Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:11, дипломная работа
Целью работы является исследование обслуживания физических лиц в Крымском отделении Сбербанка № 1850 и выработка направлений по их совершенствованию. В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия банковской услуги;
- уточнить классификацию банковских услуг;
- оценить качество банковской услуги;
- проанализировать процесс предоставления кредита;
- дать оценку платежеспособности заемщика;
- исследовать особенности современных технологий по банковскому обслуживанию населения;
- предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию банковского обслуживания физических лиц.
Введение 4
1.Банковские услуги: классификация и характеристика. 7
1.1.Понятие банковской услуги и их виды. 7
1.2. Характеристика услуг банка. 12
1.3 Оценка качества банковских услуг 22
2.Анализ кредитования физических лиц Крымского Отделения Сбербанка 38
№ 1850 38
2.1. Порядок предоставления кредита 38
Оформление кредитной документации. 38
2.2.Оценка платежеспособности заемщиков Крымского Отделения Сбербанка № 1850 50
2.3.Сопровождение кредита (мониторинг). 53
3. Направления совершенствования обслуживания физических лиц. 68
3.1. Перспективы развития различных услуг кредитования населения. 68
3.2. Направления совершенствования обслуживания физических лиц с использованием современных технологий. 75
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложение № 1 87
Приложение № 2 89
Приложение №3 91
Оглавление
Отличительной чертой современной
российской экономики является отсутствие
достаточных наличных и кредитных
ресурсов. В этих условиях стратегической
задачей экономической политики
становится развитие банковского сектора,
создание условий для привлечения сбережений населения
и их трансформации в кредиты реальному
сектору. Активизация кредитования населения
коммерческими банками должна в конечном
итоге обеспечить расширение внутреннего
спроса.
К периоду
завершения второй стадии эволюции банковской
системы Российской Федерации рынок банковских
услуг для юридических лиц был в основном
поделен между банками, поэтому основная
конкуренция разворачивается сегодня
за привлечение частных клиентов. В более
выгодном положении оказываются банки,
которые уже давно начали выстраивать
розничный бизнес, сделав его стратегическим
направлением.
Тем не менее, проблемы развития
розничного банковского обслуживания
представляют недостаточно изученную
сферу отечественной
Банковское обслуживание физических лиц нуждается в дальнейшем исследовании также и ввиду необходимости развития отношений банков с различными слоями населения путем модернизации форм и методов оказания услуг, использования передового опыта работы зарубежных банков с частными клиентами.
Таким образом, недостаточная
степень проработанности
Динамично меняющаяся экономическая ситуация, сдвиги в законодательном регулировании вызывают возникновение новых аспектов, связанных с организацией обслуживания в банках.
Целью работы является исследование обслуживания физических лиц в Крымском отделении Сбербанка № 1850 и выработка направлений по их совершенствованию. В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
- изучить сущность понятия банковской услуги;
- уточнить классификацию банковских услуг;
- оценить качество банковской услуги;
- проанализировать процесс предоставления
кредита;
- дать оценку платежеспособности заемщика;
- исследовать особенности современных
технологий по банковскому обслуживанию
населения;
- предложить комплекс рекомендаций по
совершенствованию банковского обслуживания
физических лиц.
Объектом исследования дипломной работы является Крымское отделение Сбербанка № 1850.
Предметом исследования
является процесс организации
Дипломная работа состоит:
Информационной базой в области банковского обслуживания физических лиц и его совершенствования на примере Крымского отделения Сбербанка № 1850 послужили: законодательные и нормативные акты, годовые отчеты Крымского ОСБ № 1850 и т. д
Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управления имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных, народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.
К раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие «банковские операции». В их перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности.
При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка остается открытой. Выяснение сущности - это не только соотношение деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, разрешенные ему выполнять, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки.
В процессе анализа сущности банка важно не потерять исторические закономерности, учесть устойчивые, традиционные сделки, отмеченные раннее (сохранная операция, обмен валют, кредитование, расчеты), выделить, с другой стороны, те из них, которые привнесены экономической конъюнктурой, особенностями определенного этапа общественного развития. В целом познание сущности банка, как и любого другого явления, требует ответа не на вопросы о том, чем он занимается, какие операции выполняет или выполнял, а о том какими он обладает качествами, выражающими его существенную определенность и обособленность.
