Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:47, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изучения особенностей такого регулирования и выявления существующих проблем, затрудняющих работу Федеральной регистрационной службы, выработка предложений по их решению и рекомендаций по совершенствованию законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. Поставленная цель определила задачи работы:
- исследование понятия и общей характеристики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;....
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….………6
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
1.1 Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним…………………………………………………………………….………9
1.2 Цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………………………20
1.3 Проблемы правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………..31
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
2.1 Порядок осуществления государственной регистрации………………….……38
2.2 О пределах проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним..................................50
2.3 Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………………………………………………………………………..77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………87
Государственная
регистрация прав на недвижимое имущество
и сделок с ним носит публичный
характер. Наличие государственной
регистрации создает презумпцию
законности прав на недвижимое имущество
для правообладателя. В подавляющем
большинстве случаев
В п. 1 ст.
164 ГК РФ говорится о порядке
Основными задачами системы государственной регистрации, служащими достижению указанных целей, являются: 1) регистрация прав собственников, обладателей иных вещных прав, на недвижимое имущество; 2) проверка законности и регистрация заключаемых сделок с недвижимым имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; 3) регистрация ограничений и обременении прав, в том числе возникающих в силу закона и актов уполномоченных органов; 4) ведение и хранение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) выдача информации из Единого государственного реестра прав.
Принципы осуществления регистрационной деятельности могут быть разделены на общие, характерные для деятельности всех правоприменительных органов, и специальные, присущие только государственной регистрации.
Под принципами в теории права понимают основные начала правового регулирования, закрепленные в правовых нормах, а государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции.
К общим принципам можно отнести:
- принцип законности;
- принцип гласности и публичности;
- Принцип диспозитивности;
- Принцип достоверности записей в Едином государственном реестре прав.
К общим принципам относится, в первую очередь, законность. В качестве основных элементов законности можно выделить:
Наличие
законов, регулирующих
Обеспечение
прав граждан и законных
Соблюдение
закона всеми участниками
Как установлено п.1 ст.2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация - это подтверждение соответствия возникновения или перехода права на недвижимость ГК РФ. Акт подтверждения права должен соответствовать существующим материально-правовым отношениям. Принцип законности традиционно именуется принципом легалитета. В силу указанного принципа к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию относится:
Вместе
с тем, правоприменительная
Государственной регистрации, присущ принцип гласности и публичности.
Регистрационный орган обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, (п.4 ст.131 ГК РФ). Этот принцип служит достижению экономической и социальной цели государственной регистрации - обеспечению законности оборота недвижимости, «прозрачности» рынка. В статьях 7, 8 Закона о государственной регистрации заложен механизм реализации данного принципа, определены условия и содержание выдаваемой информации. За нарушение принципа публичности, за недостоверную информацию Федеральная регистрационная служба несет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона о регистрации.12
Принцип диспозитивности (принцип частной инициативы) государственной регистрации вытекает из общего принципа гражданского права - автономии воли участников гражданского оборота в установлении своих прав и обязанностей, приобретении гражданских прав своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ). Диспозитивность (или заявительный характер государственной регистрации) отражен в п.3 ст.131 ГК РФ, согласно которому удостоверение произведенной регистрации производится по ходатайству правообладателя. Статьей 16 Закона о регистрации заявление правообладателя также положено в начало регистрационного процесса. Обязательность государственной регистрации, установленная п.1 ст.131 ГК РФ и ст.4 Закона о государственной регистрации, означает, что отсутствие таковой влечет непризнание права на недвижимость государством и третьими лицами, а также ничтожность сделки с недвижимостью (п.1 ст.165 ГК РФ). Но только от правообладателя недвижимости зависит, будет ли он требовать регистрации возникшего права или останется владельцем без надлежащего титула. Устойчивость оборота недвижимости обеспечивается положениями законодательства о том, что до регистрации перехода права отношения правоотчуждателей и правоприобретателей с третьими лицами не изменяются (п.2 ст.551 ГК). Правообладатели и участники сделки должны самостоятельно совершить необходимые действия по государственной регистрации для защиты и признания их прав на недвижимость или возместить убытки другой стороне в случае уклонения от регистрации. Титул правообладателя до момента государственной регистрации вещного права можно назвать законным владением или пользованием.13
Заявительный
характер государственной регистрации
как правоприменительной
В ст. 2 Закона
о государственной регистрации
сформулирован важнейший
К специальным принципам относятся:
- процессуальный формализм;
- принцип единства;
- принцип преемственности;
- принцип приоритета ранее зарегистрированных прав;
- принцип экстерриториального предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП;
- принцип двойной регистрации.
Специальным
принципом государственной
Но в отличие от судебного разбирательства, где неисполнение процессуальных формальностей влечет ничтожность процессуального действия, нарушение формальностей процедуры регистрации не должно вести к ничтожности самого акта государственной регистрации. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Действия государственных регистраторов, могут быть обжалованы в суд, но если государственная регистрация права состоялась, то отменить ее можно только в процессе судебного спора о праве на объект недвижимости. Очевидно, суд, оценивая правомерность приобретения права на недвижимость, при принятии решения будет руководствоваться нормами материального права, а не процессуальными нормами Закона о регистрации.
К специальным
принципам государственной