Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

 

2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год

 

Главной задачей денежно-кредитной политики в 2009 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.

Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.

Однако, в январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.

В  январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых  актов  Республики  Беларусь, 2008  г., № 211, 1/9980),  с  учетом складывающейся экономической ситуации.

Цель денежно-кредитной политики в 2009 году – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.

Курсовая  политика  была  направлена  на  сохранение  финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.

Для определения устойчивости курса белорусского рубля проанализируем динамику изменения официального курса белорусского рубля к иностранным валютам за 2009 год. Для этих целей по данным приложения 1 сформируем таблицу 2.1, в которой будет отображена информация о среднем официальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам.

Для наглядности отображения данных динамики изменения среднего официального курса белорусского рубля к иностранной валюте по данным таблицы 2.1 построим диаграммы.

Таблица 2.1 – Средний официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте за 2009 год

 

Рисунок 2.1 – Официальный курс белорусского рубля к российскому рублю

 

Из диаграммы представленной на рисунке 2.1 видим, что не смотря на уменьшение курса белорусского рубля в феврале 2009 года на 7,4% и его увеличение начиная с мая месяца 2009 года на 12,5% средний официальный курс за период с января по декабрь 2009 года нельзя назвать стабильным, т.к. наблюдается увеличение курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю на 4,1%.

Рассмотрим изменение курса белорусского рубля к СКВ. Для этого воспользуемся диаграммой представленной на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Официальный курс белорусского рубля к СКВ

 

Из диаграммы видно, что средний официальный курс белорусского рубля к доллару США как по месяцам, так и за период с начала по конец 2009 года оставался стабильным, в то время, как по отношению к евро наблюдается увеличение курса на 9,6%.

Анализирую данные диаграммы можно сделать вывод, что средний курс белорусского рубля по отношению к доллару США искусственно удерживался на одном уровне, что в итоге может привести к значительному скачку курса доллара США по аналогии со скачком произошедшим в конце 2008 года – начале 2009 года.

Согласно документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год» утверждённого указом президента Республики Беларусь №591 от 07.12.2009 из главы «Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году» следует, что с 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в  предусмотренных  значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей  за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).

Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний  стоимости  корзины  иностранных  валют  были  расширены  с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов. 

Индекс  реального  эффективного  курса  белорусского  рубля  за январь – октябрь 2009 г. к  соответствующему периоду 2008  года укрепился на 2,3  процента,  что  обусловлено  резким  снижением  в  январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального  эффективного  курса  белорусского  рубля  в  октябре 2009  г.  по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента.

На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют  не превысила 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).

Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2009 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке.

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономи­ки направ­лена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кре­дитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработи­цы центральные банки пытаются оживить конъ­юнктуру путем расшире­ния кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономи­ческий подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в эко­номике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономиче­ский бум. [4, с.29]

Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем повышению доступности кредитов субъектам экономики и привлечению в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Таким образом, в целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых). 

При прогнозируемом  годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых (в соответствии с приложением 2).

Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 года процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22  процентов  годовых,  по  депозитам –  до 10  процентов  годовых).  В апреле 2009 г. в  связи  со  снижением  темпов инфляции указанные  ставки понижены на 2 процентных пункта [13]. 

В  мае – июне 2009  года  увеличился  спрос  населения  на  иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц, как показано на рисунке 2.3 (в соответствии с приложением 3).

 

Рисунок 2.3 – Информация о покупке продаже физическими лицами иностранной валюты

В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.

Аукционными  операциями  на  открытом  рынке Национальный  банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке  на  уровне,  близком  к  верхней  границе,  задаваемой  постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная  ставка  по  однодневному межбанковскому  кредиту  составила 21,2 процента годовых, как показано на рисунке 2.4 (в соответствии с приложением 3).

Рисунок 2.4 – Динамика однодневных ставок межбанковского рынка

 

Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей [13].

Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной  валюте. В  октябре 2009 г.  средняя  процентная  ставка  по новым  срочным  рублевым  депозитам  юридических  и  физических  лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых как показано на рисунке 2.5 (в соответствии с приложение 3).

Одним из основных денежно-кредитных показателей является рублевая денежная масса. Динамика показателей денежной массы представлена на рисунке 2.6.

В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная  масса  сократилась  на 7,8% (на 1,59 трлн.  рублей) и на 1 ноября 2009 года  составила 18,95 трлн.  рублей,  широкая  денежная  масса возросла на 14,7% (на 4,55  трлн.  рублей) и  составила 35,51 трлн. рублей (в соответствии с приложением 4).

Депозиты физических лиц возросли на 37% (на 4,89 трлн. рублей), депозиты юридических лиц уменьшились на 12% (на 452 млрд. рублей). В то время, как задолженность по кредитам физических лиц возросла на 27% (на 3,37 трлн. рублей), задолженность по кредитам юридических лиц возросла на 53% (5,55 трлн. рублей).

 

Рисунок 2.5 – Средняя процентная ставка по рублевым депозитам и кредитам для физических и юридических лиц

 

Рисунок 2.6 – Динамика показателей денежной массы

В  январе – октябре 2009  г.  рублевая  денежная  база  сократилась  на 4,8 процента и на 1 ноября 2009 г. составила 18,9л млрд. рублей.

Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлял­ся за счет лими­тирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает влия­ние на структуру бан­ковских ссуд и депозитов, величину денежной мас­сы, уровень рыночной нормы про­цента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между част­ным и государственным секторами, уровень процентных ставок и бан­ковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обяза­тельств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Рассмотрим показатели ликвидности Национального банка Республики Беларусь. Основным показателем являются международные резервные активы. На рисунке 2.7. представлены международные резервные активы Республики Беларусь (в соответствии с приложением 5).

 

Рисунок 2.7 – Международные резервные активы Республики Беларусь

 

На 1  ноября 2009  г. международные  резервные  активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.

На конец 2009 года – начало 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США. 

 

2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики

 

В кредитной системе любого государства банковская система является ключе­вым звеном, концентрирующим основную массу кре­дитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет особенно­сти в каждой стране.

Существует два основных типа построения банковской систе­мы государства: одноуровневая и двухуровневая.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения вы­полняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип по­строения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле меро­приятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платеж­ных средств в эко­номике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных де­нежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертика­ли и по горизонтали. При этом происходит разделение админи­стра­тивных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяй­ства. Цен­тральный банк страны остается банком в полном смысле это­го слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специа­лизированных банков и правительства. [5, с.5]

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации