Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь.
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год
Главной задачей денежно-кредитной политики в 2009 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.
Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.
Однако, в январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.
В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.
Цель денежно-кредитной политики в 2009 году – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике.
Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
Для определения устойчивости курса белорусского рубля проанализируем динамику изменения официального курса белорусского рубля к иностранным валютам за 2009 год. Для этих целей по данным приложения 1 сформируем таблицу 2.1, в которой будет отображена информация о среднем официальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам.
Для наглядности отображения данных динамики изменения среднего официального курса белорусского рубля к иностранной валюте по данным таблицы 2.1 построим диаграммы.
Таблица 2.1 – Средний официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте за 2009 год
Рисунок 2.1 – Официальный курс белорусского рубля к российскому рублю
Из диаграммы представленной на рисунке 2.1 видим, что не смотря на уменьшение курса белорусского рубля в феврале 2009 года на 7,4% и его увеличение начиная с мая месяца 2009 года на 12,5% средний официальный курс за период с января по декабрь 2009 года нельзя назвать стабильным, т.к. наблюдается увеличение курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю на 4,1%.
Рассмотрим изменение курса белорусского рубля к СКВ. Для этого воспользуемся диаграммой представленной на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Официальный курс белорусского рубля к СКВ
Из диаграммы видно, что средний официальный курс белорусского рубля к доллару США как по месяцам, так и за период с начала по конец 2009 года оставался стабильным, в то время, как по отношению к евро наблюдается увеличение курса на 9,6%.
Анализирую данные диаграммы можно сделать вывод, что средний курс белорусского рубля по отношению к доллару США искусственно удерживался на одном уровне, что в итоге может привести к значительному скачку курса доллара США по аналогии со скачком произошедшим в конце 2008 года – начале 2009 года.
Согласно документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год» утверждённого указом президента Республики Беларусь №591 от 07.12.2009 из главы «Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году» следует, что с 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).
Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов.
Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента.
На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысила 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2009 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке.
Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. [4, с.29]
Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем повышению доступности кредитов субъектам экономики и привлечению в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Таким образом, в целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых (в соответствии с приложением 2).
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 года процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта [13].
В мае – июне 2009 года увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц, как показано на рисунке 2.3 (в соответствии с приложением 3).
Рисунок 2.3 – Информация о покупке продаже физическими лицами иностранной валюты
В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых, как показано на рисунке 2.4 (в соответствии с приложением 3).
Рисунок 2.4 – Динамика однодневных ставок межбанковского рынка
Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей [13].
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых как показано на рисунке 2.5 (в соответствии с приложение 3).
Одним из основных денежно-кредитных показателей является рублевая денежная масса. Динамика показателей денежной массы представлена на рисунке 2.6.
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8% (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 года составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7% (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей (в соответствии с приложением 4).
Депозиты физических лиц возросли на 37% (на 4,89 трлн. рублей), депозиты юридических лиц уменьшились на 12% (на 452 млрд. рублей). В то время, как задолженность по кредитам физических лиц возросла на 27% (на 3,37 трлн. рублей), задолженность по кредитам юридических лиц возросла на 53% (5,55 трлн. рублей).
Рисунок 2.5 – Средняя процентная ставка по рублевым депозитам и кредитам для физических и юридических лиц
Рисунок 2.6 – Динамика показателей денежной массы
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента и на 1 ноября 2009 г. составила 18,9л млрд. рублей.
Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлялся за счет лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.
Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.
Рассмотрим показатели ликвидности Национального банка Республики Беларусь. Основным показателем являются международные резервные активы. На рисунке 2.7. представлены международные резервные активы Республики Беларусь (в соответствии с приложением 5).
Рисунок 2.7 – Международные резервные активы Республики Беларусь
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.
На конец 2009 года – начало 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики
В кредитной системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.
Структурное построение банковской системы имеет особенности в каждой стране.
Существует два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая и двухуровневая.
В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип построения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк страны остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специализированных банков и правительства. [5, с.5]
Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации