Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

К примеру, в США кредиты по учетной ставке ФРС для коммерческих банков бывают трех типов. Корректирующий кредит — наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают американские банки для разрешения проблемы ликвидности в краткосрочном периоде. Такой кредит может быть получен по телефонному звонку руководства банка, предоставляется на 1-2 дня. Сезонный кредит предоставляется по сезонной схеме в определенное время года тем банкам, которые сотрудничают с сельскохозяйственными производителями. Расширительный кредит выдается коммерческим банкам, которые испытывают серьезные проблемы с ликвидностью из-за нехватки депозитов. Банки, рассчитывающие получить такой кредит, должны представить план восстановления ликвидности [3, с.487].

Банки, которые пользуются дисконтным окном, сталкиваются с тремя видами издержек:

1)     платят процентную ставку (кроме того, теряют доходы по ценным бумагам);

2)     несут издержки, связанные с дополнительным изучением их деятельности специалистами центрального банка;

3)     наконец, при частом обращении к дисконтному окну за получением кредита рискуют тем, что в будущем и в весьма неподходящий момент им могут отказать в такой услуге.

Следует признать, что центральный банк страны не может повлиять на весь объем рефинансирования. Поэтому есть смысл денежную базу разделить на две части: первая полностью контролируется центральным банком (МВк), вторая менее всего подвержена такому контролю (DL). В итоге:

 

МВ = МВк + DL,

(1.1)

Где МВ – денежная база.

 

Первая часть (незаимствованная денежная база) преимущественно зависит от осуществления операций на открытом рынке ценных бумаг. Вторая часть порождается выдачей центральным банком расчетных кредитов коммерческим банкам.

 

М (предложение денег) = m x МВ,

(1.2)

Где m – денежный мультипликатор.

 

Денежный мультипликатор показывает, как изменится предложение денег при заданном изменении денежной базы. Денежный мультипликатор всегда больше 1, поэтому денежную базу и называют деньгами повышенной мощности. Денежный мультипликатор отражает влияние на предложение денег и других факторов, помимо денежной базы.

Финансовая паника. Кроме влияния на денежную базу и денежное предложение политика рефинансирования, проводимая центральным банком, важна для предотвращения финансовой паники в разных ее проявлениях: от «набега вкладчиков» на отдельный банк до массового изъятия депозитов населением из национальной банковской системы, продажи ценных бумаг правительства и т. п.

Политика рефинансирования непосредственно влияет на состояние текущей платежеспособности банковской системы. Сбои в национальной платежной системе способны породить и обострить проблему неплатежей. 

Поэтому, выполняя чисто экономические расчеты, не следует забывать, что центральный банк отвечает за состояние национальной платежной системы, следовательно, просто обязан выступать «кредитором в последней инстанции». Проводя политику рефинансирования, центральный банк страны снабжает банковскую систему платежными средствами (избыточными резервами), следит за тем, чтобы предотвратить банковскую панику, не допустить банковского кризиса. Исключение финансовой паники и банковского кризиса — элементарное требование, предъявляемое к проводимой денежно-кредитной политике.

Вывод: выполнение центральным банком функции «кредитора в последней инстанции» очень похоже на страхование банковского бизнеса от наступления неблагоприятных обстоятельств.

Поэтому появляется опасность недобросовестного поведения со стороны коммерческих банков. Опираясь на гарантированную поддержку со стороны центрального банка, коммерческие банки при проведении активных операций склонны принимать на себя больший финансовый риск. Такая позиция особенно характерна для крупных коммерческих банков, которые умеют собственные проблемы превратить в общенациональные. Их несвоевременное разрешение может привести к серьезному банковскому кризису и финансовой панике.

Не случайно современная денежно-кредитная политика обязательно включает достаточно сложную подсистему банковского регулирования и пруденциального надзора за деятельностью всех коммерческих банков.

Отчисления в фонд обязательных резервов. Такой инструмент регулирования денежно-кредитной сферы оказывает воздействие не на отдельные банки, а на всю национальную банковскую систему, определяет объем предложения денег и во многом носит административный характер.

В данном случае речь идет не о каком-то страховом или в буквальном смысле слова резервном фонде банковского дела. Фонд обязательных резервов (ФОР) создается в центральном банке страны за счет денежных средств, мобилизованных коммерческими банками в виде депозитов. Отчисления в данный фонд имеют обязательный характер, осуществляются в процентах от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц (в соответствии с рисунком 1.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 - Формирование обязательных и избыточных резервов коммерческого банка

 

Обязательные резервы — установленная денежными властями часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в центральный банк на беспроцентный резервный счет.

Впервые такой метод регулирования денежно-кредитной сферы с использованием обязательных резервов был введен в США в 1933 году. В настоящее время в подавляющем большинстве стран мира применяется как важнейший инструмент денежно-кредитной политики.

С чем связано создание обязательных резервов? Ответ — приходится учитывать действие денежного мультипликатора. За счет таких административных мер центральный банк страны ограничивает процесс создания в банковской системе кредитных денег («денег жирооборота»), контролирует уровень денежного (кредитно-депозитного) мультипликатора (в соответствии с рисунком 1.6).

Ранее при расчете денежного мультипликатора мы исходили из того, что на практике центральный банк страны обязывает коммерческие банки часть мобилизованных денежных средств (депозитов) размещать у себя на специальных беспроцентных счетах. Наличие такого ограничения приводит к тому, что денежная мультипликация в рамках национальной банковской системы постепенно угасает. Например, элементарные математические преобразования показывают, что при норме отчислений в ФОР в 20% кредитно-депозитный мультипликатор не может быть больше 5.

Каких последствий можно ожидать, если центральный банк, например, увеличит норму отчислений в ФОР?

При увеличении нормы обязательных отчислений в национальной банковской системе уменьшаются избыточные резервы и, как следствие, сокращается кредитный потенциал коммерческих банков. В дальнейшем сокращение кредитного портфеля вызывает уменьшение процентных доходов коммерческих банков. Но самое главное — ослабевает денежная мультипликация или способность коммерческих банков создавать «деньги жирооборота».

К примеру, предположим, что на определенную дату коммерческий банк сумел мобилизовать денежные вклады населения в объеме 1000 талеров.

Центральный банк довел норматив обязательных отчислений 20%. Тогда обязательные резервы составят 200 талеров, которые будут изъяты из каналов денежного обращения и депонированы в центральный банк на специальном беспроцентном счете. Таким простым способом определенная часть денежного капитала (привлеченные средства) будет выведена из коммерческого оборота [3, с.330]. Избыточные резервы, которые определяют возможности кредитования, составят 800 талеров. Денежный мультипликатор (с учетом нормы отчислений в ФОР) будет равен 5. Следовательно, общее увеличение депозитов в банковской системе составит 5 000 талеров.

Наоборот, при снижении центральным банком норматива отчислений в ФОР с 20% до 10% наращивается кредитный потенциал данного коммерческого банка (900 талеров). Можно ожидать, что возрастут его доходы и прибыль. Кредитные ресурсы становятся менее дорогими, увеличивается платежеспособность национальной банковской системы и ее ликвидность. Денежный мультипликатор будет равен 10. Общее увеличение банковских депозитов составит 10 000 талеров (т. е. 1000 х 10 = 10 000).

Следует отметить, что в современной банковской практике нормы отчислений в ФОР пересматриваются довольно редко. Это связано с тем, что данный инструмент оказывает сильное воздействие на объем предложения денег. За счет использования данного инструмента невозможно обеспечить небольших изменений объема денежного предложения, т. е. точную настройку денежного предложения.

Обратим внимание на то, что норматив отчислений в обязательные резервы во многом имеет административный характер, выступает как своеобразная «продразверстка» на банковский капитал. Из-за резервирования денежных средств, мобилизованных банком на платной основе, банки теряют часть дохода. Это снижает их конкурентную способность по сравнению с теми кредитными организациями, которые освобождены от отчислений подобного рода. Чтобы компенсировать потери, есть соблазн повысить процентную ставку по кредитам клиентам банка, что ведет к увеличению издержек производства в реальном секторе экономики.

Поэтому на практике по мере развития национальных финансовых рынков масштаб использования данного инструмента регулирования уменьшается. Максимальный размер отчислений в обязательные резервы часто закрепляется законодательно.

В ряде стран резервные требования отменены как малоэффективные (Великобритания) или их нормативы существенно снижены (Германия, Франция и т. д.). В странах переходного периода (Россия, Беларусь и т. д.) такой прием денежно-кредитного регулирования используется в качестве обязательного инструмента.

 

1.3 Основные типы денежно-кредитной политики

 

В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

1)     политика дешевых денег («кредитная экспансия»);

2)     политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

Таким образом, в ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. В результате проведения политики «дорогих денег» банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации