Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75
По мнению А.Л. Сиротюк одной из причин ухудшения здоровья школьников является использование традиционной формы обучения, которая до сих пор применяется во многих школах. А.Л. Сиротюк объясняет это тем, что такой подход, основан лишь на передаче уже готовых знаний и ориентирован на «среднего» ученика, которого не существует.
А. Л. Сиротюк считает, что данная форма негативным образом сказывается на психологическом, физиологическом и нравственном здоровье школьников.
А.Л. Сиротюк отмечает также, что активность учащихся на таких уроках подавляется, поскольку большую часть времени занимает монолог учителя, в результате чего, личный опыт ученика остается невостребованным.
К стрессовым факторам автор относит также оценочную систему и страх детей перед неправильным ответом. Такого же мнения придерживаются многие психологи, которые отмечают, что в течение всего периода обучения в школе ребенок нередко находится в состоянии стресса из-за страха отвечать у доски, получить плохую отметку, быть наказанным за невыученный урок и др. Часто причина неуспеваемости школьника, вызывающая дистресс (разрушающий стресс), кроется не в его лености и нежелании учиться, а в неспособности справиться с учебной нагрузкой [Сиротюк, 2002] .
Внутренний конфликт, связанный с неспособностью учащегося усвоить учебный материал, несоответствием предъявляемых требований его возможностям, приводит к возникновению пограничных психических расстройств (неврозов). Непосильные учебные нагрузки, чрезмерный объем и сложность учебного материала могут стать причиной плаксивости, нарушения сна, головных болей, сонливости в дневные часы, пассивности на уроках.
Из этого следует, что «практически вся традиционная конструкция школьного обучения ориентируется на подавление и закрепощение фундаментальной биологической основы, из которой берёт начало свои истоки телесно-моторная и духовно-психологическая деятельность» [Сиротюк, 2002].
Заметим, что это в свою очередь приводит к нарушениям в целостном развитии физического и психологического здоровья.
В.Яссман уверен, что главная трудность заключается в том, что большинство школ даже не задумываются над проблемой здоровья учащихся, поскольку основную часть их времени занимают «другие приземленные дела».
В вопросе здоровья В.П. Яссман ставит под сомнение компетентность педагогического состава школы. Это выражается в отсутствии необходимого числа психологов, их профессионализма, грамотных диагностик, которые они используют, а также в знаниях самих учителей в области психологии. «Получается, что ребенок существует для школы, а не наоборот. Школа пытается подстроить его под себя, под те учебные программы, которые выбраны ею в качестве основной стратегии в обучении [Яссман,2011]. Индивидуальные психологические способности детей при этом абсолютно не учитываются, о них просто не знают. А те трудности, которые дети начинают испытывать уже на первом году школьной жизни и которые лавинообразно нарастают по мере обучения, списывают на счет личной несостоятельности самих детей (лень, глупость, отвлекаемость, отсутствие интереса)».
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что потребность в использовании здоровьесберегающих технологий возрастает, а здоровье является одним из главных факторов, которое способствует успешному обучению ребенка в школе.
По определению ученых, концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. [Менчинская, 2008]
Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium – начало, основа, основное требование деятельности и поведению) [ Тарханова, 2012 ].
Исследователи выделяют различные принципы здоровьесбережения.
Н.К. Смирнов описывает следующие принципы:
«Не навреди!» – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся [Смирнов, 2003]
Т. И. Тарханова также выделила и сформулировала специфические принципы концепции образования, формирующие здоровье учащихся, на которые должен опираться учитель [ Тарханова, 2012]:
1. Принцип целостности (комплексности) понятия
«здоровье» и интегративности (взаимодополняемости)
всех существующих подходов к решению
данной проблемы предполагает создание
на межведомственном уровне как муниципальных
образований, так и для отдельных образовательных
учреждений единой программы формирования
здоровья детей и подростков как целостного
медико-психолого-
2. Принцип дифференцированности п
3. Принцип аксеологичности (ценностной ориентации) требует формирования у детей и молодежи устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений, уважения к человеку, которые должны стать ориентирами и регуляторами их повседневного поведения. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без общей целостной системы воспитания конкретного образовательного учреждения.
4. Принцип многоаспектности реализуется в сочетании различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья. Ее ведущими аспектами являются: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок детей и подростков, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизиологических явлений.
5. Принцип последовательности
И.И. Брехман, Н.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова уверены, что здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах [ Брехман, 1990] :
1. Принцип сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.
2. Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного принципа в технологии обучения предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам процесса обучения на уроке. Образовательный процесс на занятии, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья учащихся следует считать правильную дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3. Принцип формирования здоровья, т.е. ценностей здорового образа жизни, валеологических знаний и умений, мотивации учащихся на здоровый образ жизни, осуществляется через содержание учебного материала школьных предметов, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволяет выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые должны учитываться при разработке здоровьесберегающей системы образования:
1. Принцип единства связи
2. Принцип диагностичности
3. Принцип функциональной
4. Принцип открытости
Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.
5. Принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов сохранения и укрепления физического и умственного здоровья учащихся.
6. Принцип преемственности и завершенности.
Данный принцип состоит в обеспечении преемственности между целями, содержанием, формами, методами и характером психолого-педагогического взаимодействия, валеологизации образовательного процесса и технологиями развития физического и психологического адаптационного ресурса личности. Работа над сохранением и укреплением здоровья ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании.
Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.
8. Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.
Таким образом, все вышеперечисленные принципы позволяют сделать сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта вида здоровьесберегающих технологий для построения учебного процесса в целом. Оценивать результаты здоровьесберегающих технологий также следует, придерживаясь данных принципов, или придерживаясь принципов, которые каждый преподаватель может разработать сам.
1.3. Современные требования
к уроку с комплексом
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья.
Поэтому в настоящее время школе требуются такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию ученика в обучении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.