Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Переход на экономические методы управления и хозяйствова­ния в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формиро­вание рыночных структур вы­явили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых ус­ловиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной политики может осуществ­ляться достаточно успешно лишь в том случае, если государ­ство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институ­тов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимо­связанных направлениях:

1.   Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепле­ние ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их спо­собности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это произво­дится, прежде всего, за счет учетной или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских ре­зервов.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвиднос­ти, а с другой — является прямым ограничителем инвестиций. Измене­ния норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на кре­дитоспособность банков, однако многие экономисты счи­тают его слиш­ком сильным, и он редко используется. [4, с.30]

Таким образом, с марта 2009 года Национальным банком установлена 6% норма отчислений банков в обязательные резервы, как в национальной, так и в иностранной валюте, что на 2% ниже нормы установленной на конец 2008 года (в соответствии с приложением 2).

2.   Управление государственным долгом путем государственного ре­гулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной за­долженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный банк использует различные методы управ­ления государствен­ным долгом:

   покупает или продает государственные обязательства;

   изменяет цену облигаций;

   варьирует условия их продажи;

   различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

3.   Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмис­сии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на террито­рии Беларуси национальной денежной единицы [6, с.263].

В 1987 г. было  принято решение о проведении первого этапа банковской ре­формы по реорганизации одноуровневой системы. Была создана новая структура госу­дарственных банков, определены их функции.

Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской системы, соответствующей мировым требованиям.

С 1991 года осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая банковская система.

В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банков­ской деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсаль­ными. Национальный банк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разра­ботка и про­ведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное ре­гулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др.   [7, с.4]

Коммерческие банки выполняют такие классические функции, как кредитова­ние, расчеты, аккумуляция денежных средств.

Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с цен­ными бумагами и др.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемле­мую часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько конкретных доводов.

        Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная поли­тика может быстро меняться.

        По своей природе кредитно-денежная полити­ка мягче и консервативнее в по­литическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов непо­средственно влияет на пере­распределение ресурсов. В то же время кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

        Монетаризм, представители которого, аргументировано доказы­вают, что из­менение денежного предложения и количества денег в обра­щении - ключевой фактор определения уровня экономической активнос­ти и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определен­ные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, ко­торые не могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предна­значения как финансовых посред­ников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние про­из­водства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жиз­ни являются одним из факторов, определяющих состояние банков­ской системы Республики Беларусь.

Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ог­раничения, нормативы, как обя­зательные для исполнения, так и ре­комендательные, которые регулируют деятель­ность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.

Национальный банк Республики Беларусь «Правилами регули­рования деятель­ности банков в области платежеспособности, лик­видности и крупных рисков» опреде­ляет ликвидность как способ­ность банка своевременно осуществлять платежи по своим обяза­тельствам,

Управление риском ликвидности - ежедневная задача руково­дящих работников банка, однако до сих пор нет доступной и повсе­местно приемлемой формулы для оп­ределения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой страны по­стоянно проис­ходят различные изменения: случайные, сезонные, циклические и дол­говременные. Такие события, как стихийные бедствия, забастов­ки, паника, неорди­нарные экономические или политические дей­ствия могут серьезно повлиять на уро­вень вкладов и потребность в кредитах. [8, с.89]

Сезонные изменения повторяются ежегодно и обычно имеют от­ношение к про­изводству и переработке сельскохозяйственной про­дукции. Циклические изменения предвидеть сложнее, чем сезон­ные. В период спада деловой активности спрос на кре­диты и вклады сокращается. Долговременные колебания являются результатом та­ких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях, инвестици­онных процессах, чис­ленности занятого населения, техническом уровне производства.

Очевидно, что на уровень вкладов влияют многие экономичес­кие факторы, ко­торые делают планирование ликвидности крайне необходимым.

Рассмотрим параметры  развития  банковского  сектора.  В  январе – ноябре 2009 г.  активы  банков  возросли  на 23,1  процента (на 14,63 трлн.  рублей), требования банков к экономике – на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей), как показано на рисунке 2.8 (в соответствии с приложением 6).

 

Рисунок 2.8 – Активы банков Республики Беларусь

 

По итогам работы за январь – октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала  банковского  сектора  составил 12,1 процента,  рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.

Проанализируем функционирование платежной системы. В январе – октябре 2009 г. в  автоматизированной  системе межбанковских расчетов проведено платежей на сумму 942,3 трлн. рублей, что выше на 70,8 процента, чем в аналогичном периоде 2008 года (в соответствии с приложением 7). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Несмотря на динамичное развитие денежно-кредитной сферы, в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

Основными из них являются:

1) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа  предприятий  реального  сектора  экономики,  обусловливающее  высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы. 

Это  негативно  влияет  на  структуру  активов  и  пассивов  банков,  на распределение  денежных  доходов  населения,  долю  неофициальных  доходов,  величину  и  направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. 

Денежные  средства  предприятий  в  ресурсной  базе банков снизились на начало 2010 года на 12 процентов и составили 3,47 трлн. рублей, при этом задолженность предприятий по кредитам на начало 2010 года возросла на 53% по сравнению с началом 2009 года и составила 16,11 трлн. рублей. В  сложившейся системе экономических отношений количество заимствованых предприятиями денежных ресурсов в банках в 4,6 раза превышает количество их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;

2) сохраняющаяся  в  стране  высокая  налоговая  нагрузка (при  ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства  субъектов хозяйствования, и  соответственно,  снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным  износом  активной  части  основных  фондов.  Это  является одним  из  основных  факторов,  ограничивающих  конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его  от  конъюнктуры  цен  на  импортируемые  топливно-энергетические  и сырьевые  ресурсы,  что  негативно  отражается  на  состоянии  платежного баланса страны;

5) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;

6) недостаточная  инновационная  активность,  отсутствие  механизма трансферта новых  знаний и  технологий из-за  рубежа,  в  том  числе путем привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков. 

К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можно отнести:

-      незначительную  долю  частного  сектора  в  уставных фондах  банков, что ограничивает их инвестиционную привлекательность, снижает уровень конкуренции  и  эффективность  использования  рыночных  механизмов  в организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

-      невысокую эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса,  связанную  с  реализацией  крупными  банками  государственных программ, а также бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

-      высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

-      наличие  у  банков  неоправданных  рисков  при  выполнении  ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних государственных  займов  и  принятии  в  полном  объеме  обязательств  по возврату этих займов иностранным кредиторам;

-      недостаточную развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, не учитывающую в полной мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков;

-      низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами, что  в  условиях  высокой инвестиционной  активности банков, и  в первую очередь при реализации важнейших государственных программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации