Правовое регулирование дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексное исследование правового регулирования организации и деятельности частных детских садов в России. В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать правовые основы дошкольного образования на современном этапе развития законодательства в РФ. 2. Исследовать проблемы организации, функционирования, деятельности частных детских садов. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству. 3. Проанализировать на примерах проводимых проверок компетентными органами какие существуют нарушения законодательства в деятельности частных детских садов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации
История развития правового регулирования
Особенности правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе
Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству
2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте
2.2 Создание и организация деятельности частного детского сада
3. Государственный контроль и надзор за деятельностью частных детских садов в Российской Федерации
3.1 Система государственных органов в сфере дошкольного образования и их компетенция
3.2 Нарушения в сфере деятельности частных детских садов и ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - копия.docx

— 208.55 Кб (Скачать файл)

Таким образом, позиция  органов Роспотребнадзора однозначна: «мини-садики» должны получать заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам.

Что такое  санитарно-эпидемиологическое заключение?

Обратимся к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»76.

Санэпидзаключением  является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной  и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления  предусмотренных статьей 40 Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (ст. 1 Закона).

Получение санитарно-эпидемиологическое заключения требуется в случаях  установленных Федеральным законом  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Применительно к  мини-садикам вопрос о необходимости  санитарно-эпидемиологического заключения может быть поставлен применительно  к двум случаям.

Первый  случай, когда может быть поставлен  вопрос об обязательности санэпидзаключения: санитарно-эпидемиологическое заключение для лицензирования образовательной  деятельности.

Согласно ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для получения  лицензии на образовательную деятельность соискателю лицензии необходимо представить  в лицензирующий орган (Министерство образования Свердловской области) санэпидзаключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и  иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления  образовательной деятельности.

Второй  случай, когда может быть поставлен  вопрос об обязательности санэпидзаключения: требования к условиям воспитания и  обучения.

Рассмотрим статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»77.

Частью второй статьи закреплено, что программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и  иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются  к использованию при наличии  санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

Относится ли к мини-садикам  требование о получении санэпидзаключения  в части «программ, методик и  режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств  обучения и воспитания»?

В настоящее время  действует Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических  и иных видах оценок», которым  утвержден Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Пункт 1 Порядка  содержит перечень продукции, на которую  выдаются санитарно-эпидемиологические заключения. Наименований продукции, относящейся  к мини-садикам, в перечне нет  и не может быть. Услуги мини-садика — это услуги и никак не продукция. Определенные виды продукции, которые  используются в деятельности мини-садика, требуют получения заключения, например, детская мебель, игры и игрушки, постельное белье. Однако не нужно смешивать  получение заключения на предметы обихода  и на вид деятельности.

Далее пункт 6 Порядка  выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, где содержится перечень видов деятельности для осуществления  которых требуется получения  санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного  имущества.

В пункте содержится указание на необходимость получения  заключения для образовательной  деятельности. Повторюсь, что деятельность по присмотру и уходу за детьми не требует получения лицензии на образовательную деятельность. Соответственно, по данному основанию получение  санитарно-эпидемиологического заключения для мини-садика не требуется.

Таким образом, предусмотренные  частью 2 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания», которые требуют получения заключения касаются исключительно образовательной деятельности.

Таким образом, можно  сделать вывод, нужно ли санитарно-эпидемиологическое заключение для частного детского сада?

Рассмотрев вопрос о необходимости санитарно-эпидемиологического заключения для мини-садика и пришли к выводу о том, что такое заключение не требуется78.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» деятельность по уходу и присмотру за детьми не требует получения санитарно-эпидемиологического  заключения.

Общедоступной и  единообразной судебной практики по данному вопросу пока нет.

В сложившийся ситуации существует два варианта действий.

Первый  вариант: получение санитарно-эпидемиологического  заключения.

Если мини-садик  соответствует всем нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы в дошкольных организациях»79 в выдаче заключения Вам не откажут. Оно может стать конкурентным преимуществом.

Но не следует забывать, что все муниципальные дошкольные образовательные учреждения имеют такое заключение. Заключение не свидетельствует о том, что санитарные правила и нормативы соблюдаются. Оно лишь говорит о том, что имеются условия для их соблюдения.

Санитарно-эпидемиологическое заключение не защитит Вас от проверок органов Роспотребнадзора. Как при  наличии заключения, так и при  отсутствии такового проверки проводятся одинаково дотошно. Нарушения в  подавляющем большинстве случаев  обнаруживаются.

Второй  вариант: работа без санитарно-эпидемиологического  заключения.

В акте проверки мини-садика будет больше нарушений. Это, как  правило, не очень существенно для  назначения административного наказания. При рассмотрении дела об административном правонарушении и оспаривании постановления  о назначения наказания в суде нужно будет 

Случай первый: признание  факта осуществления мини-садиком  образовательной деятельности без  лицензии

Конкретное дело, рассмотренное Арбитражным судом  Свердловской области в отношении  центра по уходу за детьми80.

Решением суда индивидуальный предприниматель привлечен к  ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях  за осуществление образовательной  деятельности без лицензии. Назначен штраф в размере 4 000 рублей.

В решении указано, что заинтересованное лицо (то есть предприниматель) в судебном заседании  факт совершения административного  правонарушения подтвердило, признало свою виновность.

Судом установлено  и подтверждено материалами дела, что в организованном заинтересованным лицом Центре по уходу за детьми … осуществляется содержание и воспитание детей дошкольного возраста, в  т.ч. развивая их способности и навыки в рамках программы дошкольного  образования, осуществляется образовательная  деятельность, требующая лицензирования. При этом соответствующая лицензия у заинтересованного лица отсутствует.

