Развитие межбанковских отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – определить перспективные направления развития межбанковских отношений в банковской системе Республики Беларусь.
Основные задачи исследования:
рассмотреть методологию организации межбанковских корреспондентских отношений и межбанковских кредитных операций;
проанализировать состояние межбанковских отношений в Республике Беларусь в части расчетных операций и межбанковского кредитования;
определить перспективные направления развития корреспондентских отношений и межбанковского кредитования в банковской системе Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………...…4
1. Методология организации межбанковских отношений и операций………..…..8
1.1 Корреспондентские отношения банков их сущность и значение…………...…8
1.2 Межбанковские кредитные операции…………………………………………....17
2. Анализ состояния межбанковских отношений в Республике Беларусь……..…27
2.1 Анализ расчетных операций………………………………………………………27
2.2 Анализ межбанковских кредитов…………………………………………………37
3. Перспективные направления развития межбанковских отношений.
в Республике Беларусь…………………………………………………….……….…53
3.1 Корреспондентские отношения банков……………………………..…………...53
3.2 Межбанковские кредитные операции……………………..………………….….60
Заключение………………………………………………………………………….….69
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что банкам страны, имеющим разветвленную филиальную сеть, надо охватить свои подразделения комплексными, широкомасштабными мероприятиями по обеспечению непрерывной работы.

Сейчас ГУПС и Расчетный центр ведут переработку морально устаревшего руководящего документа в технический кодекс установившейся практики, определяющий общие требования к процессам обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности участников платежных систем. Планируемый срок ввода в действие этого кодекса — 2012 г. В течение 2010 г. ГУПС в рамках риск-ориентированного надзора за платежной системой проведена комплексная работа по оценке операционного риска в наиболее критичных элементах АС МБР, являющихся потенциальными носителями системного риска: у оператора системы и ее крупнейших участников. Оценка операционного риска во внутрибанковских системах пяти крупнейших банков страны (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белинвестбанк», «Приорбанк» ОАО) проведена по разработанной методике, базирующейся на аналитическом методе экспертных оценок. Для оценки использовались данные, полученные в результате проведенного опроса банков (анкетирования) и участия в комплексных проверках. С использованием разработанного инструментария (каталога угроз, вопросника, шкалы) в 2010 г. завершена работа по оценке операционного риска на стороне Расчетного центра — оператора АС МБР. По результатам оценки уровень операционного риска в АС МБР находится, в основном, в зоне низкого риска и частично попадает в зону среднего риска. На основании оценки операционного риска в АС МБР ГУПС и Расчетным центром разработаны рекомендации и мероприятия, поддерживающие уровень риска в зоне его приемлемости. Главным управлением платежной системы проведено уточнение оценки системы BISS (уточнялась самооценка, проведенная в 2008 г.) на соответствие Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов.  Оно показало, что система BISS достигла полного соответствия этим принципам. В дальнейшем их соблюдение в системе BISS будет поддерживаться [31].

Передача надзорных функций в специальное подразделение центрального банка, особенно в период реформирования и становления национальной финансовой и денежно-кредитной системы, обеспечивает координацию между денежной политикой и банковским надзором и достаточное материальное обеспечение проводимых мероприятий.

Ведущая роль в сфере управления, обеспечения гарантий и в надзоре за платежными системами должна принадлежать центральному банку.

Разумеется, характер и значительность этой роли непосредственным образом увязаны с характеристиками платежной системы. Надежность платежных систем возрастает вместе с развитием технологий. Но в любом случае риски не могут быть исключены полностью, и ситуация с ними в разных платежных системах не одинакова. Если система платежей работает надежно, то задача контрольных органов сводится лишь к осуществлению надзора. Но обычно им приходится вмешиваться и в качестве кредитора в последней инстанции, и в качестве участника.

Необходимо отметить, что плохо сконструированные системы с недостаточно ограниченными рисками могут способствовать системным кризисам, транслируя неплатежи от одного участника к другому. Поэтому безопасность и эффективность платежных систем должны быть целями государственной политики [36].

Высокоэффективная современная платежная система, созданная в Республике Беларусь, обеспечивает выполнение обязательств между экономическими субъектами исходя из текущего уровня экономической активности. Одновременно повышается трансмиссионная способность платежной системы не только к передаче денежных средств, но и к передаче рисков, шоков, возникающих на уровне отдельных банков, финансовых рынков и экономических субъектов.

В связи с этим для нашей страны особую актуальность приобретают как развитие рыночных методов финансирования посредством реализации мероприятий, направленных на укрепление банковского сектора, развитие финансового рынка, так и выработка стратегии управления рисками, основанная на тесном взаимодействии банковского надзора и надзора за платежными системами и финансовыми рынками. Только совместное взаимодействие платежной системы, банковского сектора и финансового рынка способно гарантировать поглощение внутренних и внешних финансовых шоков, обеспечить финансовую стабильность государства и развитие экономики [41].

 

 

2.2 Анализ межбанковских кредитов

 

 

В сравнении с другими активами (пассивами) банка, как правило, средний размер операций на рынке МБК отличается более крупным размером и отсутствием обеспечения, что влияет на общий уровень риска работы банка. Банки должны тщательно анализировать ситуацию на рынке МБК, отслеживать факторы, влияющие на его состояние.

В зависимости от характера воздействия на конъюнктурные условия рынка МБК можно выделить постоянные и временные факторы.

К числу постоянных конъюнктурообразующих факторов можно отнести меры государственного регулирования, которые присутствуют как на уровне экономики в целом, так и на уровне денежного сектора рынка. Это – условия проведения операций на рынке МБК, а также меры регулятора денежного рынка – Национального банка Республики Беларусь, такие как: величина нормативов отчислений в фонд обязательных резервов, порядок расчета кредитного риска, порядок расчета риска ликвидности, величина ставки рефинансирования. Ряд постоянных факторов обусловлен тесной связью рынка МБК с другими секторами финансового рынка, к числу таких факторов отнесем динамику рублевой ликвидности (величины остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в НБРБ), динамику валютного рынка и динамику рынка депозитов и вкладов, динамику фондовых рынков, состояние платежного оборота, рынка государственных ценных бумаг, характер процентной ставки. Изменения данных факторов вызывают в структуре МБК рост кредитов краткосрочных и снижение доли длинных кредитов и наоборот.

К числу временных конъюнктурообразующих факторов отнесем те, которые воздействуют на конъюнктуру рынка периодически. Некоторые факторы, как показывает развитие рынка, имеют очень масштабное влияние. К числу таких факторов можно отнести следующие: резкие колебания конъюнктуры на фондовом и валютном рынках; последствия финансового кризиса на мировом рынке; приток/отток средств банков-нерезидентов; отзыв лицензий или банкротство крупных банков; ужесточение методов снижения кредитных рисков.

Наиболее тесно рынок МБК взаимодействует с межбанковским рынком купли-продажи валюты (прежде всего, долларов США). Рост курса доллара США изменяет структуру межбанковского кредита, увеличивая долю краткосрочных кредитов (сроком до одного месяца) и уменьшая долю долгосрочных (сроком свыше одного месяца). Известно, что реальный сектор экономики испытывает потребность в кредитах в основном на продолжительные сроки (три и более месяца), а спекулятивные вложения в иностранную валюту чаще всего удовлетворяются кредитами, предоставляемыми на короткие сроки. Рост удельного веса краткосрочных межбанковских кредитов уменьшает относительно, а то и абсолютно массу долгосрочных межбанковских кредитов, направляемых в реальный сектор экономики. Следовательно, интенсивный рост курса доллара США уменьшает ресурсы кредитования материального производства [34].

Конъюнктура рынка межбанковского кредита оказывает влияние на уровень процентных ставок по вкладам юридических и физических лиц. Однако быстрая аккумуляция средств юридических лиц, и тем более частных вкладчиков, до размеров, сопоставимых с операциями на финансовом рынке, нереальна. Поэтому рынок банковских вкладов не способен мгновенно реагировать на динамику межбанковских кредитов и других воздействующих рынков. При определении уровня процентных ставок банк ориентируется как на текущую конъюнктуру межбанковских кредитов, так и на прогнозируемое ее изменение. Уровень ставок по данным кредитам влияет на уровень верхнего предела ставок по депозитам. Существует также обратное влияние, и дефицит депозитных ресурсов может привести к повышению уровня ставок по межбанковским кредитам.

При проведении сделок межбанковского кредитования между коммерческими банками осуществляется перераспределение денежных средств внутри банковской системы. Вместе с тем ликвидность банковской системы в целом остается неизменной. Таким образом, при заданной процентной ставке межбанковское кредитование может решить проблему дефицита или избытка отдельного банка, но не решает проблему банковской системы в целом. Поэтому в целях поддержания ставки МБК на желаемом уровне Национальный банк проводит операции регулирования ликвидности.

Ставки на рынке МБК формируются на основе спроса и предложения краткосрочной ликвидности. При этом центральный банк посредством проведения операций регулирования ликвидности может воздействовать на совокупный спрос и совокупное предложение, оказывая, таким образом, влияние на ставку. Возможность контролировать краткосрочные ставки (ставку МБК) и через них оказывать воздействие на долгосрочные ставки и макроэкономические показатели предопределила использование многими центральными банками ставки МБК в качестве операционного ориентира денежно-кредитной политики [32].

