Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов.  Политика  дорогих  денег,

если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики

 

Главным субъектом государственной денежно-кредитной политики выступает центральный банк страны, который является специальным агентом правительства, хранит золотовалютные резервы державы. Он же разрабатывает программы денежно-кредитной политики, доводит коммерческим банкам соответствующие распоряжения и предписания.

Денежно-кредитная политика центрального банка представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса.

Выше определено содержание денежно-кредитной политики центральный банк страны с точки зрения решения тактических задач. В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования центрального банка выделяются:

1)     операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

2)     регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

3)     изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

4)     валютное регулирование;

5)     лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.);

6)     административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.

Среди перечисленных выше средств воздействия при желании можно выделить экономические и административные, прямые и косвенные методы регулирования. Обычно они взаимно дополняются, а их реальное соотношение изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Так, операции центрального банка с ценными бумагами на вторичном рынке оказывают прямое воздействие на состояние платежной системы и кредитный потенциал. Регулируя уровень ликвидности коммерческих банков, центральный банк использует их экономический интерес получать процентный доход в той или иной форме. Но очень часто центральные банки доводят коммерческим банкам норматив наличия ценных бумаг правительства в структуре активов (% от активов, приносящих доход).

Первые три инструмента регулирования в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

Эффективность использования того или иного инструмента денежного регулирования тесно связана со степенью развития национального денежного рынка.                     

Операции с цепными бумагами па открытом рынке. Прежде всего выделим ценные бумаги правительства, которые используются при дефицитном финансировании бюджета.

Основными держателями ценных бумаг такого рода обычно выступают банки и финансовые компании, которые приобретают их за счет собственных средств или по поручению крупных клиентов. Инициатором купли-продажи ценных бумаг на открытом (вторичном) рынке в таком случае выступает центральный банк.

Операции на открытом финансовом рынке — это операции, центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.

Скупая ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики.

К примеру, предположим, центральный банк страны скупил у коммерческих банков имеющиеся у них ценные бумаги правительства на сумму 10 млн. талеров. Кредитный мультипликатор равен 4,4. Это означает, что через некоторое время объем денежной массы (Dm2) увеличится на 44 трл. талеров.

Противоположная ситуация складывается в том случае, если ЦБ организует продажу доходных ценных бумаг правительства. Первоначально коммерческие банки используют для приобретения ценных бумаг имеющиеся свободные денежные средства, а затем в погоне за гарантированным процентным доходом начинают сокращать кредитный портфель.

При скупке ценных бумаг на вторичном рынке увеличиваются избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков. Денежное предложение (денежная база) возрастает - положение линии Sm2 (в соответствии с рисунком 1.1). При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается – положение линии Sm1 (в соответствии с рисунком 1.1)[3, с.328].

 

Z                  Sm3              Sm1                Sm2

 

 

 

Dm

 

 

 

                                              E3

 

 

 

                                                                   Е1

                                                                         

                                     Е2

                                                                                                                                            Dm2

 

   0                                                                                                                   M

 

Рисунок 1.1 - Изменение объема денежного предложения под воздействием операций центрального банка с ценными бумагами

 

Где Dm – совокупный спрос на деньги;

Sm – предложение денег;

Е – точка равновесия денежного рынка

Z – равновесная процентная ставка.

Помимо ценных бумаг правительства в качестве инструмента для осуществления аналогичных операций центральный банк страны может использовать и собственные ценные бумаги - векселя. Тогда источником погашения и выплат по процентам выступают финансовые средства центрального банка.

Выпуск векселей центрального банка в иностранной валюте чаще всего связан с выполнением задач по регулированию валютного рынка. С большой вероятностью можно ожидать, что вскоре центральный банк откроет кредитную линию правительству.

Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата. Важно то, что операции могут осуществляться по инициативе центрального банка, поэтому есть возможность контролировать достижение соответствующего воздействия на денежно-кредитную сферу. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Не случайно операции с цепными бумагами на открытом рынке (в отличие от учетной политики) рассматриваются как инструмент активного воздействия на денежно-кредитную политику.

Тем не менее, эффективность данных мероприятий значительно снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).

Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства можно разделить на два типа: динамические и защитные операции.

Целью операций первого типа выступает прямое изменение объема избыточных резервов у коммерческих банков и в целом денежной базы.

Целью операций второго типа выступает ослабление того негативного влияния, которое оказывают на денежную базу другие факторы.

Эмиссия ценных бумаг (первичный рынок). Теперь обратим внимание на те последствия для денежно-кредитной сферы, которые связаны с активностью центрального банка по выпуску в обращение ценных бумаг новых займов, т. е. с операциями на первичном рынке. Здесь складывается уже иная ситуация.

В ходе эмиссии новых займов на некоторое время денежные сродства уменьшаются на счетах тех коммерческих банков, которые участвуют в эмиссии и скупают ценные бумаги правительства. Сокращаются их возможности для кредитования, изменяется структура активов и банковских доходов. Но денежные средства, вырученные в ходе эмиссии, реально не изымаются из каналов денежного обращения. Очень скоро они появляются на счетах казначейства и тех коммерческих банков, которые обслуживают счета правительства. На рынке денежных средств, правительство выступает конкурентом для хозяйствующих субъектов, взвинчивает процентную ставку.

Если покупателем новых ценных бумаг выступает центральный банк страны, тогда в денежном обращении появляется дополнительный объем платежных средств. Ценные бумаги выступают своеобразным обеспечением кредитной эмиссии, которая используется правительством как источник дефицитного финансирования. Центральный банк получает право на процентный доход по ценным бумагам. Но это уже совсем другая история.

Вернемся к денежному обращению. Под воздействием роста денежной базы увеличивается объем совокупной денежной массы, так как срабатывает уже известный нам кредитно-депозитный мультипликатор. График предложения денег (в соответствии с рисунком 1.1) сдвигается вправо, складываются предпосылки для снижения в банковской системе процентной ставки.

Вывод: за счет операций с государственными ценными бумагами центральный банк страны может проводить жесткую или мягкую денежно-кредитную политику.

Сдвиг кривой денежного предложения влево, будет означать, что центральный банк взял курс на проведение жесткой, а, вправо — мягкой денежной политики (денежная масса возрастает, процентные ставки сокращаются, кредит становится более доступным).

В порядке напоминания несколько слов об участии центрального банка  страны в покрытии дефицита бюджета за счет эмиссии денежных средств. В развитых странах такое участие или полностью исключается, или оговаривается соблюдением специальных условий. Тем не менее, в реальной жизни оно имеет место. При таком варианте кредитной эмиссии  первым получателем новых денег, изготовленных центральным банком с помощью «печатного станка», выступает правительство, а не коммерческие банки. Как следствие, возрастает объем денежного предложения, складываются предпосылки для инфляции спроса.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации