Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

-      недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;

-      неразвитость  рынка  корпоративных  ценных  бумаг  и  производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков.

Для развития инфраструктуры банковского сектора требуется разрешение ряда проблем, обусловленных:

        недостаточной  координацией  работ  по  развитию  информационных технологий  в  банковской  системе,  отсутствием  эффективной  системы разработки и предоставления банками типовых решений, включая поставку готовых программно-аппаратных  средств, центров  аутсорсинговых  услуг (привлечение организаций – поставщиков услуг для выполнения отдельных видов работ) для широкого спектра банковских информационных технологий;

        недостаточным  обеспечением  держателей  банковских  пластиковых карточек надлежащей инфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных  расчетов  в  организациях  торговли (сервиса)  вследствие низкой их заинтересованности в установке терминального оборудования и высокой его стоимости.

Для разрешения рассмотренных выше проблем выберем следующие пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

        Развитие финансового рынка.

        Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики.

        Развитие банковского сектора и повышение его надёжности.

Развитие финансового рынка. Для повышения эффективности  проводимой денежно-кредитной политики, активизации инвестиционных процессов в стране, в том числе путем  наращивания  объемов  инвестиционных  кредитов,  привлечения иностранных инвестиций, а также в целях создания условий для эффективного перераспределения  денежных  средств,  концентрации  их  на  ключевых направлениях  социально-экономического  развития  и  снижения  рисков  в банковском секторе должны получить дальнейшее развитие все сегменты финансового рынка. 

Параметры  развития  рынка  государственных  ценных  бумаг  будут определяться  потребностями  бюджета  в  заемных  средствах  для своевременного  и  полного  финансирования  его  расходов.  Государственные ценные  бумаги  сохранят  свою  роль  как  основной  и  наиболее  надежный инструмент финансового рынка.

Продолжится поэтапная трансформация кредитной задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги, что приведет к улучшению структуры  государственного  долга.

Это позволит Национальному банку для проведения операций по регулированию ликвидности  банковской  системы  использовать  имеющиеся  в  его  портфеле государственные  ценные  бумаги,  наряду  с  ценными  бумагами  собственной эмиссии.

Важной задачей является развитие рынка корпоративных ценных бумаг, и в частности облигаций банков, что позволит существенно увеличить  возможности банковской  системы для привлечения долгосрочных ресурсов на внутреннем и внешнем рынках.

Значимость  данного  направления  совершенствования  финансового рынка  особенно  возрастет  в  условиях  реализации масштабных программ инвестиционного  кредитования  и  кредитования  жилищного  строительства, для чего потребуется мобилизация больших объемов денежных средств на долгосрочной  основе  по  приемлемым  процентным  ставкам. Необходимо значительно  снизить  уровень  налогообложения  доходов  от  операций  с корпоративными ценными бумагами для создания условий, способствующих развитию их рынка. Требует изменений система отнесения затрат эмитентов по выпуску и обслуживанию облигаций. Для повышения емкости и ликвидности рынка  корпоративных  облигаций  целесообразно  разрешить  банкам, осуществляющим  обслуживание  эмитента,  в  том  числе  депозитарное, проведение операций  с облигациями этого эмитента.

Развитие  финансового  рынка  предполагает  также  интенсивное совершенствование  депозитарной  системы  за  счет  ее  модернизации  на базе современных информационных технологий, обеспечения унификации и интеграции систем учета и расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам.

Необходимо способствовать формированию различных финансовых институтов (страховых  компаний,  накопительных  пенсионных  фондов, инвестиционных компании, фондов и других), аккумулирующих долгосрочные денежные  ресурсы,  а  также  разработать  законодательную  базу  для совершенствования механизма страхования депозитов, функционирования ипотечного кредитования и системы строительных жилищных сбережений.

Немаловажным также является улучшение политики в области валютного регулирования и  валютного  контроля.  Основным направлением является  постепенная либерализация операций с капиталом, а также снятие ограничений на открытие счетов за границей. Важным направлением станет снижение доли расчетов на территории Республики  Беларусь  в  иностранной  валюте.  Одним  из  направлений либерализации  валютного  рынка  явится  снижение  нормы  обязательной продажи валютной выручки с возможной отменой ее проведения. 

Либерализацию валютного режима предполагается осуществлять поэтапно с учетом сформировавшихся экономических предпосылок,  особенностей развития экономики, а также внутренних и внешних факторов, определяющих устойчивость экономического роста и экономическую политику.

Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики. Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики должно быть подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики. 

На начальном этапе при сохранении преемственности режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как  промежуточных  целей  денежно-кредитной  политики,  предполагается использовать  процентную  ставку  краткосрочного  денежного  рынка в качестве основного операционного ориентира. Кроме того, Национальный банк будет уделять внимание показателю денежной базы и ее структуре.

Это обусловливается возможностью непосредственного влияния на динамику промежуточного ориентира по денежному предложению.

Вместе с тем переход к режиму инфляционного таргетирования потребует переориентации механизма осуществления денежно-кредитной  политики на использование одного операционного ориентира – процентной  ставки краткосрочного межбанковского денежного рынка. Проведение операций Национального банка на открытом рынке позволит формировать среднюю стоимость  ресурсов на  этом сегменте на уровне, близком к ставке рефинансирования. 

