Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:15, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Развитие кредитования физических лиц происходит параллельно со становлением и развитием банковского дела, играет важную роль в развитии цивилизованных отношений на рынке финансового обеспечения и потребления и выполняет свою главную функцию - повышение покупательной способности населения и их жизненного уровня.
На протяжении тысячелетий
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы потребительского кредитования 6
1.1. Сущность, функции и принципы банковского кредитования 6
1.2. Особенности и виды потребительского кредитования 13
1.3. Тенденции развития потребительского кредитования в России 22
ГЛАВА 2. Анализ организации потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Банк Москвы» 34
2.1. Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Банк Москвы» 34
2.2. Анализ экономических и финансовых показателей деятельности ОАО «Банк Москвы» 35
2.3. Анализ деятельности ОАО «Банк Москвы» в области потребительского кредитования физических лиц 43
ГЛАВА 3. Совершенствование организации потребительского кредитования в России 55
3.1. Приоритетные направления развития потребительского кредитования в России 55
3.2. Совершенствование потребительского кредитования в ОАО «Банк 61
Москвы» 61
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 69
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 1 84
Приложение 2 86
Поскольку ОАО «Банк Москвы»
занимает сильнейшие позиции в секторе
розничных банковских услуг среди
российских банков, он будет являться
одним из основных бенефициариев
продолжения бурного роста
ОАО «Банк Москвы» имеет наиболее развитый розничный бизнес среди всех российских банков.
В течение последних лет ОАО «Банк Москвы» терял рыночную долю в розничном кредитовании. Доля банка упала с 68% в 2002 году до 38% в 2006 году, в основном из-за возросшей конкуренции в этом сегменте. Иностранные игроки и розничные банки (Русский стандарт, Home Credit, и т.д.) фокусировались только на этом сегменте и работали над улучшением показателей на розничном рынке. Тем не менее, ОАО «Банк Москвы» остается обладателем крупнейшего портфеля розничных кредитов и сохраняет сильнейшие позиции на рынке розничных банковских услуг.
Наличие нерешенных проблем и возникновение новых угроз в банковском секторе свидетельствуют о необходимости продолжения реализации Правительством Российской Федерации и Банком России структурных мероприятий по его развитию, по дальнейшему продолжению реформирования банковского сектора и приданию этому процессу «второго дыхания».
Банк является универсальной финансовой организацией и предлагает своим клиентам весь набор услуг, предусмотренный Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 28.07.2013)26.
При этом наибольший объем занимают традиционные для банков операции: предоставление денежных средств физическим лицам на условиях платности и возвратности, расчетно-кассовое обслуживание клиентов, конверсионные операции, операции с ценными бумагами.
Банк обслуживает свыше 9 миллионов физических лиц. Для удобства держателей более 13 миллионов пластиковых карт функционируют порядка 2 тысяч собственных банкоматов.
Деятельность ОАО «Банк Москвы» в сфере кредитования начнем с анализа видов и условий выдачи потребительских кредитов физическим лицам в ОАО «Банк Москвы» в 2012 году.
оворя об условиях предоставления кредитов в ОАО «Банк Москвы», необходимо отметить, что на момент подачи кредитной заявки человек должен быть не младше 18 лет, на момент окончания срока кредитования - не старше 75, так что пенсионерам потребительский кредит также доступен.
В числе плюсов данного вида ссуды:
Таблица 2.5
Потребительские кредиты для частных клиентов ОАО «Банк Москвы»27
Программа кредитования |
Краткое описание |
Сумма кредита |
Ставка в рублях, % |
Ставка в валюте, % |
Срок кредита |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кредит наличными |
|
до 3 000 000 рублей либо эквивалент в долларах США, евро |
18,5% |
16,0% |
до 5 лет |
БЫСТРОкредит |
|
до 50 000 рублей |
от 23,5% |
- |
до 1 года |
Автокредитование |
|
до 5 000 000 рублей либо эквивалент в долларах США |
от 12% |
от 9,5% |
до 7 лет |
Продолжение таблицы 2.5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кредитные карты |
MasterCard Standard UnembossedКарта MasterCard Standard Unembossed БОПС Банка Москвы объединяет в себе возможности кредитной карты и функции проездного по льготным тарифам в метро и наземном транспорте: автобусах, троллейбусах и трамваях.
|
от 20 000 до 100 000 рублей |
27% годовых в рублях РФ |
24% годовых в валюте. |
24 месяца |
Карта «Айс»· Дисконтная программа, действующая по всему миру. · Международное студенческое удостоверение
|
10 000 рублей |
24 месяца | |||
MasterCard Standard UnembossedКредитная карта для региональных филиалов
|
от 20 000 до 100 000 рублей. |
27% годовых в рублях РФ |
24% годовых в валюте. |
24 месяца | |
Кредитная карта MasterCard Gold
|
от 100 000 до 350 000 рублей |
24% годовых в |
21% годовых |
24 месяца | |
Кредитная карта Visa Classic Unembossed для региональных филиалов
|
20 000 - 100 000 рублей |
27% годовых |
24% годовых |
24 месяца |
Среди минусов можно отметить:
- Принимаются к рассмотрению
только официальные доходы
- Солидный пакет документов
- Необходимость обеспечения кредита
- Тщательная проверка документов
- Минимальный размер кредита
- Нет онлайн-заявки
Изучив виды и условия предоставления целевых и не целевых кредитов в ОАО «Банк Москвы» можно сделать вывод, что деятельность банка базируется на взвешенной кредитной политике, основой которой является всесторонний анализ информации о заемщике, понимание его проблем, интересов и целей финансовой деятельности.
В соответствии с требованием законодательства РФ и в порядке, установленном Указанием Банка России от 13.05.2009 № 2009-У, Банк Москвы информирует каждого потенциального Заемщика о полной стоимости кредита до заключения кредитного договора.
В 2012 году основное внимание
в рамках развития розничного
В течение года были оптимизированы основные процессы, связанные с кредитованием.
Проведенная в середине 2012 года либерализация розничной кредитной процедуры позволила существенно сократить время рассмотрения кредитных заявок, повысить количество положительных кредитных решений и качество обслуживания розничных клиентов.
На фоне общего оздоровления экономики Банк существенно изменил подходы в части розничного кредитования и, начиная со второго полугодия 2012 года, активно увеличивал темпы роста кредитного портфеля.
Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, в рамках ОАО «Банк Москвы», в частности, решились на либерализацию требований к заемщикам. Это явилось продолжением всебанковского тренда, - с начала 2012 года, по данным исследований РА «Эксперт», 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года.
На кредиты наличными и POS-кредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению28, а объемы выдачи в 1 полугодии 2012 года оказались в 3 раза больше, чем на ипотечном рынке.
Суммарный объем розничных кредитов увеличился в сравнении с 2011 годом на 35,9 %.
Динамика кредитов, выданных физическим лицам представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Динамика кредитов физическим лицам
№ п/п |
Наименование показателя |
На конец отчетного года |
На конец предыдущего года | ||
Абсолютное значение, тыс.руб. |
Удельный вес в общей сумме кредитов, % |
Абсолютное значение, тыс.руб. |
Удельный вес в общей сумме кредитов, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Кредиты физическим лицам всего, в т.ч. по видам: |
71672340 |
100 |
66703615 |
100 |
1.1 |
Жилищные ссуды всего, в т.ч. |
21094571 |
29,43 |
23412164 |
34,08 |
1.1.1 |
Ипотечные ссуды |
20376296 |
28,43 |
22555261 |
32,83 |
1.2 |
Автокредиты |
3207947 |
4,48 |
5695072 |
8,29 |
1.3 |
Иные потребительские кредиты |
47369822 |
66,09 |
39596379 |
57,63 |
В динамике это показано на рис. 2.6.
Изменение подходов позволило
существенно расширить
Основным кредитным продуктом в 2012 году стал «Кредит наличными», доля которого в портфеле Банка на конец 2012 года составила 55 %.
Отметим, что потребительский кредит сегодня - самый популярный вид кредитования. Об этом говорят результаты анализа, проведенного во внутренней базе данных ОАО «Банк Москвы» в 2012 году.
Указанные изменения позволили 2012 год увеличить розничный кредитный портфель на 4 %. Наибольший прирост 27,8 % в 2012 году был продемонстрирован по продукту «Кредит наличными». Это особенно важно, поскольку данный продукт являются основным приоритетом развития розничного бизнеса Банка.
В таблице 2.7. и рисунке 2.9. представлена динамика получения дохода от кредитования физических лиц.
Таблица 2.7
Процентные доходы по кредитам ОАО «Банк Москвы», тыс. руб.
Доходы |
в 2011 |
в 2012 |
Абсолютное отклонение, тыс.руб. |
Темп прироста, % |
Процентные доходы всего |
75758175 |
59783517 |
-15974658 |
78,91 |
По потребительским кредитам |
61531148 |
41747662 |
-19783486 |
67,88 |
Примечание: по данным отчета
В течение 2012 года ресурсный портфель розничного бизнеса уменьшился на 7 % (11,2 млрд. руб.) и составил на конец 2012 года 157,0 млрд. руб.
Основной причиной снижения объема средств физических лиц стал негативный новостной фон, который сопровождал Банк на протяжении 2012 года. Но несмотря на это, Банк удержал достойные позиции в части привлечения средств розничных клиентов.