Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, дипломная работа
В работе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев ; понятие и категории иностранных граждан ; национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России .
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
§1. Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ. 4
§2.Понятие и категории иностранных граждан в РФ. 12
§3. Национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России. 19
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ. 27
§1. Личный закон физического лица. Сфера действия личного закона. 27
§2. Содержание правоспособности и дееспособности иностранных граждан в России. Случаи их ограничения. 36
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ 43
§ 1. Право собственности иностранцев в России. 43
§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ. 50
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Нормативно-правовые акты. 69
Литература. 70
Второе из названных
условий исключает возможность
признания «смешанных»
Расторжение брака между гражданами России и иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации, признается действительным в России, если соблюдено законодательство соответствующего государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака (п.3-4 ст. 160 СК РФ)57.
Проживающие за границей
российские граждане вправе обращаться
по вопросам расторжения брака и
в дипломатические
В соответствии с СК РФ при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в консульском учреждении России по месту жительства супругов или одного из них на основании совместного заявления супругов. В случае невозможности явки одного из супругов в консульское учреждение по уважительным причинам (болезнь, военная служба, отдаленность места проживания и т.п.) совместное заявление может быть подано другим супругом. Подпись отсутствующего супруга на заявлении должна быть удостоверена органом загса, в нотариальном порядке или консулом по месту жительства другого супруга. Регистрация расторжения брака производится в присутствии обоих супругов. Лишь в отдельных случаях при наличии уважительных причин регистрация может быть произведена в отсутствие одного из супругов. Свидетельство о расторжении брака отсутствующему супругу, проживающему в России, высылается через МИД в орган загса по месту его жительства, а если супруг проживает за пределами России - в дипломатическом порядке консулу по месту его жительства.
Что касается личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов, относящихся к указанной категории лиц, то они определяются законодательством государства, где они имеют совместное место жительства. Для иностранцев, постоянно проживающих в России - это будет законодательством Российской Федерации, для иностранцев временно находящихся в России - законодательство страны постоянного проживания семьи.
Предполагается, что отношения супругов наиболее тесно связаны с правом государства, где протекает брак. Как видно, подлежащее применению право определено на основании "территориального" критерия - гражданство супругов не принимается во внимание. Таким образом, даже к отношениям супругов - иностранных граждан, если они проживают совместно в России, подлежит применению российское законодательство.
Устанавливаются дополнительные
коллизионные нормы на случай, когда
супруги не имеют или никогда
не имели совместного места
При отсылке коллизионных норм к российскому законодательству применению подлежат нормы о личных правах и обязанностях супругов, о законном режиме имущества супругов, а также нормы o договорном режиме имущества супругов, если супруги в рамках, установленных СК, не избрали при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу иностранное законодательство.
Допускается избрание законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению супругов об уплате алиментов друг другу, самими супругами. Это означает, что, например, при составлении брачного договора или соглашения об уплате алиментов супруги могут договориться о том, что их права и обязанности по указанным договору или соглашению будут определяться не тем законодательством, на которое указывают коллизионные нормы, а каким-либо иным.
В Семейном кодексе РФ не имеется указаний о форме избрания сторонами законодательства, подлежащего применению к брачному договору или соглашению об уплате алиментов. Следовательно, применяются соответствующие коллизионные правила о форме сделки. Заключаемые в России соглашения супругов об избрании законодательства могут быть включены в сам текст брачного договора (соглашения об уплате алиментов), но могут быть оформлены и отдельным документом. Соглашение, как и сам брачный договор (соглашение об уплате алиментов), излагается в письменной форме и требует нотариального удостоверения. В нем должна быть ясно выражена воля сторон58.
Особо следует остановиться на вопросах международного усыновления. При усыновлении на территории РФ гражданами России ребенка, являющегося иностранным гражданином, гражданам РФ необходимо получить согласие не только законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок (ч. 3 п.1 ст. 165 СК, п. З. ст. 271 ГПК РФ).
Семейный Кодекс РФ закрепляет приоритетное право на усыновление ребенка - российского гражданина российскими гражданами - усыновителями, проживающими на территории РФ, а также родственниками такого ребенка, независимо от их гражданства и места жительства. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется иной возможности (п. 4 ст. 124 СК РФ). Эти дети могут быть переданы на усыновление иностранцам только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких лицах в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 п. 4 ст. 124 СК)59.
В целом это положение
соответствует Конвенции о прав
Посредническая деятельность по усыновлению детей запрещена (ст. 126 СК в ред. ФЗ от 27 июня 1998 г.). Не может рассматриваться в качестве посреднической не преследующая коммерческие цели деятельность органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора на основе принципа взаимности. Порядок такой деятельности и контроль за ее" осуществлением установлены Положением, утвержденным Правительством РФ62.
В научной литературе отмечается, что Россия игнорирует некоторые конвенции, которые способствовали бы более эффективной защите прав детей при международном усыновлении63. Так, Россия до сих пор не присоединилась к конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г. Глава 5 этой Конвенции устанавливает, что признание усыновления, установленного компетентным органом Договаривающихся государств должно производиться без какого-либо производства в других договаривающихся государствах64.
Столь подробное рассмотрение прав и обязанностей иностранцев в области семейно-брачного права обусловлено значительным количеством норм, отсылающих к праву иностранных государств. Следует, однако, отметить, что этот факт не нарушает основной принцип правового положения иностранцев в России - предоставление иностранцам национального режима. Применение коллизионных норм в сфере семейно-брачных правоотношений способствует наиболее полному использованию иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила приверженность новой России международным принципам и правам человека. Коренным образом изменилось содержание правоспособности самих российских граждан: была провозглашена частная собственность и равная ее защита с иными формами собственности; право граждан заниматься предпринимательской деятельностью самому лично и образовывать для этой цели юридические лица; право граждан на землю, в том числе сельскохозяйственного назначения; значительно расширены наследственные права граждан и т.д.
Изменения политического и экономического строя новой России не могли не сказаться на коренном изменении правового положения иностранных граждан в РФ.
Конституция
РФ провозгласила национальный режим
в отношении иностранных
Основательно обновилось российское законодательство, целый ряд норм которого специально посвящены соответствующим правам иностранных граждан в РФ (новый Семейный кодекс, Земельный, Гражданско-процессуальный кодексы и др.).
Давно назревшая необходимость принятия Нового закона вместо действовавшего вплоть до 2002 г. Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 г. наконец была реализована. Был принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г.
Очевидно расширение правоспособности иностранцев в новой России, и происходит это, прежде всего за счет расширения правоспособности самих российских граждан.
В процессе дальнейшего развития мировых связей и сотрудничества необходимо, на наш взгляд, устранять те изъятия из гражданской правоспособности иностранцев, которые не диктуются задачами обеспечения безопасности государства.
Тем не менее, не стоит и забывать, что основной путь в развитии правового статуса иностранцев в России - это расширение и гарантирование его, прежде всего, для собственных граждан.
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