Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

В работе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев ; понятие и категории иностранных граждан ; национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
§1. Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ. 4
§2.Понятие и категории иностранных граждан в РФ. 12
§3. Национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России. 19
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ. 27
§1. Личный закон физического лица. Сфера действия личного закона. 27
§2. Содержание правоспособности и дееспособности иностранных граждан в России. Случаи их ограничения. 36
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ 43
§ 1. Право собственности иностранцев в России. 43
§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ. 50
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Нормативно-правовые акты. 69
Литература. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по правовому положению.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Временно  пребывающему в Российской Федерации  иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом  МВД России при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации (п. 1-7 ст. 18 Закона)46.

В случае если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения Закона, МВД  России или его территориальный  орган могут приостановить действие выданного разрешения на привлечение  и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений. В случае если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется МВД России или его территориальным органом. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 11-13 ст. 18).

Условия и  порядок выдачи разрешений на привлечение  в Российскую Федерацию иностранной  рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории России регулируются Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. Согласно Положению выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за ее использованием осуществляется Федеральной миграционной службой МВД России (далее - ФМС МВД России) по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы. Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (работодатели). При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения (п. 2-4).

К числу международных  договоров в области трудовых правоотношений относятся многочисленные конвенции Международной организации  труда, в которых участвует и  Россия. В качестве примера можно  привести Женевскую конвенцию МОТ 1947 г. об инспекции труда; Женевскую конвенцию МОТ 1978 г. о регулировании вопросов труда; Женевскую конвенцию МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде; Женевскую конвенцию МОТ 1999 г. о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Следует отметить, что наряду с международными договорами и федеральным законодательством трудовые отношения иностранных граждан могут регулироваться и нормативными правовыми актами субъектов Федерации при условии, что они не противоречат федеральному законодательству. В качестве примера можно было бы привести закон г. Москвы от 19 сентября 2001 г. "Об учете иностранной рабочей силы в г. Москве" и постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. "О порядке привлечения и использования иностранных работников в г. Москве ".

В отношении  найма иностранцев предприятиями  с иностранными инвестициями применяются  специальные положения. Для найма  иностранцев из числа высококвалифицированных  специалистов на должности руководителей  находящихся в РФ предприятий  с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получение разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности.  
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права.

 

Брачные-семейные отношения  с участием иностранцев подробно регламентированы в Семейном кодексе  РФ 1996 г47. Раздел VII специально посвящен применению семейного законодательства к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются в России национальным режимом в  семейных отношениях на основании Конституции  РФ. Отсутствие же в СК ограничений  означает, что лицам без гражданства  национальный режим предоставляется независимо от места их жительства, т.е. национальным режимом пользуются и те, кто постоянно проживает за границей, а в России находится лишь временно. Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их жительства вправе, как и российские граждане, вступать на территории России в брак, расторгать его, иметь права и обязанности супругов, родительские права и т.д48.

Введение коллизионного  регулирования семейных отношений  обусловлено значительным изменением положения России в мировом сообществе, развитием контактов российских граждан с иностранными гражданами, увеличением числа браков с иностранными гражданами, учащением случаев разного гражданства членов семьи. Расширение регулирования соответствует и мировым тенденциям. Так, во многих иностранных государствах в последние годы законодательство в данной сфере обновлено и детализировано. Коллизионные нормы семейного права включены в новые законы о международном частном праве или в кодексы - семейные или гражданские49.

При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется согласно ч.1 ст.156 Семейного кодекса РФ российским законодательством. Это означает, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния, поскольку признается брак, заключенный только в этих органах (ст.1 СК РФ). «Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» (ст. 10 СК РФ). Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий. Указанные положения имеют первостепенное значение, поскольку в ряде государств, в том числе и европейских, действительным считается именно брак, заключенный по соответствующим религиозным обрядам.

Российским законодательством  определяется и порядок заключения браков на территории России, причем в  случае, если один из супругов -иностранный  гражданин или даже оба супруга  иностранные граждане. Брак  совершается в личном присутствии лиц вступающих в брак, как правило, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в суде (ст.11 СК РФ)50.

Форма и порядок заключения брака, таким образом, подчиняются  закону места вступления в брак, что соответствует практике большинства государств. Ранее действовавшее в России законодательство содержало аналогичное правило (ст. 161 КоБС РСФСР).

В договорах России о  правовой помощи форма заключения брака  подчиняется обычно законодательству государства, на территории которого он заключается. В целом это регулирование совпадает с правилом п.1 ст.156 Семейного кодекса РФ. В последнем, однако, вопрос о форме и порядке заключения брака решается только применительно к случаю, когда супруги вступают в брак на территории РФ (так называемая односторонняя коллизионная норма)51.

«Условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в  брак, законодательством государства, гражданином  которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением  требований ст. 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака» (п.2 ст.156 СК РФ). Это положение является новшеством и отличается от ранее действовавшего законодательства (ст.161 КОБС). Так, в случае заключения брака российской гражданки с иностранным гражданином в отношении последнего должны быть соблюдены требования национального законодательства страны, гражданином которого он является, о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку и т.д.; а в отношении российской гражданки - требование статей 12-15 СК РФ.

В случае, если в России заключается брак двух иностранных  граждан, к каждому из них применяется  законодательство государства, гражданином  которого лицо является, однако наряду с применением законодательства страны гражданства вступающего в брак лица п.2 ст. 156 СК РФ требует применительно к условиям заключения брака иностранных граждан соблюдение требований и российского законодательства, а именно ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Соблюдения других условий заключения брака, предусмотренных СК РФ, закон в данном случае не требует. Поэтому возможно заключение браков с лицами моложе 18 лет, если это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином которого является супруг52.

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака, в  законах разных стран различен: требования иностранного законодательства могут  оказаться как более, так и  менее строгими, чем в России. Так, в ряде государств запрещены  браки не только между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, но и между двоюродными братьями и сестрами53.

Однако, ст. 14 СК РФ однозначно не допускает заключения брака между  лицами, из которых хотя бы одно уже  состоит в другом браке, в то время  как в ряде государств признается полигамия. В таком случае, если лицо, желающее заключить брак в России уже состоит в браке, то даже если подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак, в РФ в заключении брака ему будет отказано.

В случае расхождения в регулировании условий заключения брака в п.2 ст. 156 СК РФ и в соответствующем международном договоре по отношению к иностранным гражданам применяются правила договора (например, п.2 ст.22 Договора о правовой помощи с Финляндией).

Ряд государств, к числу которых с недавнего времени относится и Россия, предоставляет своим гражданам право помимо собственного иметь одновременно гражданство другого государства — так называемое двойное гражданство. Спорный вопрос о том, право какого государства должно применяться к условиям заключения брака лица имеющего несколько гражданств решает п.3 ст. 156 СК РФ. Установлено, что если одно из гражданств - российское, применению подлежит законодательство Российской Федерации.

При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств» (п.З ст. 156 СК РФ). Причем, не требуется устанавливать, с каким государством лицо более тесно связано - выбор законодательства принадлежит исключительно самому вступающему в брак лицу. Выбор в  таком случае ограничен только законодательством тех государств, гражданином которых лицо является.

Отсутствие у лица гражданства какой-либо страны ставит вопрос о законодательстве, подлежащем применению к условиям заключения браков таких лиц. Пункт 4 статьи 156 СК РФ устанавливает, что «условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства». Это положение исходит из того, что лица без гражданства наиболее тесно связаны с государством, где они постоянно  проживают. Такой подход широко применяется в международной практике. Если лицо без гражданства постоянно проживает в России, условия вступления его в брак будут определяться по российскому законодательству, если же оно находится здесь временно, то по законодательству государства, где оно имеет постоянное место жительства54.

Конвенция стран СНГ  от 22 января 1993 г., которая предоставляет правовую защиту не только гражданам стран-участниц, но и лицам, проживающим на ее территории (ст.1), решает вопрос и о праве, подлежащем применению при вступлении в брак лиц без гражданства. Условия заключения брака таких лиц определяются законодательством договаривающейся страны, на территории которой они имеют постоянное место жительство; кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак (ст.26).

Браки между иностранными гражданами, а также между гражданами России и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации (ст.158 СК РФ)55.

Российское законодательство предусматривает возможность заключения на территории России браков между иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств (п.2 ст.157 СК РФ). Такие браки признаются в России действительными при соблюдении двух условий: 1) если имеется взаимность; 2) если супруги в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула (п.2 ст.157 СК РФ)56.

Взаимность    считается   соблюденной,    если   в   государстве,   которое назначило   посла   или   консула,   зарегистрировавшего   брак,   признаются действительными   браки,    заключенные    в   российских   дипломатических представительствах или консульских учреждениях. Так, согласно пп.1-4 ст.9 Консульского договора с Китайской Народной Республикой от 10 сентября 1986 г. консулы вправе регистрировать в соответствии с законодательством представляемого государства и если это не противоречит законодательству государства пребывания браки при условии, что оба лица, вступающие в брак, являются гражданами представляемого государства, и выдавать свидетельства о браке.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