Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 8
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики 23
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 27
2.1 Сущность и функции Национального банка Республики Беларусь 27
2.2 Анализ денежно-кредитной политики за 2009 год 30
2.3 Роль коммерческих банков в реализации денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_ДКБ_Кредитная политика.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

«Кредитор в последней инстанции». Коммерческие банки всегда рассматривают центральный банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны центральный банк страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

На первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской системе (в соответствии с рисунком 1.2).

Таким образом, прирост объема кредитования со стороны центрального банка в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов денежной массы.

На практике такое кредитование может осуществляться через:

1)     учет коммерческих и банковских векселей;

2)     залог векселей;

3)     залог ценных бумаг правительства с правом последующего выкупа;

4)     краткосрочное кредитование с целью поддержания текущей ликвидности и платежеспособности конкретного коммерческого банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Выполнение центральным банком страны функции «кредитора в последней инстанции»

 

Учет векселей. Известно, что основным техническим средством коммерческого кредитования выступает вексель. Вексель (коммерческий, финансовый и т. п.) выступает в качестве кредитных денег.

Но всегда находятся причины, чтобы поставить под сомнение степень ликвидности и надежности векселя того или иного предприятия. К тому же вексель становится абсолютно ущербным, когда необходимо накопить денежные средства для выплаты зарплаты персоналу предприятия и уплаты налогов, при совершении валютной операции и т. д., т. е. когда нужны, как принято сейчас говорить, «живые деньги».

Желание векселедержателя досрочно получить деньги по векселю заставляет его обратиться в коммерческий банк с предложением обменять имеющийся вексель на деньги. При совершении такой операции банк будет вынужден взять на себя все риски по векселю как долговому обязательству (возврат суммы, соблюдение срока погашения, выплата причитающихся процентов и т. п.). Поэтому вексель уценивается банком. По сути дела, банк выдает векселедержателю свой кредит, поэтому имеет право удерживать причитающиеся ему проценты (дисконт).

Таким образом, дисконтирование или учет векселей выступает как особая форма кредитования при переуступке коммерческого векселя как ценной бумаги. Учет векселей означает, что неполноценные коммерческие деньги (ограниченные по степени ликвидности) заменяются на деньги центрального банка.

Таково основное содержание операции, которая называется «учет векселей». Теперь сделаем еще один шаг вперед, и все эти действия спроектируем на отношения между центральным и коммерческим банком.

Коммерческий банк, под давлением неожиданно сложившихся обстоятельств и испытывая потребность в денежных средствах, также может предложить центральному банку страны для учета векселей:

1)     собственный вексель;

2)     ранее приобретенный коммерческий вексель своего клиента.

Тогда уже центральный банк выполняет аналогичную операцию по учету векселей, используя учетную (дисконтную) ставку. Соответствующая денежная сумма зачисляется на корсчет коммерческого банка (в соответствии с рисунком 1.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 - Общая схема проведения операций по учету векселей

 

Вывод: учетная (дисконтная) ставка — это норма процента, под которую центральный банк предоставляет кредиты крупным хозяйствующим субъектам и коммерческим банкам, выступая в роли «кредитора в последней инстанции».

В современной экономической теории дисконтная (учетная) ставка признается в качестве первой базовой, ставки нормы ссудного процента. Ее повышение ведет к удорожанию денежного капитала со всеми вытекающими последствиями.

Залог векселей и ценных бумаг. Кроме продажи векселя (такие операции типичны для ФРГ, Швейцарии, Австрии, а с 1996 года и для России), коммерческий банк может предложить центральному банку страны принять вексель в залог. В таком случае имеет место ломбардная операция с использованием ломбардного процента.

В качестве объекта залога могут использоваться и государственные ценные бумаги. Центральный банк страны принимает их от коммерческого банка, после сделки имеет право получать по ним причитающийся (уступаемый) процентный доход. По договоренности центральный банк может дать коммерческому банку обязательство об обратной продаже заложенных ценных бумаг.

Банковская операция по кредитованию коммерческого банка под залог ценных бумаг правительства получила название РЕПО.

При этом коммерческий банк получает у центрального банка, по сути дела, краткосрочный кредит. Процентная ставка, которая в таких случаях используется, называется ставкой рефинансирования. Это минимальная процентная ставка, по которой центральный банк проводит свои активные (доходные) операции. Как правило, ставка рефинансирования привязывается к уровню доходности по ценным бумагам правительства и всегда несколько ниже учетной ставки.

Ставка рефинансирования выступает как административная цена «коротких денег».

Воздействие процентной ставки на денежный рынок. Во всех подобных операциях по кредитованию коммерческих банков главным инструментом регулирования выступает процентная ставка (учетная, ломбардная, рефинансирования). Поэтому есть смысл уточнить то воздействие, которое своей процентной политикой центральный банк страны оказывает на состояние денежного рынка (в соответствии с рисунком 1.4).

 

Z                                         Sm

 

 

 

                        N

      Zn

 

 

      Ze                                             E                    Dm

 

 

 

                                                                                                   M

 

Рисунок 1.4 - Процесс манипулирования центрального банка страны процентной ставкой

 

Как обычно, точка Е обозначает исходное равновесие, сложившееся на рынке денежных средств. Данной точке соответствует норма ссудного процента Ze и объем денежного предложения Ме.

К примеру, предположим, центральный банк принял решение повысить учетную ставку (или ставку рефинансирования) коммерческих банков до уровня Zn. Кредиты центрального банка становятся более дорогими, и можно ожидать адекватное снижение спроса на денежные остатки.  Будет иметь место перемещение по кривой денежного спроса Dm из точки Е в точку N. 

В таком случае более дорогим становится и кредит для клиентов коммерческих банков. Это будет сдерживать их активность по кредитованию национальной экономики. Ранее открытые кредитные линии будут постепенно сворачиваться. Действие денежного мультипликатора будет сдерживаться. Вслед за ростом процентной ставки можно ожидать снижение рыночного курса ценных бумаг.

Таким образом, процентные ставки центрального банка страны выступают важнейшим ориентиром для денежного рынка. Коммерческие банки вынуждены учитывать их и при проведении пассивных операций, мобилизуя денежные средства населения и предприятий. Удорожание привлеченных ресурсов автоматически приводит к удорожанию банковских кредитов. Так что изменение процентных ставок центрального банка достаточно оперативно отражается на затратах предприятий реального сектора экономики.

Повышение процентных ставок делает более дорогими заимствования в главном банке страны и кредиты в национальной экономике. В ходе таких изменений население станет получать в виде процентов дополнительные денежные доходы, а прибыль предприятий и банков уменьшится. Наоборот, удешевление центральных кредитов оживляет кредитные операции, делает банковские ссуды более дешевыми.

Эффект сигнала. Учетная политика центрального банка страны является старейшим и весьма эффективным методом регулирования денежно-кредитной сферы. И дело не только в сокращении или возрастании цены денежного капитала.

Изменение процентной ставки выступает своеобразным индикатором намерении денежных властей относительно денежно-кредитной политики в ближайшем будущем.

Так, понижение процентной ставки свидетельствует о том, что денежные власти намерены сделать кредиты более доступными и с их стороны предпринимаются соответствующие меры, чтобы ускорить рост экономической активности.

Наоборот, повышение учетной ставки свидетельствует о том, что у денежных властей есть желание тормозить экономическую активность, так как национальная экономика чрезмерно «разогрета».

Вместе с тем здесь возникает проблема с содержанием такого экономического сигнала. Суть проблемы «эффективности сигнала» связана с тем, что сам сигнал такого рода может быть неверно воспринят и хозяйствующими субъектами, и населением страны. Например, если на межбанковском рынке денежного капитала уровень процентной ставки непрерывно повышается, ее уровень заметно превышает официальную учетную ставку, то центральный банк страны, восстанавливая свои утраченные позиции на денежном рынке, может повысить собственную (учетную) ставку.

Формально такие действия могут быть восприняты как мероприятия денежных властей, направленные на ограничение экономического роста. На самом же деле центральный банк лишь стремится ограничить объем сделок на слабо контролируемом межбанковском рынке денежных средств.

Надо признать, что эффективность мероприятий, связанных с манипулированием учетной ставкой, может быть снижена:

      из-за внутренней противоречивости денежных мероприятий. Например, стимулирование инвестиций в период экономического кризиса требует понижения процентной ставки, в рост темпов инфляции и ухудшение состояния платежного баланса страны — ее повышения;

      из-за того, что в роли своеобразного волнореза для учетной политики центрального банка страны в состоянии выступить крупные коммерческие банки, диктующие свои условия кредитной политики;

      из-за того, что в современных условиях функционирует рынок межбанковских кредитов, где складывается своя норма ссудного процента.

Так, важным ориентиром сегодня выступает процентная ставка по среднесрочным кредитам ЛИБОР (англ. London Interbank Offered Rate), которые первоклассный банк может получить на межбанковском рынке денежных средств.

Данная коммерческая «цена денег» служит не только чутким барометром на межбанковском рынке денежных средств, но одновременно выступает и как самостоятельный индикатор для денежно-кредитной политики. Если такая ставка высока, значит, многие коммерческие банки испытывают проблему с ликвидностью, стеснены в платежных средствах. Низкая ставка по межбанковским кредитам указывает на то, что банки не испытывают особой нужды в дополнительных денежных средствах.

Система рефинансирования. Устанавливая учетную ставку, ломбардную ставку или ставку рефинансирования, центральный банк страны определяет коммерческим банкам лишь общие экономические условия доступа к централизованным кредитам, стремится повлиять на степень доходности и прибыльности банковских операций.

На практике, чтобы повысить эффективность воздействия центрального банка страны на денежно-кредитную сферу, процентная политика дополняется специальными условиями и административными мерами воздействия. В итоге формируется «порядок рефинансирования» национальной банковской системы (в соответствии с рисунком 1.5).

На рисунке 1.5 в обобщенной форме представлены основные итоги предыдущего анализа выполнения центральным банком страны функции «кредитора последней инстанции». Видно, что сочетание конкретной процентной политики и условий проведения соответствующей операции формирует разновидность политики центрального банка страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 - Основные элементы современной системы рефинансирования коммерческих банков

 

Политика предоставления центральным банком коммерческих кредитов по учетной ставке называется политикой дисконтного окна (дисконтная политика).

Действительно, коммерческий банк имеет возможность переучесть в центральный банк имеющиеся у него векселя хозяйствующих субъектов, не дожидаясь срока их погашения. Но со своей стороны главный банк может ограничить свое участие в проведении подобных операций учетом векселей только надежных (в его понимании) векселедателей, кроме того — ввести соответствующий лимит на проведение таких операций коммерческими банками.

Подобные ограничения могут быть введены и для ломбардных кредитов под залог ценных бумаг правительства.

Для стабилизации национальной системы платежей и поддержания ликвидности банковской системы центральный банк может выдавать коммерческим банкам внутридневные, однодневные и другие расчетные кредиты, не обставляя их получение особыми условиями.

Осуществляя мероприятия по поддержке проблемных коммерческих банков, центральный банк может принять решение о предоставлении особых стабилизационных кредитов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и роль банков в её реализации