Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
- недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;
- неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков.
Для развития инфраструктуры банковского сектора требуется разрешение ряда проблем, обусловленных:
недостаточной координацией работ по развитию информационных технологий в банковской системе, отсутствием эффективной системы разработки и предоставления банками типовых решений, включая поставку готовых программно-аппаратных средств, центров аутсорсинговых услуг (привлечение организаций – поставщиков услуг для выполнения отдельных видов работ) для широкого спектра банковских информационных технологий;
недостаточным обеспечением держателей банковских пластиковых карточек надлежащей инфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных расчетов в организациях торговли (сервиса) вследствие низкой их заинтересованности в установке терминального оборудования и высокой его стоимости.
Для разрешения рассмотренных выше проблем выберем следующие пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Развитие финансового рынка.
Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики.
Развитие банковского сектора и повышение его надёжности.
Развитие финансового рынка. Для повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики, активизации инвестиционных процессов в стране, в том числе путем наращивания объемов инвестиционных кредитов, привлечения иностранных инвестиций, а также в целях создания условий для эффективного перераспределения денежных средств, концентрации их на ключевых направлениях социально-экономического развития и снижения рисков в банковском секторе должны получить дальнейшее развитие все сегменты финансового рынка.
Параметры развития рынка государственных ценных бумаг будут определяться потребностями бюджета в заемных средствах для своевременного и полного финансирования его расходов. Государственные ценные бумаги сохранят свою роль как основной и наиболее надежный инструмент финансового рынка.
Продолжится поэтапная трансформация кредитной задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги, что приведет к улучшению структуры государственного долга.
Это позволит Национальному банку для проведения операций по регулированию ликвидности банковской системы использовать имеющиеся в его портфеле государственные ценные бумаги, наряду с ценными бумагами собственной эмиссии.
Важной задачей является развитие рынка корпоративных ценных бумаг, и в частности облигаций банков, что позволит существенно увеличить возможности банковской системы для привлечения долгосрочных ресурсов на внутреннем и внешнем рынках.
Значимость данного направления совершенствования финансового рынка особенно возрастет в условиях реализации масштабных программ инвестиционного кредитования и кредитования жилищного строительства, для чего потребуется мобилизация больших объемов денежных средств на долгосрочной основе по приемлемым процентным ставкам. Необходимо значительно снизить уровень налогообложения доходов от операций с корпоративными ценными бумагами для создания условий, способствующих развитию их рынка. Требует изменений система отнесения затрат эмитентов по выпуску и обслуживанию облигаций. Для повышения емкости и ликвидности рынка корпоративных облигаций целесообразно разрешить банкам, осуществляющим обслуживание эмитента, в том числе депозитарное, проведение операций с облигациями этого эмитента.
Развитие финансового рынка предполагает также интенсивное совершенствование депозитарной системы за счет ее модернизации на базе современных информационных технологий, обеспечения унификации и интеграции систем учета и расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам.
Необходимо способствовать формированию различных финансовых институтов (страховых компаний, накопительных пенсионных фондов, инвестиционных компании, фондов и других), аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, а также разработать законодательную базу для совершенствования механизма страхования депозитов, функционирования ипотечного кредитования и системы строительных жилищных сбережений.
Немаловажным также является улучшение политики в области валютного регулирования и валютного контроля. Основным направлением является постепенная либерализация операций с капиталом, а также снятие ограничений на открытие счетов за границей. Важным направлением станет снижение доли расчетов на территории Республики Беларусь в иностранной валюте. Одним из направлений либерализации валютного рынка явится снижение нормы обязательной продажи валютной выручки с возможной отменой ее проведения.
Либерализацию валютного режима предполагается осуществлять поэтапно с учетом сформировавшихся экономических предпосылок, особенностей развития экономики, а также внутренних и внешних факторов, определяющих устойчивость экономического роста и экономическую политику.
Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики. Совершенствование инструментов денежно-кредитной политики должно быть подчинено ее целям и обусловлено постепенным переходом к режиму инфляционного таргетирования, что потребует более четко определить операционный ориентир монетарной политики.
На начальном этапе при сохранении преемственности режима политики, предусматривающего использование обменного курса и денежного предложения как промежуточных целей денежно-кредитной политики, предполагается использовать процентную ставку краткосрочного денежного рынка в качестве основного операционного ориентира. Кроме того, Национальный банк будет уделять внимание показателю денежной базы и ее структуре.
Это обусловливается возможностью непосредственного влияния на динамику промежуточного ориентира по денежному предложению.
Вместе с тем переход к режиму инфляционного таргетирования потребует переориентации механизма осуществления денежно-кредитной политики на использование одного операционного ориентира – процентной ставки краткосрочного межбанковского денежного рынка. Проведение операций Национального банка на открытом рынке позволит формировать среднюю стоимость ресурсов на этом сегменте на уровне, близком к ставке рефинансирования.
В результате изменение ставки рефинансирования будет непосредственно ужесточать либо смягчать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и формировать прозрачный сигнал о состоянии монетарной политики.
Исходя из стоимости краткосрочных денежных ресурсов, ожиданий относительно будущих значений ставки рефинансирования, оценки всего спектра рисков и будет складываться стоимость ресурсов банков, заимствуемых и размещаемых в экономике. Тем самым ставка рефинансирования выполнит роль основного инструмента денежно-кредитной политики, что соответствует принципам реализации режима инфляционного таргетирования.
Направление и величина изменения ставки рефинансирования в будут подчинены повышению финансовой стабильности и достижению целевого уровня по инфляции.
Главную роль в системе инструментов Национального банка продолжат играть регулярно проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей.
Поддержка ликвидности банковской системы на открытом рынке будет осуществляться в основном посредством ломбардного кредита, операций прямого РЕПО, а связывание структурного избытка ликвидности – за счет эмиссии краткосрочных облигаций Национального банка, проведения операций обратного РЕПО с ценными бумагами, находящимися в портфеле Национального банка. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.
Основным каналом поступления денег в экономику станут операции Национального банка по рефинансированию банков.
Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.
В целях достижения большей стабильности и предсказуемости денежного рынка намечается постепенно сузить пределы колебаний стоимости ресурсов на межбанковском рынке, формируемые фиксированными ставками постоянно доступных инструментов. Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам станет изменяться с учетом изменения ставки рефинансирования в сторону большей симметричности относительно ее уровня. Это усилит влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и далее на экономику.
В ходе совершенствования постоянно доступных инструментов регулирования ликвидности и по мере создания необходимых условий (отсутствие структурных дисбалансов ликвидности банковской системы, устойчивость валютного и депозитного рынков) планируется:
постепенно увеличивать лимит кредита овернайт вплоть до полной его отмены, что позволит банкам более эффективно решать проблемы в ситуациях краткосрочного непрогнозируемого дефицита ликвидности и исключить риск выхода процентных ставок межбанковского рынка за верхнюю границу коридора;
снизить и унифицировать нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования, а также уменьшить (вплоть до отмены) ограничение на заимствование средств из фонда обязательных резервов.
При необходимости может быть сокращено количество различных по срокам постоянно доступных инструментов, а также рассмотрен вопрос о введении в действие однодневного депозита (депозита овернайт).
Развитие банковского сектора и повышения его надежности. Основными направлениями развития банковского сектора являются:
совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности, усиление роли государства в повышении эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества;
увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества;
совершенствование внутрибанковских систем управления рисками, а также регулирующего воздействия банковского надзора;
рост объемов, расширение состава и повышение качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора, а также населению;
повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных технологий, совершенствования платежной системы и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров.
Комплекс мер, реализуемых на макро- и микроуровне, обеспечит дальнейшее расширение доступности кредитов банков экономике.
На макроуровне для повышения доступности кредитов необходимо применять меры денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики, а также меры в области структурных преобразований экономики.
Важнейшими факторами развития деятельности банков являются увеличение их ресурсного потенциала и обеспечение стабильности функционирования.
Банкам необходимо увеличить объем и расширить спектр предлагаемых услуг кредитного характера, что может быть обеспечено путем развития банковской инфраструктуры, внедрения банками новых технологий и продуктов, привлечения инвестиций.
Одним из приоритетов деятельности банков будет развитие потребительского кредитования. В этом направлении нужно выполнить работу по обеспечению гарантий прав граждан при потребительском кредитовании и формированию механизмов их защиты. Также необходимо проводить линию защиты права кредитополучателей на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита.
Развитие кредитных операций банков с нефинансовым сектором экономики во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в отраслях экономики, уровнем защиты прав кредиторов, а также степенью открытости информации о финансовом состоянии потенциальных кредитополучателей. В первую очередь предстоит сформировать эффективно функционирующий финансовый рынок, который создаст условия для рефинансирования банков и управления их финансовыми рисками.
Одним из направлений повышения уровня оказания услуг по кредитованию является содействие банков коммерческим организациям в разработке их бизнес-планов развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых с кредитной поддержкой банков.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации