Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация

Краткое описание

Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
 Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
 Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_dissertatsia.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления

 

 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • ЖАМАНБАЕВА АЙГЕРИМ АЙДАРБЕКОВНА

  •  

  • Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г.Костанай

     

    6М050600 – Экономика

     

     

     

    Диссертация

    на соискание академической степени магистра

     

     

     

     

     

     

     

     

    Научный руководитель: Юльчиева Г.Н., д.э.н., профессор

     

     

     

     

     

     

     

    Костанай, 2011

     

    Содержание

     

    Введение

    6

    1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса

    11

    1.1 Роль малого и среднего  бизнеса в экономике государства

    11

    1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

    20

    1.3 Малое предпринимательство как  формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка

    28

    2. Оценка современного состояния  кредитования малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

    32

    2.1 Анализ современного состояния  и кредитования малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

    32

    2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области

    48

    2.3 Характеристика возможностей кредитования  коммерческими банками Республики  Казахстан на примере организационно-экономической  деятельности МП «Плюсинвест»

    58

    2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий

    87

    3. Совершенствование системы кредитования  субъектов малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

    97

    3.1 Формирование государственной  политики в области поддержки  малого и среднего предпринимательства

    97

    3.2 Развитие финансово-кредитной  инфраструктуры государства для  поддержки малого и среднего  предпринимательства

    108

    3.3 Пути решения основных проблем  при кредитовании субъектов малого  и среднего бизнеса в Республике  Казахстан

    115

    Заключение

    137

    Список использованных источников

    140


     

     

    Нормативные ссылки

     

    В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты:

    1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

    2. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2010 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz

    3. Развитие предпринимательства и предприятий в Республике Казахстан. Политические принципы и рекомендации [Электронный ресурс] / Региональный бизнес-справочник «Товар 35». – 2000 г. – Режим доступа : http://www.tovar35.ru/library/32.php, свободный. – Загл. с экрана.

    4. Государственный закон от 12.05.1995 г. № 88-ГЗ (ред. от 21.03.2002 г., от 02.02.2009 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» [Электронный ресурс] : Общеказахстанская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – АО «Центр консультант». – Режим доступа: свободный.

    5. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в РК [Электронный ресурс]: Электронная библиотека предпринимательства (Ресурсный центр малого предпринимательства). – 2008. – Режим доступа: http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4659, свободный. – Загл. с экрана.

     

    Определения

     

    В настоящей диссертации применяются следующие термины с вытекающими определениями

    1. Субъекты малого предпринимательства - «…под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Государства, субъектов РК, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли»

    2. У А. Бусыгина предпринимательство – это особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [6, С. 15].

    3. Малый бизнес Ф. Хамидуллин [4 С. 13] определяет как «самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов».

    «..социальная сущность МП заключается в том, что оно представляет собой универсальный социальный механизм, с помощью которого:

    а) большинство людей способны достичь материального и морального благополучия, а также дать работу другим;

    б) обеспечивается социальный, технологический прогресс общества, сохраняется и наращивается его трудовой, интеллектуальный потенциал;

    в) «участие в МП способствует развитию предприимчивой, творческой личности» [7.с.22].

     

     

    Обозначения и сокращения

     

    АНО – автономное некоммерческое образование

    ВВП – валовой внутренний продукт

    ВНП – валовой национальный продукт

    ВНП – валовой национальный продукт

    ВРП – валовой региональный продукт

    ВУЗ – высшее учебное заведение

    ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

    ГНО – государственное некоммерческое образование

    ГУ – государственное учреждение

    ЕС – Европейский Союз

    АО – акционерное общество

    ИС – инновационная система

    ИТЦ – инженерно-технологический центр

    КБ – конструкторское бюро

    МИП – малое инновационное предприятие (малое инновационное предпринимательство)

    МП – малое предприятие (малое предпринимательство)

