Правовое регулирование дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексное исследование правового регулирования организации и деятельности частных детских садов в России. В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать правовые основы дошкольного образования на современном этапе развития законодательства в РФ. 2. Исследовать проблемы организации, функционирования, деятельности частных детских садов. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству. 3. Проанализировать на примерах проводимых проверок компетентными органами какие существуют нарушения законодательства в деятельности частных детских садов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации
История развития правового регулирования
Особенности правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе
Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству
2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте
2.2 Создание и организация деятельности частного детского сада
3. Государственный контроль и надзор за деятельностью частных детских садов в Российской Федерации
3.1 Система государственных органов в сфере дошкольного образования и их компетенция
3.2 Нарушения в сфере деятельности частных детских садов и ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - копия.docx

— 208.55 Кб (Скачать файл)

В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.(далее -Конституция)10 провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

В ст. 7 Конституции  Российская Федерация провозглашается  социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека" (ч. 1), где "обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства...". В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 54 СК РФ ребенок имеет право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие11.  

Конституционные положения  о необходимости заботы о детях  конкретизируются в Семейном кодексе Российской Федерации12, где сказано: "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования" (ст. 63)13. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60). При отсутствии родителей, невозможности взыскания с них алиментов закон допускает возложение обязанности содержания на других членов семьи (гл. 15 Семейного Кодекса РФ). Возможность получать содержание предусмотрена и в нормах иных отраслей российского права. Так, в гражданском праве предусмотрено, в частности, право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти кормильца (ст. 1089 Гражданского Кодекса Российской Федерации), право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 Гражданского Кодекса РФ) и др.

Одним из основополагающих актов в сфере образования является федеральный закон «Об образовании в РФ» №121365-6 от 21.12.2012. Новый закон «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования: дошкольное образования; начальное общее образование; основное общего образования; среднее общего образования.

Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии я Федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального  образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.

В ст.7,8,9 выше указанного  Федерального Закона определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно ст.65 нового Федерального Закона с родителей за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность будет взиматься плата (т.е. дошкольное образование в РФ платное). Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взимаемой с родителей платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательного учреждения в родительскую плату не допускается.

Также важным законом  в сфере образования является Федеральный Закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»14, в котором устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

К документам, регулирующим дошкольное образование в РФ относится Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012г., где устанавливается, что главной целью национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепринятых принципах и нормах международного права.

Инструментом практического  решения многих вопросов в сфере  детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых  программ. Принят ряд важнейших законодательных  актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению  прав детей. Созданы новые государственные  и общественные институты: учреждена  должность Уполномоченного при  Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов  Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В качестве документа, регулирующего деятельность сферу  дошкольного образования можно  назвать проект федерального закона об образовании в РФ, получивший впоследствии неофициальное название «Закон о детских садах 2013»15, обсуждался российским обществом на протяжении полутора лет. Еще в феврале 2012 года, когда прошли общественные слушания третьей версии проекта закона, он был отклонен, поскольку по мнению специалистов нуждался в серьезной доработке и корректировке. При этом, широким общественным резонансом стали отдельные радикальные изменения, которые вносились в законодательную базу системы образования, при принятии документа.

Реформа системы  дошкольного образования и воспитания являлась наиболее обсуждаемой частью законопроекта, что стало основой  для появления второго названия документа – Закон о детских  садах 2013года. Данный законодательный  документ был призван решить одну из самых первых проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотни тысяч  россиян в системе образования. А именно – недостаток количества мест в детских дошкольных учреждениях  количеству детей дошкольного возраста. Как следствие, эта проблема приводит к тому, что тысячи российских женщин не имеют возможности для самостоятельной  реализации и улучшения материального  благосостояния всей семьи, ввиду необходимости  постоянного присмотра за малышами16.

Законопроект  об образовании предусматривал для  решения этой проблемы целый ряд  нововведений, в частности, выделения  дошкольного образования, как отдельного уровня. В комплексе с мерой по снятию ограничения круга лиц, имеющих право на образовательную деятельность и регулирование видов образовательных организаций, подобные нововведения дадут возможности для расширения системы частных дошкольных учреждений. Однако появлению новых возможностей для развития негосударственных детских садов способствуют гарантии обязательного доступа негосударственных образовательных организаций к средствам местного и федерального бюджета.

Кроме того, закон  о детских садах 2013 года подвергает не менее масштабным изменениям всю  остальную систему образования, перестраивая ее таким образом, чтобы  предоставить гражданам максимум возможностей в вопросах получения образования  в любом в возрасте и в форме, наиболее приемлемой для каждого. Новый  закон об образовании закрепляет огромный спектр возможностей для совершенствования  профессиональных навыков и повышения  квалификации.

На примере  изменений в сфере дошкольного  образования, а также образования  в целом, видно, насколько глубоко  затронуты изменения всю образовательную  систему Российской Федерации. Законопроект такого масштаба, касающийся одной  из самых значимых областей человеческой жизни, требует предельного внимания и тщательной проработки в каждой детали. Когда проект закона об образовании  РФ будет проработан максимально  точно, в механизме внедрения  в жизнь новой системы образований  не будут допускаться разночтения, закон «Об образовании в РФ»  радикальным образом изменит  эту систему, сделав емкой, многогранной, гибкой и максимально приспособленной  к постоянным корректировкам и изменениям, присущим современной жизни.

Таким образом, резюмируя  выше изложенное, к работе детского сада преимущественно имеют следующие документы:

Конституция РФ и  Конвенция ООН17 - ст. 19, 31, 37, которые устанавливают права ребёнка и защищают его;

Семейный Кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в  семье. К работе педагогического  коллектива Дошкольного Образовательного Учреждения непосредственное отношение имеет Глава 11 "Права несовершеннолетних детей", ст.54, 56, 69 и 77;

Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказания за противоправные действия по отношению к детям – ст. 106,134,135,150,151,154,155,156,157;

Гражданский Кодекс Российской Федерации защищает гражданские права несовершеннолетних - ст.20 (2), с 31 по 37, с 57 по 61, 1073,1075;

Закон «Об образовании»;

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству

 

2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте

Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения18.

Система детских  садов предназначена как для  первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает  с типовым рабочим графиком большинства  профессий: с 8 до 18 часов пять дней в  неделю). В системе детских садов  осуществляется также минимальная  подготовка детей к обучению в  школе - на уровне первичных навыков  чтения, письма и счёта19.

В России существуют следующие виды дошкольных образовательных  учреждений для детей20.

1.Ясли-сад. Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия. Желательно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.

2.Детский  сад. Самый распространенный вид и популярный вид образовательных учреждений. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят. Сады могут отличаться между собой по образовательным программам, однако, в рамках установленных государством норм (за исключением частных садов).

Выделяют детские  сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

3.Детский  сад компенсирующего вида. Это детские учреждения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции21. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д.

Здесь созданы особые условия и работают специально обученные  педагоги и медики. Также важным моментом является то, что в таких  садах работают консультационные пункты для родителей.

4.Детский  сад комбинированного вида. Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных.

5.Центр  развития ребенка. Такое учреждение направлено на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей ребенка. Здесь находятся игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы. В последние годы в России все большую популярность приобретают новые модели дошкольного образования: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, группы на базе учреждений дополнительного образования, домашнее образование детей и т.д22.

Детские сады могут  быть государственными, муниципальными и частными. Их посещение в России не является обязательным для детей23.

 Во-первых, муниципальные, то есть районные. Они бывают двух видов: сады и ясли-сады. В последние принимают детей, начиная с 1,5 лет, а в детские сады - с 3 лет, хотя имеются и исключения, когда малышей набирают только с 4-5 лет. Яслей-садов на сегодняшний день осталось довольно мало, поэтому устроить ребенка до 3 лет в приличные ясли очень проблематично. В «малышовке» обычно 15 детей, в средней группе 20, а в старшей 25 человек. Имеется в виду среднесписочное число детей в группе, но реально посещает детсад примерно половина24. Кроме того, муниципальные сады можно разделить на те, в которых оплата составляет 84 рубля и те, в которых оплата от 500-1000 руб. в месяц с учетом дополнительных занятий. Правда, в тех садиках, где оплата составляет всего 84 руб., родителям приходится оплачивать дополнительные занятия, обычно в размере 100 руб. в месяц за каждый предмет, а также периодически выкладывать 200-300 руб. на покупку игрушек детям и подарков персоналу детского сада. Кроме того, многие учреждения такого типа требуют уплаты вступительного взноса25.

Муниципальные детские сады занимаются по одной из образовательных программ дошкольного воспитания. Занятия по программе должны обязательно включать: знакомство с окружающим миром (с предметами ближнего окружения, природой, явлениями жизни); игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические); развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, устный рассказ); знакомство с художественной литературой (пересказ прочитанного, чтение, заучивание); знакомство с элементарными математическими понятиями; обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация, конструирование) музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); физкультурные занятия.

Информация о работе Правовое регулирование дошкольного образования в России