Операционной целью Национального банка является обеспечение динамики средней процентной ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях (далее – ставка МБК) на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Национальный банк стремится обеспечить с помощью своих инструментов такую величину текущей ликвидности, которая бы содействовала выполнению операционной цели [40].

Инструменты регулирования ликвидности Национального банка можно разделить на три основные группы: аукционные, неаукционные и нормативы обязательного резервирования.

В настоящее время основными инструментами, применяемыми Национальным банком для регулирования ликвидности, являются аукционные операции. Объем и ставки по аукционным операциям определяются Национальным банком посредством установления ставки отсечения для поданных банками на аукционе заявок. При этом для аукционов изъятия ликвидности ставка устанавливается ниже ставки рефинансирования Национального банка, для аукционов предоставления ликвидности — выше ставки рефинансирования.

Национальный банк предоставляет также инструменты регулирования ликвидности на неаукционной основе. Ставки по неаукционным инструментам являются фиксированными (объявляются заранее) и носят “штрафной” характер, стимулируя коммерческие банки более качественно планировать собственную ликвидность. Для неаукционных инструментов изъятия ликвидности ставка устанавливается значительно ниже ставки рефинансирования, для неаукционных инструментов предоставления ликвидности — значительно выше (приложение Г). При этом ставки по неаукционным инструментам фактически задают коридор колебаний ставки МБК. Данные операции проводятся по инициативе коммерческих банков, то есть объем операций определяется банками, а не Национальным банком [32].

Ставки по однодневным кредитам могут определяться значительным «выбросом» денег именно в этот день, но эти же деньги могут не оказывать существенного влияния через некоторое время. Поведение ставок на разных временных промежутках связано не только с текущей ситуацией на рынке, но и с методами, организационными формами работы банков, способами осуществления расчетов и т. д. Особенности работы банков в ходе торгов на рынке межбанковских кредитов в наибольшей степени сказываются при заключении сделок на короткие сроки. Знание этих тенденций может помочь в планировании работы банков на межбанковском рынке.

Следует также сказать о традиционном повышении ставок в конце месяца, квартала, года. Как правило, это вызвано тем, что отдельным банкам требуются рублевые ресурсы в связи с их оттоком в бюджетную сферу и в наличный денежный оборот. Анализ таких ситуаций связан с опытом работы и обычно не вызывает затруднений при принятии решений [46].

Анализируя историческую динамику краткосрочных межбанковских кредитных ставок можно отметить, что они характеризуются заметной волатильностью, однако редко выходят за границы процентного коридора. Исключением являются кризисные периоды, когда амплитуда колебаний ставок МБК резко увеличивается, и стоимость краткосрочных заимствований на рынке МБК начинает равняться или превышать процентную ставку по кредитам «овернайт».

Существует определенная зависимость ставки МБК от ставки рефинансирования. Динамика ставки рефинансирования связана с уровнем инфляции в стране, динамикой курса белорусского рубля относительно доллара США. В результате изменения ставки рефинансирования меняется и ставка МБК, увеличиваясь или уменьшаясь в отдельные периоды.

С изменением ставки рефинансирования в январе-ноябре 2011 г. уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (по кредиту овернайт) был увеличен с 16 до 65 процентов годовых, с 12 декабря 2011 г.- 70 процентов годовых. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности (по депозитам овернайт) возросли с 7 до 30 процентов годовых. Процентные ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности были приближены к верхней границе процентного коридора: уровень процентных ставок по ломбардным аукционам был увеличен с 11 процентов годовых до 65 процентов годовых, с 12 декабря 2011 г. - до 70 процентов  годовых. Фактическое выравнивание ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности с аукционными операциями поддержки ликвидности явилось одной из мер Национального банка  по ужесточению денежно-кредитной политики. В результате принимаемых мер среднее  значение  процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в ноябре 2011 г. составило 57,3 процента годовых, увеличившись  относительно уровня декабря 2010 г. на 46,8 процентного пункта (рисунок 1.8.3)[33]. По сравнению с январем 2011 г. налицо значительный рост процентных ставок по МБК как в рублях, так и в иностранной валюте.

Объемы межбанковского кредитования зависят от конъюнктуры рынка. Национальный банк ежедневно составляет отчет о средних процентных ставках и объемах торгов.

В Приложении Д представлены средние процентные ставки и объем торгов на рынке межбанковских кредитов в национальной валюте в среднем по Республике Беларусь за ноябрь 2011.

Информация о работе Развитие межбанковских отношений в Республике Беларусь