Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:17, дипломная работа
Целью данной дипломной работы стало изучение современного состояния и определение перспектив развития автокредитования в рамках конкретного банка и кредитной системы в целом.
В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:
– рассмотреть современное состояние автокредитование в системе потребительского кредитования;
– изучить практику предоставления автокредитов;
– проанализировать методики оценки кредитоспособности заемщика;
– сформулировать основные мероприятия по снижению кредитного риска по автокредитам в условиях кризиса;
– обобщить проблемы развития автокредитования в России, охарактеризовать основные факторы, сдерживающие развитие данного сектора;
– разработать механизмы совершенствования кредитного процесса и методов продвижения автокредитов;
– определить перспективы развития автокредитования в России.
Введение 3
Глава 1. Содержание и принципы кредитования физических лиц 6
1.1. Сущность кредита, его функции и принципы 6
1.2. Становление и развитие видов автокредитования 10
1.3. Современные формы и методы оценки кредитоспособности физических лиц 14
1.4. Оценка современного состояния банковского кредитования в России 21
Глава 2. Анализ организации автокредитования на примере Вернадского отделения ОАО «Сбербанк России г.Москвы 25
2.1. Краткая характеристика Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» и анализ финансовых показателей деятельности 25
2.2. Анализ действующей процедуры выдачи автокредитов в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» и методов обеспечения возвратности кредита 35
2.3. Оценка эффективности применяемых в банке методик определения кредитоспособности физических лиц 46
Глава 3. Пути совершенствования автокредитования в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России г.Москвы 52
3.1. Определение задач и разработка общих положений проекта совершенствования автокредитования физических лиц и анализа финансового положения заемщика-физического лица 52
3.2. Разработка конкретных проектных решений по совершенствованию автокредитования в банке 56
3.3. Оценка эффективности проектных решений по совершенствованию автокредитования в банке 72
Заключение 81
Список литературы 90
Сейчас, когда после минования острой фазы мирового экономического кризиса обозначились тенденции общей экономической и политической стабилизации, автокредитование должно стать важным направлением деятельности российских банков. Развитие потребительского кредитования, в том числе автокредитования, является одним из приоритетных направлений Стратегии развития банковского сектора РФ.
В результате выполнения дипломного проекта были сделаны следующие основные выводы:
1. Как показывает опыт развития
отечественных и зарубежных бан
2. Несмотря на то, что российская финансовая система перенесла международный кредитный кризис без серьезных потрясений, его негативное воздействие проявилось в сравнительно невысоких темпах развития российского банковского сектора в 2008-2012 гг. Отмечается замедление роста активов российского банковского сектора.
Предшествующий кризису бурный рост автокредитования привел к обострению целого ряда проблем, в том числе повышенных кредитных рисков, возрастания издержек кредитования, урегулирования задолженности, и к многочисленным конфликтам между банками и заемщиками. В деятельности банковского сектора продолжает доминировать кредитный риск, вызванный быстрым ростом ссудного портфеля.
3. В целом,
в настоящее время специфику
рынка автокредитования в РФ
и основные причины
4. Закономерным
следствием недостаточного и
несвоевременного
В данной работе
проанализирован потенциал
Подводя итоги
анализа системы
Для построения эффективной системы розничных продаж автокредитов Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» необходимо учитывать следующие ключевые моменты:
В качестве практических рекомендаций по совершенствованию системы автокредитования в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предлагаются следующие проектные разработки:
1. Разработка новых конкурентных продуктов автокредитования.
Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» предлагается расширить кредитные программы автокредитования путем включения в них более широких возможностей кредитования и дополнительных категорий транспортных средств, востребованных в Москве:
Данные мероприятия будут способствовать повышению конкурентоспособности банка за счет новых уникальных условий кредитования.
2. Внедрение системы реализации программ автокредитования по принципу продуктов-локомотивов.
С целью преодоления статичности процесса реализации программ автокредитования в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России» предлагается внедрить в практику автокредитования принцип продуктов-локомотивов.
Суть данного проектного решения состоит в том, чтобы при имеющейся базовой программе автокредитования Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в зависимости от состояния рынка автокредитов смещать акценты на наиболее актуальные продукты. Тем самым очень важно определять продукты-локомотивы для продаж в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в зависимости от различных факторов:
При наличии
развитых связей с партнерами необходимо
разрабатывать специальные
3. Внедрение
экспресс-кредитования и
Недостатком процедуры реализации автокредитов в Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» является отсутствие развитой системы взаимодействия банка и страховых компаний, занимающихся страхованием автомобилей, а также программ взаимодействия с центрами продаж автомобилей.
Для устранения данного недостатка предлагается внедрение комплексного обслуживания клиентов, а именно:
1). Провести мониторинг
рынка автодилеров,
2). Разработать
и реализовать с
3). Организовать
параллельные сделки со
4). Разработать программу мотивации партнеров для повышения эффективности сотрудничества.
Целью комплексного обслуживания в Вернадском отделении ОАО «Сбербанк России» является переориентация кредитной политики банка на потребности клиентов, их удобство и финансовую заинтересованность.
Процедура выдачи автокредитов страдает также еще одним существенным недостатком - длительность оформления кредита по сравнению со многими другими банками, работающими в сегменте автокредитования. Этот недостаток существенно ограничивает клиентскую базу Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ».
При наличии развитой IT-платформы и достаточного информационного хранилища для формирования эффективной скоринговой модели необходимо развивать программы экспресс-кредитования:
1). Принятие решения
по автокредиту должно
2). Сокращение
сроков выдачи кредита должно
быть построено таким образом,
чтобы не снижалось качество
процедуры проверки заемщика. Для
этого необходимо использовать
современные скоринговые
3) Оптимизировать
бизнес-процессов необходимо
Стоит отметить, что совершенствование программного комплекса будет способствовать не только оптимизации кредитной работы Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ», но и позволит усовершенствовать ряд других прикладных процедур документооборота.
4. Разработка
и проведение специальных
Оптимальным условием для развития автокредитования Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» является проведение совместных с партнерами специальных акций, основным из условий которых, как правило, является демпингование цен или создание иных уникальных преимуществ, которые невозможно реализовать какому-либо участнику рынка самостоятельно.
В Вернадском отделении ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» отсутствует системный подход к продвижению кредитных продуктов, отсутствуют четкие планы рекламных компаний. Система продвижения автокредитов обеспечивается, в основном, силами головного офиса ОАО «Сбербанк России», собственные каналы и возможности продвижения автокредитов Вернадским отделением ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» используются крайне редко и очень ограниченными мероприятиями.
В качестве
каналов дистрибуции
1) продукты офисных продаж (клиент самостоятельно обращается в банк)
2) агентские
продажи (реализация
3) продукты
партнерских продаж (продажа продуктов
через офисы партнеров банка
либо продажа кредитных
4) продвижение продуктов через сайт банка.
Этим будет обеспечен переход от точечного к системному продвижению продуктов автокредитования банка.
Важно отметить, что Вернадскому отделению ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» необходимо системное продвижение продуктов посредством рекламы: наряду с использованием сайта банка необходимо продвигать автокредиты, используя иные средства рекламных носителей. Также необходимо внедрение стандартов мерчендайзинга для продвижения розничных продуктов по каналам продаж: наличие в точках продаж плакатов, флаеров со специальными предложениями, сформированных в едином стиле банка. Банк должен нести ответственность за постоянное обеспечение рекламной продукцией управляющих филиалами (операционными офисами) и советников по маркетингу филиала.
6. Внедрение
современных методов оценки
Одной из принципиальных составляющих построения системы эффективных розничных продаж Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ», несомненно, является оценка кредитоспособности заемщика и грамотная работа с просроченной и проблемной задолженностью по розничным автокредитам.
Для Вернадского отделения ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» в рамках совершенствования методов оценки кредитоспособности клиентов актуальность и интерес представляют следующие услуги бюро кредитных историй:
1. Скоринговые
программы оценки кредитного
качества заемщиков для
2. Триггеры (статистические отчеты).
3. Мониторинг
состояния счетов заемщиков с
целью регулярной оценки
Информация о работе Совершенствование автокредитования в банке