    МСП – малое и среднее предпринимательство

    НИИ – научно-исследовательский институт

    НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

    НИР – научно-исследовательские работы

    КО – Костанайская область

    ПТЦ – производственно-технологический центр

    РК – Республика Казахстан

    РИС – региональная инновационная система

    СЭЗ – специальная экономическая зона

    ГЗ – Государственный закон

    ФПГ – финансово-промышленная группа

    ЦБ РК – Центральный Банк Республики Казахстан

     

    Введение

     

    Стратегическим направлением развития экономики Казахстана выступает формирование инновационной экономики, что предполагает: увеличение объема производства товаров и услуг за счет обновления ресурсного потенциала отраслей и внедрения информационных технологий; формирование развитой инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство национальных информационных ресурсов; разработку и внедрение в практику инноваций различного функционального назначения; создание гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов. Успешное функционирование национальной инновационной системы, в свою очередь, предполагает приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, в создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста; интеграцию в глобальную инновационную сферу; наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора, представленного крупными корпорациями, которые сохраняют лидирующие позиции по объемам инвестиционных расходов в реальный сектор экономики, осуществляют модернизацию производства, а также многочисленными малыми и средними предприятиями, стимулирующими процессы внедрения, тиражирования и распространения инноваций.

    Малый бизнес имеет ярко выраженную региональную направленность, поскольку фокусируется на потребностях местного сообщества и структуре локального спроса. Малые предприятия обладают большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации, что связано с высокой степенью инициативности, с готовностью к риску, с отсутствием бюрократизма, заинтересованностью в ускоренной разработке и внедрении новшеств в силу ограниченности бюджета и др. В условиях повышения роли регионов в национальном и мировом хозяйстве именно малый бизнес может стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики и повышения экспорта областного потенциала субъектов Государства. Поддержка и направляющее воздействие государства на макро- и мезоуровнях способно реализовать интенсивные начала в характере малого предпринимательства, что, в свою очередь, обеспечит условия для создания новых рабочих мест, более эффективного использования местных ресурсов, проведения эффективной социальной политики и улучшения качества жизни казахстанских граждан.

    Одной из тенденций развития малого предпринимательства выступает увеличение его роли в реальном секторе региональной экономики как основы ее инновационного развития. Кроме того, малые предприятия, входящие в состав региональных кластеров, выполняют роль «точек роста», поскольку находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется возможностью постоянного сравнения собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных фирм.

    Согласно официальным данным, в Республики Казахстан в настоящее время действует более 1 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, доля которых в ВВП составляет лишь 10-12%, тогда как в США данный показатель равен 50-52%, в Японии – 52-55%, в Германии – 49-52%. Казахстанский малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами до 16% трудоспособного населения, тогда как в аналогичном секторе экономики США занято 54% трудоспособного населения, Японии – 78%, Германии – 70%. В целом, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) малые и средние предприятия (МСП) составляют более 95% предприятий обрабатывающей промышленности и большую часть в сфере услуг.

    Отсутствие комплексного подхода, учитывающего институциональные характеристики малого и среднего бизнеса, ограниченность возможностей применения теоретических и практических моделей, полученных на основании обобщения опыта малого предпринимательства развитых стран, не позволяют объективно оценить перспективы развития данного сектора казахстанской экономики и разработать модель социально-экономического развития, способную обеспечить устойчивый экономический рост.

    В Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны. [1]

    В своём Послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» от 28 февраля 2010 г. Президент выделил 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики, одним из которых являются последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса. [2]

    Устраняются законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, ведётся работа по их сокращению, а также исключению необоснованной отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством. Совершенствуется процесс создания новых предприятий и компаний. Например, в рамках системы «одного окна» создаются такие условия, чтобы предприниматель мог зарегистрировать фирму в течение двух-трех дней. Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени”.

    Необходима также реализация справедливой конкурентной среды и равных условий всем экономическим игрокам. Правительство должно провести комплексную ревизию антимонопольного законодательства и создать четкие механизмы выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка, предотвращения “скрытой” монополизации базовых отраслей нашей экономики, а также соответствующие рекомендации о применении штрафных санкций.

    Информация о работе Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г. Костанай