании уполномоченного по правам военнослужащих и представлен авторский законопроект. Критически рассмотрен проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка», предложены законодательные дополнения и изменения. В сравнительном анализе показан институт уполномоченного по правам ребенка в отдельных субъектах Российской Федерации.

 

В диссертационном исследовании автором  широко использована не только нормативная  правовая база деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, но и представлен практический материал (жалобы, обращения), анализ которых позволили автору сформулировать законодательные предложения.

 

На защиту выносятся следующие  итоговые научные выводы и положения:

 

1. Возможность создания института  Генерального омбудсмана стран  Содружества Независимых Государств и разработка многостороннего договора «О создании Генерального омбудсмана стран Содружества Независимых Государств».

 

2. Учреждение омбудсмана Европейского  Союза - наднациональной правозащитной  структуры - это явление уникального характера, становящееся еще одним шагом в процессе европейской интеграции.

 

3. В связи с тем, что права  человека из внутригосударственной  проблемы приобрели глобальный  и универсальный характер, изменяется  и сфера распространения омбудсмана. Если первоначально институт омбудсмана создавался на уровне одного государства (национальный уровень), то процессами глобализации и интеграции закономерным стало появление института омбудсмана Европейского союза -наднационального органа, показавшего готовность европейских государств к интеграции; европейского института омбудсмана - международной научной организации, изучающей проблемы прав человека в современном мире.

 

Глобализация прав человека, являющейся отражением процесса мировой глобализации, по мнению автора, неизбежно приведет к созданию Всемирного омбудсмана, который распространит влияние на все государства мира. Однако этот процесс будет длительным и сложным. И связано это с тем, что с одной стороны, происходит глобализация общественных процессов и развития, а с другой, государства стремятся сохранить свои индивидуальные особенности, сложившиеся в ходе исторического развития.

 

4. Процесс становления и развития  института Уполномоченного по  правам человека в России с  принятием Федерального конституционного  закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и избранием на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не закончен.

 

5. Анализ региональных нормативных  правовых актов показывает необходимость  дополнения Федерального конституционного закона специальной главой «Об Уполномоченном в субъекте Российской Федерации.

 

6. Необходимо усилить роль уполномоченного  по правам человека на уровне  субъектов Российской Федерации.  Для достижения данной цели  статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в которой предусматривается возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, необходимо заменить нормой, устанавливающей обязанность создания данной должности.

 

7. В Федеральном конституционном  законе «Об Уполномоченном по  правам человека в Российской  Федерации» автор считает целесообразным  предусмотреть норму, закрепляющую  возможность Уполномоченного создавать  в субъектах Российской федерации свои филиалы (представительства), наделяя сотрудников филиалов (представительств) полномочиями и функциями, в соответствии с выдаваемой доверенностью.

 

8. Модель федерального Уполномоченного  по правам человека должна  быть пересмотрена после того, как во всех субъектах Российской Федерации начнут функционировать уполномоченные по правам человека.

 

9. Создание специализированных  уполномоченных является важным  шагом в защите прав и законных  интересов наиболее уязвимых  категорий лиц. Институт специализированного уполномоченного можно предусмотреть на федеральном уровне, внеся соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» либо приняв отдельный федеральный нормативный правовой акт, также специализированный уполномоченный может действовать на основании законов субъектов Российской Федерации.

 

10. Действенным механизмом защиты  прав военнослужащих может стать  специализированный Уполномоченный  по делам военнослужащих. К  диссертационной работе прилагается авторский проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам военнослужащих».

 

11. Назрела необходимость в учреждении  должности федерального Уполномоченного  по правам ребенка. В настоящее  время также обсуждается вопрос о создании федерального Уполномоченного по правам ребенка. По мнению автора, представленный в Государственную Думу проект федерального закона требует дополнительной проработки.

 

12. Региональный институт уполномоченного  по правам ребенка в Российской  Федерации делает только свои пробные шаги. По мнению автора, учреждение регионального уполномоченного по правам ребенка будет служить дополнительной гарантией защиты одной из самой незащищенной групп - детей, которые в силу особенностей психического и физического развития, в силу отсутствия жизненного опыта и в определенной степени зависимого положения не могут самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов.

 

Законодательным (представительным) органам государственной власти в субъектах Российской Федерации можно рекомендовать использовать сложившуюся нормативную правовую базу и правоприменительную практику в городе Москве, а также использовать проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам детей» с учетом предложенных изменений и дополнений.

Информация о работе О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2008 году