Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75
Организация проектной деятельности как средство сохранения и развития здоровья школьников
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового
образа жизни учащихся…………………………………………………………
1.1 Актуальность применения
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к
уроку с комплексом
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих
технологий в проектной деятельности
школьников……………………………………………………
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как
одна из здоровьесберегающих
технологий……………………………………………………
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Понятие «образование» давно перестали сводить лишь к усвоению знаний. Образование предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. При этом сохранение здоровья в учебном процессе выходит на первый план, так как здоровье подрастающего поколения − важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В чем причины такого массового нездоровья? Бесспорно их много. И это не только малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях и неблагополучная экологическая ситуация, но и форма обучения, которая в большинстве школ традиционная. А также это и организация учебной деятельности, которая рассчитана на «среднего ученика» и методы обучения, которые не предполагают учета индивидуальных особенностей учащихся.
Такое невнимание к физическому и умственному здоровью школьников придает образовательному процессу «нездоровый» характер.
Поэтому необходимо найти оптимальные средства, способствующих сохранению, укреплению и поддержанию здоровья учащихся.
Данной проблемой на протяжении ряда лет занимаются такие исследователи, как Н.А. Менчинская, которая исследовала взаимосвязь обученности и умственного развития учащихся, Г. Гарднер, который занимался разработкой теории множественности интеллекта, его последователь В. Макензи, а также В.И Бондин, Л.Б.Дыхан, Г.К. Зайцев, В.В Колбанов, В.С. Кукушкин, Н.К. Смирнов, А.Г. Трушкин, которые решают проблему организации здоровьесберегающей деятельности на основе системного, комплексного подхода.
По мнению этих ученых внедрение и применение здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) умственного здоровья − это один из важнейших шагов по преобразованию учебного процесса.
Все это обуславливает необходимость изучения путей и средств обучения, способствующих сохранению и поддержанию как умственного, так и физического здоровья учащихся в образовательном процессе.
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Объектом исследования является процесс сохранения и поддержания здоровья учащихся, предметом – проектная деятельность как один из путей, способствующих сохранению и поддержанию здоровья учащихся.
Цель и предмет определили задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение, анализ и обобщение информационных источников);
- эмпирические (наблюдение за учебным процессом в период педагогической практики, беседы с учителями и учащимися, опытное обучение).
Теоретическая ценность данной работы заключается в обобщении и систематизации материала по организации сохранения и поддержания здоровья школьников в процессе проектной деятельности. Практическая значимость исследования выражается в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Все вышесказанное определило структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена обоснованию применения ЗСТ в общеобразовательных учреждениях, описанию принципов здоровьесберегаюшей педагогики, анализу требованиям к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий.
Во второй главе описывается типология ЗСТ, роль проектной деятельности в сохранении и поддержании здоровья учащихся, а также опыт использования проектной деятельности в 9 классе основной школы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
В Приложении представлены дидактические материалы к урокам и анкеты для выявления уровня владения коммуникативными навыками и выявления личностного отношения учащихся к вредным привычкам.
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе
В настоящее время приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
По мнению Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся; совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, дополняющие традиционные педагогические технологии обучения, воспитания, развития. Понятие «здоровьесберегающая» − это качественная характеристика любой образовательной технологии [Смирнов, 2003].
Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий объясняется тем, что здоровье учащегося − это важное условие успешного обучения, а именно, здоровый ребенок обладает оптимальной работоспособностью, он социально активен и в школе, и дома.
В связи с этим возникает вопрос, а что же такое здоровье? Всемирная Организация Здравоохранения определяет понятие «здоровье» как не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия [Сергеева, 2012].
Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом, В.В. Колбановым, Г.К. Зайцевым следует придерживаться трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.
Под физическим здоровьем С. Шапиро подразумевает то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических.
С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье – это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [ Сергеева, 2012 ].
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Не секрет, что школьникам приходится сидеть за партами длительное время, что приводит к гиподинамии и статическим нагрузкам [Смирнов, 2006 ].
В период школьного развития дети сталкиваются с большой нагрузкой, которая влечет за собой ряд серьёзных последствий.
Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидно, что ситуация критическая.
Причин ухудшения здоровья подрастающего поколения много, и в этом виновата не только школа.
Ученые выявили множество факторов, которые оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Исследования М.М. Безруких доказали, что игнорирование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса способствует формированию школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей: