Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

В работе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев ; понятие и категории иностранных граждан ; национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
§1. Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ. 4
§2.Понятие и категории иностранных граждан в РФ. 12
§3. Национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России. 19
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ. 27
§1. Личный закон физического лица. Сфера действия личного закона. 27
§2. Содержание правоспособности и дееспособности иностранных граждан в России. Случаи их ограничения. 36
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ 43
§ 1. Право собственности иностранцев в России. 43
§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ. 50
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Нормативно-правовые акты. 69
Литература. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по правовому положению.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку закон устанавливает  национальный режим в правовом статусе  иностранцев, предоставляя им равные с  российскими гражданами права и  обязанности, постольку содержание правоспособности иностранцев в России  определяется через правоспособность российских граждан, т.е. ст. 18 ГК.

В соответствии с этой статьей «Граждане  могут иметь имущество на праве  собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права».

Содержание правоспособности российских граждан достаточно подробно определяется в цивилистической литературе и не является предметом настоящего исследования.

На территории России пределы гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц  без гражданства определяются на основе принципа национального режима. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции, ст. 4 Закона о положении иностранных граждан). Однако отечественному законодательству известны изъятия из национального режима, а также применение национального режима на условиях взаимности.

В России по общему правилу национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от того, пользуются ли таким же режимом российские граждане в соответствующем государстве. Однако из данного правила есть исключения. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности могут быть предоставлены иностранным гражданам на условиях национального режима, только если это прямо предусмотрено международным договором или на условиях взаимности. Так, согласно ст. 36 Патентного закона иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичное требование установлено ст. 47 Закона о товарных знаках, ст. 13 Закона РФ от 23.09.92 N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем", ст. 35 Закона РФ от 06.08.93 N 5605-1 "О селекционных достижениях"*(109). Национальный режим в области охраны промышленной собственности действует, например, в отношении граждан Киргизии. Статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, заключенного в Бишкеке 13 октября 1995 г., установлено, что в области охраны промышленной собственности физические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства его собственным физическим лицам, а также теми же средствами правовой защиты на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические лица.

В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции и ст. и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002г. федеральным законом могут быть установлены случаи изъятия из правоспособности иностранных граждан в сравнении с российскими гражданами. Законодательство субъектов Федерации не может вводить какие-либо ограничения в отношении прав иностранцев. Имеющиеся в действующем законодательстве изъятия из национального режима немногочисленны. Основные из них предусмотрены федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также в других федеральных законах.

Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства может быть ограничена, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 1 п. 2 ст. 1 ГК).

Новый федеральный  закон о правовом положении иностранных граждан в РФ, предоставляя им национальный режим, устанавливает общие изъятия из этого режима, ограничивающие правоспособность иностранных граждан на территории Российской Федерации в сравнении с российскими гражданами. Эти ограничения касаются передвижения иностранцев в пределах РФ, их отношения к избирательному праву, к государственной и муниципальной службе и к отдельным видам деятельности; отношения к военной службе (ст.ст. 11-15),

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (п.1 ст. 11).

Ряд авторов, в том числе М.М. Богуславский, делят имеющиеся изъятия на две группы.

Первую группу изъятий составляют ограничения  для иностранцев занимать определенные государственные должности, а также  осуществлять занятия той или  иной профессией на равных началах с российскими гражданами.

Закон устанавливает  запреты для иностранных граждан в отношении государственной и муниципальной службы и к отдельным видам деятельности.

Иностранный гражданин  не имеет права:

1.находиться на государственной  или муниципальной службе;

2.замещать должности  в составе экипажа судна, плавающего  под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями,  установленными КТМ;

З.быть членом экипажа  военного корабля РФ или другого  эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, атак же испытательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4.быть командиром воздушного  судна гражданской авиации;

5.быть принятым на  работу на объекты и в организации,  деятельность которых связана  с обеспечением безопасности  РФ;

6.заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен Федеральным законом (ст. 14).

Иностранный гражданин  не может быть призван на военную  службу (альтернативную гражданскую) или  поступить на военную службу в  добровольном порядке. Он не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ в качестве лица гражданского персонала (ст. 15).

Некоторые отличия в  правах российских и иностранных  граждан, опирающиеся на нормы международного права вытекают из самой природы  гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности37.

Только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры ФСНП, судьями, государственными нотариусами. Законодательство РФ ограничивает для иностранных граждан возможность входить в состав экипажа морского и воздушного судна России.

Иностранные граждане, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности могут быть пользователями недр РФ, если в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ они вправе заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами38.

Участки континентального шельфа могут быть предоставлены  физическим лицам иностранных государств в пользование для поиска минеральных ресурсов, их разведки и разработки и для иных целей, перечисленных в Федеральном Законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995г39.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995г. преимущественные права при предоставлении физическим и  юридическим лицам иностранных государств участков континентального шельфа предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности РФ.

Вторая группа изъятий - это правила, которые устанавливают  особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями  их юридической природы.

Например, авторские права  имеют территориальный характер, поэтому национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории Российской Федерации в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Ограничения правоспособности иностранных граждан в России возможны на основании реторсий.

Правительством РФ могут  быть установлены ограничения (реторсии) в отношении имущественных и  личных неимущественных прав граждан (и юридических лиц) тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан (и юридических лиц) (ст. 1194 ГК).

Под реторсией понимается применение ответных мер на ограничение  прав своих граждан, которые существуют в другом государстве. Применение реторсий связано не с любыми правами российских граждан, а только такими которые вводятся исключительно для российских граждан.

Определение правового  положения иностранных граждан, ограничение их прав - суверенное право каждого государства. Эти ограничения носят общий характер и распространяются на любых иностранцев. И только если ограничения носят дискриминационный характер и вводятся специально против российских граждан возможно применение реторсий.

Орган, компетентный применять  реторсии - Правительство РФ.

Применение реторсии предусмотрено и в других законодательных  актах. Ст.34   ФЗ   от    13    октября    1995г.   «О   государственном   регулировании внешнеторговой деятельности» устанавливает возможность правительства РФ вводить ответные меры в области внешне торговой деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов РФ и российских лиц.

Часть и ст.398 ГПК РФ 2002г. устанавливает, что Правительство РФ может установить ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан (и организаций).

 

Глава 3. Характеристика отдельных категорий прав иностранных граждан в РФ

Объем работы не позволяет исследовать все  содержание правоспособности иностранных граждан в России. Очевидно, что в этом и нет необходимости. Поскольку иностранцам в России предоставлен национальный режим и они обладают правоспособностью наравне с российскими гражданами, то вряд ли оправдано детальное исследование правоспособности во всех областях общественных отношений.

В рамках настоящего исследования считаем необходимым  остановиться на четырех категориях прав: праве собственности, наследственных, трудовых правах и правах в области семейных отношений.

§ 1. Право собственности иностранцев в России.

В содержание правоспособности граждан входит способность  иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество (ст. 18 ГК). Право собственности занимает центральное место в системе имущественных прав, поскольку отношения собственности составляют основу экономической системы любого государства.

Ст. 35 Конституции РФ гласит:

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый    вправе    иметь    имущество    в    собственности,    владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Из правового статуса  иностранцев в России следует, что они могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью наравне с российскими гражданами40. Право собственности в России ограничено пределами, установленными законом: «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам» (ч.1 ст.213 ГК). Однако эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства41.

Особо следует остановиться на праве собственности на землю.

В настоящее время  российским законодательством установлены  следующие ограничения в отношении земельных участков. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут:

- иметь в собственности  земельные участки, предоставляемые  членам садоводческих, огороднических  и дачных товариществ; иностранные граждане могут быть членами таких товариществ, если земельные участки предоставлены им в аренду или срочное пользование (ст. 18 Закона о дачных объединениях);

- иметь в собственности  земельные участки в приграничных  территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК);

- бесплатно получить  в собственность земельные участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в иных предусмотренных законом для граждан Российской Федерации случаях безвозмездного приобретения участков (п. 5 ст. 28 ЗК);

- воспользоваться преимущественным правом покупки земельного участка при приобретении в собственность зданий, строений, сооружений из перечня, который может быть утвержден Президентом РФ (п. 5 ст. 35 ЗК);

- иметь в собственности  земельные участки из земель  сельскохозяйственного назначения (за исключением участков для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями) (ст.ст. 1, 3 Закона об обороте земель)42.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