Лекции по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:35, курс лекций

Краткое описание

Под банковской системой понимается совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.
Банковская система функционирует на основании 2-х законов: «О ЦБ РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы РФ, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура (1-й ярус – ЦБ, 2-й ярус: коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции, осуществление банковского регулирования и надзора Центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Вложенные файлы: 18 файлов

Лекция №1.doc

— 94.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №2.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Лекция №2

Центральный банк Российской Федерации

 

 

  1. Правовые основы деятельности ЦБ РФ
  2. Организационная структура Центрального банка.
  3. Цели и задачи деятельности Центрального банка России.
  4. Функции Центрального банка.

 

 

1. Правовые основы деятельности ЦБ РФ

 

 

Госбанк Российской Империи был основан в 1860г. В 1917г. он переименован в Народный банк РСФСР, а затем СССР. 10 декабря 1991г. Госбанк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР передано Центробанку РСФСР (Банку России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России) от 12.04.1995г., ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2.02.1990г.

Банк России имеет двойственную правовую природу: он является, с одной стороны, органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой – юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациям и государством в лице Правительства РФ.

Согласно ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а ЦБ - по обязательствам государства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд. руб.

Банк России подотчетен Государственной  Думе РФ. Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ и членов Совета директоров ЦБ РФ по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ.

 

2. Организационная структура  ЦБ РФ

 

 

Организационная структура Банка  России включает в себя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему ЦБ РФ входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ,  вычислительные центры, полевые учреждения (учреждения, которые находятся в военных частях, военных городках, военных округах и т.д.), учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и российское объединение инкассации, необходимое для осуществления деятельности банков.

Высшим органом управления ЦБ РФ является  Совет директоров, как коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ РФ. В Совет директоров входит Председатель банка и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Занимать должность Председателя ЦБ РФ одному и тому же лицу  разрешается не более 3-х сроков подряд. Как высший орган Совет директоров выполняет следующие функции:

  1. во взаимодействии с правительством РФ, разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. утверждает годовой отчет банка России и представляет его Государственной думе России;
  3. рассматривает и утверждает смету расходов банка России на очередной год, а также произведенные расходы,  не предусмотренные в смете;
  4. определяет структуру  банка России;

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБ.

Члены Национального банковского  совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке  России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского  совета избирается членами Национального  банковского совета из их числа большинством голосов.

 В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений  Совета директоров на очередной  год не позднее 15 декабря предшествующего  года: общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ; общего объема капитальных вложений и административно-хозяйственных расходов;

3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

4) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

5) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

6) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

 

3. Цели и задачи деятельности Центробанка России.

 

Основная цель деятельности Центрального банка согласно Конституции РФ  – это защита и обеспечение стабильности рубля. Другими целями, согласно закону являются  развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Главная задача Центробанка заключается в том, чтобы методами денежно-кредитной политики обеспечить соответствие количества денег в обращении, в потребности сохранения стабильных цен, роста занятости населения, увеличение количества и качества разнообразной продукции, расширение экспортно-импортных операций, при этом коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центробанка.

Задачи ЦБ:

  • активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ,
  • сдерживание инфляционных процессов в стране,
  • сокращение бюджетного дефицита,
  • поддержание стабильного денежного обращения,
  • обеспечение устойчивости курса рубля,
  • обеспечение государственного фонда валютных резервов,
  • расширение кредитования коммерческих банков,
  • эффективное управление банковской системой.

 

4. Функции Центрального  банка

 

  1. Денежно-кредитная политика. Проведение денежно-кредитной политики банка - это совокупность мероприятий направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения ссудных капиталов. Главная цель денежно-кредитной политики  Центробанка – это регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, который включает в себя наличную денежную массу в обращение и безналичные деньги, находящиеся на счетах банка.

Существуют следующие типы денежно-кредитной  политики:

  1. в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры различают:
      • рестрикционная денежно-кредитная политика, направленная на ужесточение условий и объемов кредитов путем повышения процентных ставок. Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровительного платежного баланса страны.
      • Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и снижением процентных ставок по кредитам.
  2. По масштабам воздействия:
      • Тотальную денежно-кредитную политику, при которой мероприятия распространяются на все денежно-кредитные учреждения.
      • Селективная денежно-кредитная политика  - мероприятия затрагивают лишь отдельные финансовые институты.

При выработке методов денежно-кредитной  политики  ЦБ в первую очередь  стремится воздействовать на объем  предложения денег, или денежную массу, т.е. количество ликвидных средств  у экономических агентов в  виде наличных денег и средств  на чековых депозитах. Сумма денег, которая эмитирована ЦБ в наличной (банкноты) или безналичной (остатки на счетах в ЦБ) формах, называется денежной базой.

Инструменты денежно-кредитной  политики:

    1. В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляют требования размещения ими в ЦБ минимальных резервов. Требования минимальных резервов представляют собой страховку ликвидности кредитных институтов, гарантия ЦБ по вкладам клиентов. Минимальные резервы выполняют следующие функции:

а) Как ликвидные средства служат обеспечением обязательств коммерческих банков по их депозитам.

б) Регулирует объем денежной массы в стране с помощью изменения их процентных ставок.

    1. Дисконтная (учетная) и залоговая политика. Кредитные институты при необходимости имеют возможность получать кредиты ЦБ путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Данная политика проводится с целью воздействия на ситуацию на рынке ссудных капиталов путем изменения условий рефинансирования коммерческих банков. Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей для одного кредитного института, учетной ставкой ЦБ. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам, при необходимости – количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении  дисконтной и залоговой политики ЦБ может селективно воздействовать на определенные отрасли экономики путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода посредством модификации требований к их качеству. Изменение контингента рефинансирования позволяет ЦБ достигать следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например к залоговым кредитам, что означает снижение объема кредитного потенциала этих банков и удорожание кредитов, поскольку ставка по залоговым кредитам ЦБ обычно выше ставки переучета.

Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он увеличивает учетную ставку. При прочих равных условиях в этом случае рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет к росту стоимости кредитов в стране.

Если целью  ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

    1. Депозитная политика направлена на регулирование потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в ЦБ, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
    2. Операции на открытом рынке. На открытом рынке ЦБ осуществляет покупку и продажу ценных бумаг (казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги). Для оживления экономики ЦБ проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если ЦБ выступает  на открытом рынке на стороне предложения, у него есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиент, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого  рынка приводит к возрастанию  доходов от государственных ценных бумаг и к использованию кредитными институтами части своих резервов.

5. Валютная политика.

2.Валютная политика ЦБ. Государственная валютная политика включает в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономической позиции страны и осуществляется Центробанком в соответствии с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». В рамках данной функции Центробанк:

Лекция №3.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №4.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №5.doc

— 61.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №6.doc

— 69.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №7.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №8.doc

— 83.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №9.doc

— 95.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №10.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №11.doc

— 73.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №12.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №13.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №14.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №15.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №16.doc

— 72.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №17.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Лекция №18.doc

— 81.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Банковскому делу"