Оценки доказательств, представленных прокуратурой, в решении  нет.

Суд ссылается на часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств81.

Дополнительно суд  нормативно обосновал необходимость  лицензии.

Признания вины в  совершении административного правонарушения стало достаточно для привлечения  к административной ответственности.

 

3.2 Нарушения в сфере деятельности частный детских садов и ответственность участников

 Из изученного  нами материала можно выделить  следующие нарушения в сфере деятельности частных детских садов:

- нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- нарушения законодательства о пожарной безопасности;

Рассмотрим случаи проверки органами прокуратуры  деятельности частных детских садов. 

Прокурор Верх-Исетского  района г. Екатеринбурга обратился  в суд с исковым заявлением об обязании ООО «Наследие» устранить многочисленные нарушения требований законодательства в деятельности детского сада «Белоснежка и десять гномов», расположенного по ул. Ясной в г. Екатеринбурге82.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения  как законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так и законодательства о пожарной безопасности.

Детский сад осуществляет свою деятельность в отсутствие санитарно-эпидемиологического  заключения, подтверждающего безопасность оказываемых услуг. Кроме того, в  учреждении отсутствует источник резервного горячего водоснабжения, уборка в группах  производится некачественно, предметы сантехники в ряде групп неисправны, допускается использование посуды со сколами и трещинами.

Есть претензии  и к обустройству пищеблока: в  его составе отсутствуют помещения  раздаточной, холодный, мясо-рыбный цеха, цех первичной обработки овощей, помещение с холодильным оборудованием  для хранения скоропортящихся продуктов, санузел для персонала. Вместо необходимых  как минимум двух мясорубок (для  раздельного приготовления сырых  и готовых блюд) используется одна.  В детском саду не организован отбор и хранение суточной пробы пищи, хранение овощей осуществляется не в специальных ларях, а на полу; хлеб хранится навалом на холодильнике, а не на стеллажах. Продукты для приготовления пищи воспитанникам приобретаются в одном из сетевых супермаркетов, без документов, подтверждающих их происхождение и качество83.

При проверке не были представлены прививочные сертификаты  ряда сотрудников, а также сведения о результатах бактериологических исследований на кишечную группы  вновь принятых на работу сотрудников. Постельное белье детей и спецодежда сотрудников стираются на дому у работников детского сада, поскольку в учреждении не оборудована прачечная.

Также выявлены и нарушения правил пожарной безопасности: ряд помещений садика не отделены от остальных частей здания противопожарными перекрытиями, на некоторых светильниках отсутствуют плафоны, договор  на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации не заключен,  план эвакуации людей из помещения на случай пожара не разработан, ширина путей эвакуации не соответствует нормам, а элементы отделки путей эвакуации выполнены из горючих материалов.

По результатам  проверки сделан вывод о том, что  вышеназванные нарушения законодательства создают угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада, в связи, с чем прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга намерен добиваться их устранения через суд.

 Другой случай -Прокуратура Московского района города Калининграда выявила многочисленные нарушения закона в деятельности частного детского сада «Радуга»84

Проверкой  выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, санитарно – эпидемиологического законодательства к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а также законодательства о защите прав потребителей в части оказания услуг при отсутствии установленной информации.

Так установлено отсутствие эвакуационных выходов, автоматической пожарной  системы, планов эвакуации. Также проверкой выявлено хранение горючих материалов в непосредственной близости от помещений, где находятся дети.

При проверке пищеблока установлено  отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность продуктов, сведений о прохождении периодических  медицинских осмотров.  Кроме того, выявлены и факты не соответствия технологии приготовления блюд санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В связи с этим  в отношении индивидуального предпринимателя возбуждены дела об административном правонарушении по: ч. 1 ст. 20.4 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 4 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам), ч. 3 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий), ч.1 ст.6.7 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения), ч. 1 ст. 14.5 (выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) КоАП РФ, которые в настоящий момент направлены для рассмотрения в уполномоченные органы85.

Третий случай, проверки деятельность частного садика в Каменске-Уральском приостановлена.86

В результате проверки частного детского сада в Каменске-Уральском  по улице Гоголя, 4 юридическому лицу назначили штраф в 40 тысяч рублей.

Специалисты Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, проверка проходила на основании поступившей жалобы на Негосударственное частное образовательное учреждение дошкольного образования «Центр развития ребенка»  -  детский  сад  «Алые  паруса». 

Выяснилось, что  садик работает без лицензии на образовательную  деятельность и без санитарно-эпидемиологического  заключения, подтверждающего его  соответствие санитарным правилам. В  частности, в детсаду были выявлены грубые нарушения санитарного законодательства: пищеблок не соответствует санитарным нормам и правилам, пищевые продукты, поступающие в дошкольную организацию, не имеют документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, не проводится выбраковка сырых продуктов, не оборудовано спальное помещение  для организации сна детей, отсутствуют  стационарные кровати, используемые кровати-трансформеры расставлены без соблюдения минимальных  разрывов, на момент проверки в наличии  недостаточно горшков для детей  ясельного возраста, не организована стирка постельного белья для  детей, договора на стирку белья и  спецодежды отсутствуют, медобслуживание  детей не проводится, медицинский  блок не функционирует, не оборудованы  в соответствии с санитарными  требованиями групповые площадки.

Информация о работе Правовое регулирование дошкольного образования в России