Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления
Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках г.Костанай
6М050600 – Экономика
Научный руководитель: Юльчиева Г.Н., д.э.н., профессор
Содержание
Введение |
6 |
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса |
11 |
1.1 Роль малого и среднего
бизнеса в экономике |
11 |
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан |
20 |
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка |
28 |
2.
Оценка современного состояния
кредитования малого и |
32 |
2.1 Анализ современного состояния
и кредитования малого и |
32 |
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области |
48 |
2.3 Характеристика возможностей |
58 |
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий |
87 |
3.
Совершенствование системы |
97 |
3.1 Формирование государственной
политики в области поддержки
малого и среднего |
97 |
3.2 Развитие финансово-кредитной
инфраструктуры государства |
108 |
3.3 Пути решения основных проблем
при кредитовании субъектов |
115 |
Заключение |
137 |
Список использованных источников |
140 |
Нормативные ссылки
В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты:
1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
2. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2010 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz
3. Развитие предпринимательства
и предприятий в Республике Казахстан.
Политические принципы и рекомендации [Электронный ресурс] / Региональный
бизнес-справочник «Товар 35». – 2000 г. –
Режим доступа : http://www.tovar35.ru/library/
4. Государственный закон от 12.05.1995 г. № 88-ГЗ (ред. от 21.03.2002 г., от 02.02.2009 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» [Электронный ресурс] : Общеказахстанская сеть распространения правовой информации «Консультант плюс». – АО «Центр консультант». – Режим доступа: свободный.
5. Разработка критериев отнесения
субъектов хозяйствования к категории
малых и средних предприятий в РК [Электронный
ресурс]: Электронная библиотека предпринимательства
(Ресурсный центр малого предпринимательства).
– 2008. – Режим доступа: http://www.rcsme.ru/libArt.
Определения
В настоящей диссертации применяются следующие термины с вытекающими определениями
1. Субъекты малого
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли»
2. У А. Бусыгина предпринимательство – это особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [6, С. 15].
3. Малый бизнес Ф. Хамидуллин [4 С. 13] определяет как «самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов».
«..социальная сущность МП заключается в том, что оно представляет собой универсальный социальный механизм, с помощью которого:
а) большинство людей способны достичь материального и морального благополучия, а также дать работу другим;
б) обеспечивается социальный, технологический прогресс общества, сохраняется и наращивается его трудовой, интеллектуальный потенциал;
в) «участие в МП способствует развитию предприимчивой, творческой личности» [7.с.22].
Обозначения и сокращения
АНО – автономное некоммерческое образование
ВВП – валовой внутренний продукт
ВНП – валовой национальный продукт
ВНП – валовой национальный продукт
ВРП – валовой региональный продукт
ВУЗ – высшее учебное заведение
ВЭД – внешнеэкономическая деятельность
ГНО – государственное некоммерческое образование
ГУ – государственное учреждение
ЕС – Европейский Союз
АО – акционерное общество
ИС – инновационная система
ИТЦ – инженерно-технологический центр
КБ – конструкторское бюро
МИП – малое инновационное предприятие (малое инновационное предпринимательство)
МП – малое предприятие (малое предпринимательство)
МСП – малое и среднее предпринимательство
НИИ – научно-исследовательский институт
НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
НИР – научно-исследовательские работы
КО – Костанайская область
ПТЦ – производственно-
РК – Республика Казахстан
РИС – региональная инновационная система
СЭЗ – специальная экономическая зона
ГЗ – Государственный закон
ФПГ – финансово-промышленная группа
ЦБ РК – Центральный Банк Республики Казахстан
Введение
Стратегическим направлением развития экономики Казахстана выступает формирование инновационной экономики, что предполагает: увеличение объема производства товаров и услуг за счет обновления ресурсного потенциала отраслей и внедрения информационных технологий; формирование развитой инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство национальных информационных ресурсов; разработку и внедрение в практику инноваций различного функционального назначения; создание гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов. Успешное функционирование национальной инновационной системы, в свою очередь, предполагает приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, в создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста; интеграцию в глобальную инновационную сферу; наличие конкурентоспособного предпринимательского сектора, представленного крупными корпорациями, которые сохраняют лидирующие позиции по объемам инвестиционных расходов в реальный сектор экономики, осуществляют модернизацию производства, а также многочисленными малыми и средними предприятиями, стимулирующими процессы внедрения, тиражирования и распространения инноваций.
Малый бизнес имеет ярко выраженную региональную направленность, поскольку фокусируется на потребностях местного сообщества и структуре локального спроса. Малые предприятия обладают большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации, что связано с высокой степенью инициативности, с готовностью к риску, с отсутствием бюрократизма, заинтересованностью в ускоренной разработке и внедрении новшеств в силу ограниченности бюджета и др. В условиях повышения роли регионов в национальном и мировом хозяйстве именно малый бизнес может стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики и повышения экспорта областного потенциала субъектов Государства. Поддержка и направляющее воздействие государства на макро- и мезоуровнях способно реализовать интенсивные начала в характере малого предпринимательства, что, в свою очередь, обеспечит условия для создания новых рабочих мест, более эффективного использования местных ресурсов, проведения эффективной социальной политики и улучшения качества жизни казахстанских граждан.
Одной из тенденций развития малого предпринимательства выступает увеличение его роли в реальном секторе региональной экономики как основы ее инновационного развития. Кроме того, малые предприятия, входящие в состав региональных кластеров, выполняют роль «точек роста», поскольку находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется возможностью постоянного сравнения собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных фирм.
Согласно официальным данным, в Республики Казахстан в настоящее время действует более 1 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, доля которых в ВВП составляет лишь 10-12%, тогда как в США данный показатель равен 50-52%, в Японии – 52-55%, в Германии – 49-52%. Казахстанский малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами до 16% трудоспособного населения, тогда как в аналогичном секторе экономики США занято 54% трудоспособного населения, Японии – 78%, Германии – 70%. В целом, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) малые и средние предприятия (МСП) составляют более 95% предприятий обрабатывающей промышленности и большую часть в сфере услуг.
Отсутствие комплексного подхода, учитывающего институциональные характеристики малого и среднего бизнеса, ограниченность возможностей применения теоретических и практических моделей, полученных на основании обобщения опыта малого предпринимательства развитых стран, не позволяют объективно оценить перспективы развития данного сектора казахстанской экономики и разработать модель социально-экономического развития, способную обеспечить устойчивый экономический рост.
В Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны. [1]
В своём Послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» от 28 февраля 2010 г. Президент выделил 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики, одним из которых являются последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса. [2]
Устраняются законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, ведётся работа по их сокращению, а также исключению необоснованной отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством. Совершенствуется процесс создания новых предприятий и компаний. Например, в рамках системы «одного окна» создаются такие условия, чтобы предприниматель мог зарегистрировать фирму в течение двух-трех дней. Нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени”.
Необходима также реализация справедливой конкурентной среды и равных условий всем экономическим игрокам. Правительство должно провести комплексную ревизию антимонопольного законодательства и создать четкие механизмы выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка, предотвращения “скрытой” монополизации базовых отраслей нашей экономики, а также соответствующие рекомендации о применении штрафных санкций.