В результате изменение ставки рефинансирования будет непосредственно ужесточать либо смягчать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и формировать прозрачный сигнал о состоянии монетарной политики.

Исходя  из  стоимости  краткосрочных  денежных  ресурсов,  ожиданий относительно будущих  значений ставки рефинансирования, оценки всего спектра рисков и будет складываться стоимость ресурсов банков, заимствуемых и размещаемых в экономике. Тем самым ставка рефинансирования выполнит роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования.

Направление  и  величина  изменения  ставки  рефинансирования  в  будут подчинены повышению финансовой стабильности и достижению целевого  уровня  по  инфляции. 

Главную роль в системе инструментов Национального банка продолжат играть регулярно проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей.

Поддержка  ликвидности  банковской  системы  на  открытом  рынке будет осуществляться в основном посредством ломбардного кредита, операций прямого РЕПО, а связывание структурного избытка ликвидности – за счет эмиссии краткосрочных облигаций Национального банка, проведения операций обратного РЕПО с ценными бумагами, находящимися в портфеле Национального банка. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами. 

Основным каналом поступления денег в экономику станут операции Национального банка по рефинансированию банков. 

Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и  факторах  ликвидности  банковской  системы,  расширение  публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.

В целях достижения большей стабильности и предсказуемости денежного рынка намечается постепенно сузить пределы колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке, формируемые фиксированными ставками постоянно доступных инструментов. Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам станет изменяться с учетом изменения ставки рефинансирования в сторону большей симметричности относительно ее уровня. Это  усилит  влияние  сигнала  процентных  ставок  на  банковскую систему и далее на экономику. 

В  ходе  совершенствования  постоянно  доступных  инструментов регулирования  ликвидности  и  по  мере  создания  необходимых  условий (отсутствие  структурных  дисбалансов  ликвидности  банковской  системы, устойчивость валютного и депозитного рынков) планируется:

        постепенно  увеличивать  лимит  кредита  овернайт  вплоть  до  полной его  отмены,  что  позволит  банкам  более  эффективно  решать  проблемы  в ситуациях  краткосрочного  непрогнозируемого  дефицита  ликвидности  и  исключить  риск  выхода  процентных  ставок  межбанковского  рынка  за верхнюю границу коридора;

        снизить и унифицировать нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования,  а  также  уменьшить (вплоть  до  отмены)  ограничение  на заимствование средств из фонда обязательных резервов.

При  необходимости  может  быть  сокращено  количество  различных по срокам постоянно доступных инструментов, а также рассмотрен вопрос о введении в действие  однодневного депозита (депозита овернайт).

Развитие банковского сектора  и повышения его надежности. Основными  направлениями развития  банковского  сектора являются:

        совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности,  усиление  роли  государства  в  повышении  эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества; 

        увеличение  ресурсной  базы  банков  посредством  повышения эффективности  их  деятельности,  привлечения  средств  национальных  и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

        обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества;

        совершенствование  внутрибанковских  систем  управления  рисками,  а также регулирующего воздействия банковского надзора;

        рост  объемов,  расширение  состава  и  повышение  качества  услуг, предоставляемых  банками  клиентам  из  нефинансового  сектора,  а  также населению;

        повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных  технологий,  совершенствования  платежной  системы  и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров.

Комплекс  мер,  реализуемых  на  макро-  и  микроуровне,  обеспечит дальнейшее расширение доступности кредитов банков экономике. 

На макроуровне для повышения доступности кредитов необходимо применять меры денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики, а также  меры  в области структурных преобразований экономики.

Важнейшими  факторами  развития  деятельности  банков  являются увеличение их ресурсного потенциала и обеспечение стабильности функционирования. 

Банкам необходимо увеличить объем и расширить спектр предлагаемых услуг кредитного характера, что может быть обеспечено путем  развития  банковской  инфраструктуры,  внедрения  банками  новых технологий и продуктов, привлечения инвестиций.

Одним  из  приоритетов  деятельности банков будет развитие потребительского кредитования. В этом направлении нужно выполнить работу по обеспечению гарантий прав граждан при потребительском кредитовании и формированию механизмов их защиты. Также необходимо проводить линию защиты  права  кредитополучателей  на  получение  достоверной  и  полной информации  об  условиях  предоставления,  использования  и  возврата потребительского кредита.

Развитие  кредитных  операций  банков  с  нефинансовым  сектором экономики  во  многом  определяется  темпами  и  характером  структурных преобразований в отраслях экономики, уровнем защиты прав кредиторов, а  также  степенью  открытости  информации  о  финансовом  состоянии потенциальных кредитополучателей. В первую очередь предстоит сформировать эффективно функционирующий финансовый рынок, который создаст условия для рефинансирования банков и управления их финансовыми рисками.

Одним из направлений повышения уровня оказания услуг по кредитованию является содействие банков коммерческим организациям в разработке их бизнес-планов развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых с кредитной поддержкой банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации