Правовое регулирование дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексное исследование правового регулирования организации и деятельности частных детских садов в России. В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать правовые основы дошкольного образования на современном этапе развития законодательства в РФ. 2. Исследовать проблемы организации, функционирования, деятельности частных детских садов. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству. 3. Проанализировать на примерах проводимых проверок компетентными органами какие существуют нарушения законодательства в деятельности частных детских садов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации
История развития правового регулирования
Особенности правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе
Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству
2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте
2.2 Создание и организация деятельности частного детского сада
3. Государственный контроль и надзор за деятельностью частных детских садов в Российской Федерации
3.1 Система государственных органов в сфере дошкольного образования и их компетенция
3.2 Нарушения в сфере деятельности частных детских садов и ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - копия.docx

— 208.55 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации
    1. История развития правового регулирования
    2. Особенности правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе

 

  1. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству

2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте

   2.2 Создание  и организация деятельности частного детского сада

3.  Государственный контроль  и надзор за деятельностью  частных детских садов в Российской Федерации

3.1 Система государственных органов в сфере дошкольного образования и их компетенция

3.2 Нарушения в сфере деятельности частных детских садов и ответственность

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Еще совсем недавно  образование в нашей стране было бесплатным, а все образовательные  учреждения (и дошкольные, и средние, и высшие) были исключительно государственными. Однако в последние годы ситуация начала меняться самым кардинальным образом: образование всех уровней  медленно, но верно переходит на коммерческую основу. Появились частные  детские сады, гимназии и университеты.

С появлением частных  образовательных учреждений у родителей  появился и огромный выбор разнообразных  дошкольных учреждений: сады Монтессори, Вальфдорские школы, детские сады с  различными уклонами, домашние детские  сады и т.д. Необходимо отметить, что  отдать своего ребенка в частный детский сад могут себе позволить далеко не все, поскольку это удовольствие недешевое. Поэтому у многих родителей возникает вполне закономерный вопрос: «а стоит ли овчинка выделки?»1

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы постараемся детально рассмотреть все преимущества и  недостатки частных дошкольных учреждений.

Да, действительно, бизнес по организации частных детских садов в России постепенно набирает популярность – сказывается серьезный дефицит дошкольных учреждений  

России развитию социального  сектора уделяется значительно  меньшее внимание, чем экономическому. До сих пор, недостаточное количество свободных мест в детских садах является нерешенной проблемой государства. В последние годы по всей стране начинают появляться частные детские сады, частично удовлетворяющие высокий спрос на этот вид услуг. Точечный характер их образования не решает острый дефицит детских учреждений, однако дает шанс реализовать свои идеи молодым бизнесменам.

Теоретическая и  практическая значимость работы заключается  в возможности использования  результатов в целях разработки мер по поддержке института  частных детских садов, как одного из видов дошкольного образования как в России в целом, так и в регионах.

Цель  исследования – провести комплексное исследование правового регулирования организации и деятельности частных детских садов в России.

В рамках указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовые основы дошкольного образования на современном этапе развития законодательства в РФ

2. Исследовать проблемы организации, функционирования, деятельности частных детских садов. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству.

3. Проанализировать на примерах проводимых проверок компетентными органами какие существуют нарушения законодательства в деятельности частных детских садов.

Объект  исследования: общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности частных детских садов.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, правоприменительная практика, теоретические разработки.

Теоретической и  методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе и интернете, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.

Методологическую  основу исследования составляют - общенаучный  метод познания, позволяющий рассматривать  правовые явления и развитие; историко-правовой метод и сравнительно-правовой; методы анализа и синтеза, а также  отдельных методов социальных исследований позволяют разработать понятийный аппарат по теме исследования, сформулировать необходимые выводы и предложения.

Дипломная работа по своей структуре представлена тремя главами, каждая из которых состоит из пунктов.

В первой главе  рассмотрена история  зарождения и развития дошкольного образования  в России, и особенности правового  регулирования на современном этапе.

Во второй главе  освящен правовой статус частного детского сада как субъекта дошкольного образования, проблемы открытия и функционирования.

В третьей главе  перечислены государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за деятельностью частных  детских садов, их компетенция, и  рассмотрены конкретные примеры  проведенных проверок частных детских  садов в разных субъектах РФ.

При написании  дипломной были использованы работы Кузнецовой О.В., интернет -статьи Марины Шилкиной, Александра Губина, Натальи Федосовой, результаты проверок с сайтов Прокуратуры г.Санкт-Петербурга, Пермского края и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации 

1.1 История развития дошкольного образования в России

 Возникновение и развитие  дошкольного образования в России можно условно разделить на следующие этапы.

 Первый этап- В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно2.

Второй этап- Дошкольное образование до 1917 года. 
В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых  квартир»  в  Санкт-Петербурге.

К началу XX в. в России было открыто довольно большое число  дошкольных учреждений как платных  для интеллигенции и рождающейся  буржуазии, так и бесплатных детских  садов, площадок, приютов, очагов для  детей низших слоев населения, а  также для детей-сирот.

Третий этап- Советская система дошкольного образования 
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. Стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей3.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных  учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

Четвертый  этап- Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны  (1941—1945  гг.).В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью. В спасении детей участвовала вся страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот.

В годы возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные  детские дома.

Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских  учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и  детей». Постановление предусматривало  целый комплекс мер по улучшению  работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские  сады, детские дома и консультации4.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них  даже  превысили  довоенный  уровень.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший  большую роль в организации дошкольного  воспитания в послевоенные годы5.

Пятый этап- Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период  развитого  социализма

В 1949 году было издано постановление  ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом  и улучшению их работы», в котором  к строительству детских домов  привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава  заведующих и воспитателей и улучшению  педагогической работы с детьми6.

Шестой этап- Современное дошкольное образование. 
Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. 
В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности.

В 1990 году охват детей  учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей  о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей  детскую одежду, книги, игрушки и  прочий необходимый инвентарь. И, что  очень важно, было налажено серьезное  научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение  дошкольного образования. Все эти  факторы, включая последний, и сыграли  свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

Последние 10-15 лет принесли радикальные изменения в систему  общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду»7 – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года №448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составлял в среднем уже 59%.

Изменения, произошедшие в  сфере дошкольного образования  за последние 15 лет, приобрели обширный характер8. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития. 10 апреля 2010 года В.В.Путиным был подписан Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети  молодых семей, имеющих ребенка  не обеспечены детскими дошкольными  учреждениями, подготовка родителей  к азам семейного дошкольного  воспитания становится одной из важнейших  задач молодежной семейной политики.

 

 

1.2 Особенности  правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию  дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: международные документы, Законы Российской Федерации, акты Президента РФ, Акты Правительства РФ, Акты федеральных органов исполнительной власти, Рекомендации, Концепции, Судебная практика.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Особенностью Конвенции  о правах ребенка от 20 ноября 1989г.9 является то, что наряду с правом на жизнь в ней провозглашаются такие права детей, как - право на сохранение индивидуальности (ст. 8); право пользования наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (ст. 24) и благами социального обеспечения (ст. 26) и др. Право на жизнь более отчетливо связывается с правом на развитие, признание права на жизнь непосредственно сопряжено с обязательством государств-участников создавать условия для развития детей. В ст. 6 Конвенции говорится: "Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь" (п. 1); "Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (п. 2). Следуя этой идее, Конвенция закрепляет за каждым ребенком особые права - право "на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка" (п. 1 ст. 27) и право "пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование" (п. 1 ст. 26). Это вполне объяснимо, поскольку именно несовершеннолетние дети в силу своего возраста не только не способны самостоятельно профессионально трудиться и обеспечивать себя средствами существования, но при этом особо нуждаются в благоприятных условиях для всестороннего развития своей личности.

Информация о работе Правовое регулирование дошкольного образования в России