Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева

 

 

 

 

 

 

 

Алеев Аслан Жанатович

 

 

 

 

Разработка профильного  курса «Паскаль в 8 классе»

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

специальность 050111 – «Информатика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск 2010

 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева

 

 

 

 

«Допущен к защите»______________

Зав. кафедрой «Информационные системы»

 ________________________ Е.В. Шевчук

   

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: «Разработка  профильного курса «Паскаль в 8 классе»»

 

 

по специальности 050111 – «Информатика»

 

Выполнил

студент группы Ин(о)-06-д

 

Алеев А.Ж.

Научный руководитель

ст. преподаватель кафедры

«Информационные системы»

Кадочникова Е.Л.

Консультант

ст. преподаватель кафедры

«Информационные системы»

Орловская В.В

Нормоконтролер

преподаватель кафедры

«Информационные системы»

Попова Е.И.

     

 

 

 

 

 

 

   

Петропавловск 2010

 

АҢДАТПА

 

Мынау жұмыс орта мектеп 8 сыныбының артынан бағдарламалаумен профильдік бағыт өңдеуіне арналған және мына жас оқушыларына арналған оқыту ерекшеліктеріне. Сабақтардың үлгілі әдістемелік өңдеулері тап осы болатын, арналғандар 8 сынып оқушыларға арналған паскальді мұғалімдерге арналған тілде бағдарламалаудың оқыту бастаушы.

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Работа посвящена разработке профильного  курса по программированию для 8 классов  средней школы и особенностям преподавания для учеников этого  возраста. Были даны примерные методические разработки уроков, предназначенные для учителей, начинающих преподавание программирования на языке Паскаль для учащихся 8 классов.

 

 

ANNOTATION

 

This project is devoted to creation of extra course in programming 8 grade of average school and suspicious of teaching for kids of that age. Methodic development of classes for teachers, which will teach course “programming on Pascal” for students of 8th grade, was given.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

С момента введения в школу общеобразовательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» накопился значительный опыт преподавания, который во многом аккумулирован в современном базовом курсе информатики. В 7 и 8 классах уделяется много времени на изучение простейших и элементарных понятий информатики. Сложностей с изучением данного раздела не возникает в силу его простоты и понятности. Затруднения у учеников появляются после начала изучения программирования. Именно изучение программирования обладает наибольшим потенциалом развития алгоритмического стиля мышления. Лучшее время для формирования данного типа мышления – это 7-8 класс, так как основные логические структуры мышления формируются именно в этом возрасте. Учет этого позволяет успешно развивать у учеников алгоритмическое мышление и творческие способности. В связи с этим, на сегодняшний день актуален вопрос о введении в средние школы профильного курса «Паскаль в 8 классе», что поможет наилучшим образом сформировать у учеников алгоритмическую культуру, практические знания и умения, необходимые для последующего обучения в учебных заведениях.

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».

В связи с  поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
  • сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;
  • методическая разработка уроков по данному профильному курсу;
  • разработка электронного пособия «Курс Паскаль для 8 класса».

Объект  исследования – процесс разработки профильного курса программирования в средних школах.

Для решения  поставленных задач применялись  следующие методы исследования:

  • метод теоретического анализа литературы по педагогике, психологии, методологии педагогических исследований;
  • теоретический анализ и синтез;
  • педагогический эксперимент.

Оценка современного состояния решаемой научной проблемы:

В течение всего периода преподавания информатики методика преподавания тем «Алгоритмика», «Программирование» претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества уроков, отводимых на изучение этой темы, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Времени на более глубокое изучение, на самостоятельное решение задач практически не остаётся. Но все - таки необходимо изыскать все возможности, чтобы преподавание темы «Программирование» оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне.

Научная новизна – теоретическое обоснование необходимости изучения программирования с 8 класса средней школы.

Основные положения  выносимые на защиту:

  • технология построения профильного курса «Паскаль в 8 классе» для учеников 8 класса средних школ;
  • содержание профильного курса «Паскаль в 8 классе»;
  • методика реализации профильного курса «Паскаль в 8 классе».

Практическая значимость – создание методической системы обучения для изучения программирования в 8 классе средней школы.

Материал дипломной работы был апробирован на уроках в 8 классе средней школы № 1 г. Тайынши.

По результатам исследования были опубликованы статьи:

  • «Введение элективного курса «Паскаль в 8 классе» в среднюю школу» на международной научно-практической конференции «Реформирование высшего и среднего образования в условиях перехода к мировым стандартам образования», посвященной 60-летию факультета информационных технологий (Петропавловск, СКГУ, 2009) (Приложение А).
  • «Целесообразность введения элективного курса «Паскаль в 8 классе» в среднюю школу» на пятой международной студенческой научной конференции «Анализ и моделирование социально-экономических процессов и систем» (Омск, ЕврИЭМИ, 2010) (Приложение Б).

Структура и объем. Пояснительная записка по теме дипломной работы «Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»» объемом 61 страница. Состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка литературы, 6 таблиц, 15 рисунков и 5 приложений.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты проблемы исследования.

Во второй главе освещены методические аспекты преподавания профильного  курса «Паскаль в 8 классе» в средней школе.

В третьей главе представлено проектирование программного продукта «Курс Паскаль  для 8 класса».

В процессе работы и оформления пояснительной  записки были использованы: Государственный  общеобязательный стандарт образования  Республики Казахстан [1], методическое пособие по оформлению дипломных проектов и работ [2, 3].

 

  1. теоретические сведения и анализ использования профильного курса в учебном процессе 8 класса

    1. Цели профильного обучения

 

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса [4].

Под профильным обучением в общеобразовательной  школе понимается специализированная образовательная система, отличительными признаками которой являются:

  • создание классов определенного профиля, начиная с 8-го, ведущие учебные предметы в которых имеют достаточно четкую профессиональную направленность;
  • включение в учебный план элективных учебных курсов, раскрывающих содержание конкретного направления профессиональной деятельности;
  • установление связи трудовой подготовки школьников с профилем их обучения;
  • кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [4].

Расширяется само представление о содержании подготовки школьников к производительному  труду. Если в общеобразовательной  школе его долгое время соотносили с трудом производственно-физическим, то в системе профильного обучения возрастает роль труда интеллектуализированного. Однако в практике образования до последнего времени остаются либо вовсе неразработанными, либо разработанными на уровне педагогического опыта такие фундаментальные вопросы педагогики, как теоретические и методологические основы профильного обучения; педагогический инструментарий проектирования образовательных систем профильного обучения; специфические формы, методы и средства профильного обучения [5].

Профильное обучение даёт знание научных основ определенной отрасли производства и на их базе вооружает учащихся специальными умениями. На основе конкретной, базовой системы знаний об отдельной отрасли производства у учащихся формируются политехнические умения, позволяющие им достаточно обоснованно ориентироваться и в других сферах производственной деятельности человека. Нетрудно видеть, что в данном случае профильное обучение выступает средством, позволяющим избежать опасности приобретения политехническим обучением отвлеченно-словесного характера.

Следовательно, по своей сути профильное обучение ориентирует общеобразовательную школу, профтехучилища и высшие учебные заведения на оптимальное сочетание общего образования и профессиональной подготовки, исключает ремесленничество и односторонность в деятельности образовательных учреждений.

Профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Основные задачи системы профильного обучения в средней школе:

  • дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
  • выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
  • сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
  • развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
  • выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее, иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
  • сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы [6].

Организация системы  профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и  профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов: профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз», профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы, классов углубленного изучения профильных предметов.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [5].

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»