Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, дипломная работа
В работе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев ; понятие и категории иностранных граждан ; национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России .
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
§1. Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ. 4
§2.Понятие и категории иностранных граждан в РФ. 12
§3. Национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России. 19
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ. 27
§1. Личный закон физического лица. Сфера действия личного закона. 27
§2. Содержание правоспособности и дееспособности иностранных граждан в России. Случаи их ограничения. 36
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ 43
§ 1. Право собственности иностранцев в России. 43
§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ. 50
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Нормативно-правовые акты. 69
Литература. 70
Активная внешнеполитическая деятельность, экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами неизменно способствуют постоянному расширению международных связей, углублению их качественного уровня. Всё это также способствует росту числа иностранных граждан, как постоянно проживающих, так и временно пребывающих на территории нашей страны. Те огромные политические, экономические, социальные изменения, которые произошли в нашей стране за последние полтора десятилетия, серьёзно отразились на количестве, структуре, целях пребывания иностранных граждан в России.
Конституция РФ 1993г. провозгласила:
«Иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
федерации правами и несут
обязанности наравне с
За последние годы российское законодательство, регулирующее рассматриваемые в настоящей работе вопросы, претерпело кардинальные изменения: была принята третья часть гражданского Кодекса РФ, шестой раздел которого «Международное гражданское право» содержит принципиальные положения регулирования отношений с иностранным элементом и коллизионные нормы, на основе которых разрешаются споры с иностранцами, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. и многие другие. Кроме того, Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции), устанавливая приоритет международных договоров перед национальным законодательством (ст. 15 Конституции).
Все вышеизложенное и ряд других факторов обусловливают актуальность настоящего исследования.
В работе использованы научные труды видных ученых, таких как Л.П. Ануфриева, М.Т. Богуславский, К.Г. Дмитриева, В.П. Звеков, Л.М. Галенская, В.П. Мозолин, Л.А. Лунц, А.А. Рубанов и многие другие. В ходе работы над темой изучено национальное законодательство РФ и зарубежных стран, а также международные договоры РФ, в том числе универсальные и региональные конвенции.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев (§1); понятие и категории иностранных граждан (§2); национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России (§3).
Во второй главе исследуются
вопросы гражданской право-
В третьей главе дается характеристика отдельных категорий прав иностранцев в России: право собственности (§1), условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ (§2), семейные права (§3).
С давних времен вопросам правового статуса иностранцев уделяется особое внимание. В качестве этапов формирования и развития правового статуса иностранцев принято выделять шесть хронологических периодов: 1) с середины XVI до начала XVIII столетия - период зарождения правового регулирования вопросов пребывания иностранцев в России; 2) первая половина XVIII века (1702-1762 годы) - начало формирования правового статуса иностранцев в Российской империи; 3) вторая половина XVIII века - предоставление законодательством наиболее благоприятных условий для проживания иностранцев в России; 4) конец XVIII - первая половина XIX века - период законодательного ограничения прав иностранцев в России; 5) вторая половина XIX века - начало XX века - период совершенствования законодательного статуса иностранцев в связи с реформами 60-х годов и расширением международно-правового сотрудничества Российской империи с другими государствами; 6) 1914-1917 годы - корректировка правового статуса иностранцев в условиях войны1.
В период правления Петра I был снят запрет на свободный въезд иностранцев, урегулированы многие вопросы их правового положения. Манифестом "О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания" от 16 апреля 1702 г. для иностранцев был открыт свободный доступ в Россию, а также были гарантированы многие права и привилегии2.
Начало XVIII века в России было ознаменовано введением ряда административных учреждений, регулирующих вопросы пребывания иностранцев в России. В 1718 году учреждается Коллегия иностранных дел. Отмечалось, что в "...функции коллегии чужестранных дел, что поныне Посольский приказ"3 входило ведение иностранных и посольских дел, переписка со всеми государствами, приезды послов, курьеров и других иноземцев.
Продолжательницей
Петра I в деле развития правового
статуса иностранцев стала
Конец XVIII века в Европе был ознаменован Великой французской буржуазной революцией и приходом к власти Наполеона, завоевательные войны которого послужили причиной ужесточения законов об иностранцах. В период 1789-1820 гг. был затруднен въезд иностранцев в Россию, устанавливался особый надзор за приезжающими, ужесточались правила пропуска их в пределы империи. В 1806 году последовал Указ Александра I "О высылке из России всех подданных Французских и разных немецких областей, которые не пожелают вступить в подданство; о непропуске оных в Россию без паспортов Министра иностранных дел; о прекращении действия торгового договора с Францией и об учреждении комиссии для разбора иностранцев". Манифестом от 1 января 1807 г. существенно ограничивались права иностранных купцов, но подданные тех держав, с которыми Россия имела торговые договоры, продолжали пользоваться преимущественными правами по сравнению с другими иностранцами. Ограничения прав иностранцев в торговле и других сферах деятельности продолжали действовать до 1860 года, когда Александр II Указом "О правах пребывающих в России иностранцев" предписал, что занимающимся торговлей, земледелием и промышленностью иностранцам даруются такие же права, которыми пользуются русские подданные.
Анализ законодательства Российской империи во второй половине XIX века позволяет выделить следующие права состояния: "1) для природных обывателей составляющих городское и сельское население; 2) для инородцев оседлых и неоседлых (кочевых и бродячих); 3) для иностранцев, в Империи пребывающих"4. Вопросы правового статуса иностранцев нашли свое отражение в таких актах Российского государства, как Устав о паспортах, Устав таможенный, Устав горный, Устав промышленный, Устав иностранных исповеданий, Устав о службе, Устав торговый, а также во многих других законах, в том числе местных (окраинных территорий). Предоставление прав иностранцам в России регулировалось также на основе международных соглашений: с Персией - 1828 г.; Северо-Американскими Соединенными Штатами - 1832; Сардинией - 1845; Турцией -1846; Нидерландами - 1846; Грецией - 1850; Португалией - 1851; Францией -1857; Бельгией и Великобританией - 1858 г. и рядом других стран5.
В развитии советского законодательства о правовом положении иностранцев, М.М. Богуславский в 1980 г. выделил три периода:
Первый - с октября 1917г. до образования СССР в декабре 1922 г.
Второй - с декабря 1922г. до принятия Конституции 1936 г.
Третий - с 1936г. до принятия Конституции СССР 1977 г.
С учетом времени написания работы М. М. Богуславского, где названы эти этапы, и дальнейшего развития законодательства об иностранцах советский период следует дополнить четвертым этапом с 1977г. до 1991г., т. е. до установления российской государственности, тем более, что именно в этот период был принят закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 г.
К законодательным актам
первого периода следует
Декрет 1918г. «О ввозных рабочих» уровнял иностранцев -трудящихся с рабочими - гражданами РСФСР в отношении оплаты и условий труда. Согласно Положению о социальном обеспечении 1918г. иностранцы имели право на социальное обеспечение наравне с советскими гражданами, если источником их существования является собственный труд без эксплуатации чужого труда.
Гражданский Кодекс 1922г. устанавливал зависимость прав иностранцев от заключения соглашения соответствующим государством и возможность ограничений. Ст. 8 Введения в ГК РСФСР, предоставляя иностранцам равную правоспособность с советскими гражданами, предусматривала, что центральные органы советской власти могут ограничить право свободного передвижения иностранцев, право выбора профессии, право открытия и приобретения торгово-промышленных предприятий, вещных прав на строения и земельные участки.
Законодательство первого этапа разделяет иностранцев на «трудящихся» и «эксплуататоров», предоставляя им разный объем прав.
Второй этап характеризуется созданием общесоюзного законодательства. Основные тенденции правового регулирования остались неизменными. Постановлением от 26 июня 1925г. иностранцам-трудящимся было предоставлено наравне с гражданами СССР право на трудовое землепользование. Некоторым категориям иностранцев было предоставлено право состоять в потребительской, жилищной, промысловой кооперации. Полная ликвидация частного сектора в СССР привела к соответствующему изменению содержания гражданских прав иностранцев. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924г. установило, что лицо, проживающее на территории СССР и не имеющее доказательств принадлежности к какому-либо государству, признается советским гражданином.
Третий этап отразил изменения во внутренней и внешней политике, экономике, структуре общества: окончательно оформился политический режим, полностью прекратилась хозяйственная деятельность капиталистических предприятий, фактически была ликвидирована не только крупная, но и мелкая буржуазия. При этом основной подход остался прежним - предоставление иностранцам в области гражданско-правовых отношении тех же прав, что и советским гражданам. Большое значение на этом этапе имело принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961г. и Основ законодательства о браке и семье 1968г. Это были первые крупные общесоюзные кодификации норм, регулирующих отношения с участием иностранцев6.
Конституция СССР 1977г. впервые определила на самом высоком конституционном уровне принципиальные предложения правового статуса иностранцев. Ст. 37 Конституции СССР 1977г. предусматривала, что «иностранным гражданам и лицам без гражданства в СССР гарантируются, предусмотренные законом права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Находящиеся на территории СССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы». Основным нормативным актом четвертого этапа стал закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г.
Новая российская государственность и новое российское законодательство позволяет назвать еще два этапа развития теперь уже действительно российского законодательства:
1991 — 2002гг., когда была принята новая российская Конституция 1993г., но еще действовало советское законодательство,
2002г. — начало нового
развития российского
Во многих государствах
применяется понятие «право иностранцев».
Оно определяет особый режим для
иностранцев в области публично
Есть страны, в которых традиционно «положение иностранцев» включается в международное частное право (Франция и д. р.), в большинстве же государств право иностранцев рассматривается как подотрасль административного права (ФРГ, Австрия и др.).
М. М. Богуславский определяет «право иностранцев» как комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев. Он включает сюда только материально-правовые (но не коллизионные) нормы. При этом М. М. Богуславский считает, что «право иностранцев» следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранцев от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами7.
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