Таким образом, банк как специфическое предприятие, которое производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не только товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств, то есть предоставляет услуги своим клиентам.[17,с.15]
Принимая во внимание тот факт, что деятельность банков в условиях рыночной экономики представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением денежных средств - их мобилизацией, распределением, для повышения качества банковских услуг следует определить объект маркетинговой политики — это «банковская услуга», «банковский продукт», «банковская операция» или «банковский товар». Следует отметить, что в экономической литературе отсутствует единство мнений относительно понятий, описывающих результаты предпринимательской деятельности банков, что порождает неоднозначность их трактовки и затрудняет не только рассмотрение условий формирования цепочки ценности банковских услуг для потребителя, но и механизмов управления ими. Традиционно российские ученые определяют сущность «банковской услуги» как совокупность «банковских операций». С точки зрения данного подхода банковские операции - функции банка на практике, а банковские услуги - одна или несколько операций банка, удовлетворяющих потребности клиента, которые осуществляются «в денежной форме и отражают движение денежных потоков в различных фазах своего воспроизводства». [19,153]
В то же время зарубежные ученые рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. К банковским услугам они относят такие виды деятельности банка, как управление денежными ресурсами, рисками, потребительский кредит, лизинг, факторинг, коллекторство и т.д.
Классификация банковских услуг основана на ряде критериев, характеризующих особенности их предоставления клиентам (табл.1).
Таблица 1. Классификация банковских услуг
№ п/п |
Виды услуг |
Характеристика банковских |
Пример | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
По дифференциации удовлетворяемых потребностей клиента | ||||
Прямые услуги |
Удовлетворяют существующие (явные) потребности клиента |
Платежные, коммерческие, инвестиционные, банковские услуги и т. д | |||
Косвенные или сопутствующие услуги |
Удовлетворяют скрытые (неявные, зарождающиеся) потребности, делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли, но увеличивающие ее ценность. |
Клиринговые услуги, телефонное управление счетом, консультационные услуги, выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета, широта банковской сети и т. д. | |||
Дополнительные услуги |
Удовлетворяют существующие (явные) потребности клиента, приносят дополнительный доход или снижение издержек при «потреблении» клиентом прямых услуг |
Инвестирование текущих | |||
2 |
По дифференциации охвата потребителя | ||||
Массовые банковские услуги |
Максимально высокий охват клиентов |
Открытие счетов, управление денежной наличностью, переводы, клиринговые услуги, кредитные истории | |||
Специальные банковские услуги |
Специализированный охват клиентов, так как услуга требует специального уровня подготовки банковских кадров |
Управление активами, управление рисками (кредитными, инвестиционными, лизинговыми, и т. д), скоринг услуги, коллекторские услуги и т. д. | |||
Узкоспециализированные банковские услуги |
Узкоспециализированный охват клиентов, так как услуга требует профессионального уровня подготовки банковских кадров |
Услуги в области | |||
3 |
По дифференциации различных составляющих услуг | ||||
«Ядерные» (базовые) банковские услуги |
Материальная составляющая (оборудование), интеллектуальная составляющая (компетенция персонала), информационная составляющая (ИТ, Интернет), мотивационная, документарная и др. |
Услуги по формированию надежности,
прозрачности, доступности, своевременности,
безопасности с целью оптимизации
и повышения эффективности | |||
«Периферийные» (инфраструктурные, обслуживающие) банковские услуги |
Финансовые, маркетинговые, логистические, коммуникативные, стратегические, тактические, интеграционные, сетевые составляющие банковских услуг и др. |
Услуги по управлению качеством, корпоративным управлением, услуги обучения персонала, банковский контроль, сертификация, планирование, мониторинг, аутсорсинг, франчайзинг, PR-услуги, (ре) брендинг и т. д. |
В отличие от банковских услуг и банковских операций, «банковский продукт» — это комплекс взаимосвязанных услуг и операций банка, включающий несколько параметров: цель, сумму, доходность, тариф, срок действия, надежность, соответствие законодательной базе, облагаемость налогами.
Таким образом, сравнительный анализ понятий «банковская услуга», «банковский продукт», «банковская операция», «банковский товар» позволяет сделать следующий вывод:
-банковская операция — отражает технологическую сторону движения денежных средств на основе экономико-статистических, финансово-крелитных, бухгалтерских, информационных операций и приемов;
-банковский продукт — отражает параметрический комплекс взаимосвязанных
услуг и операций банка, поддающихся идентификации,
стандартизации, мониторингу и оценке.[7,16]
Основные параметры банковского продукта:
Изменение банковского продукта формирует нововведение на банковском рынке.
-банковская услуга — отражает комплекс непосредственных или посреднических функций банка с различными категориями клиентов при эффективном использовании банковского капитала, привлеченных и заемных средств в интересах развития рыночной экономики и увеличении собственных доходов и доходов своих клиентов, участвующих в этом процессе;
-банковский товар — отражает часть банковских продуктов и услуг, подлежащих реализации клиентам на банковском рынке.
1.2. Характеристика услуг банка.
Специфика банка определяется
особенностями его
1) создание платежных средств;
2) предоставление услуг.
Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления, материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.