Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

10

Одномерный массив.

Одномерный массив. Заполнение массива

с помощью оператора присваивания и с помощью клавиатуры.

Заполнение массива случайными числами. Вывод одномерного массива.

Нахождение суммы элементов  массива.

Практическая работа на тему: «Одномерный  массив».

4

 

Всего

34


 

    1. Поурочное планирование

 

В таблице 2.2 представлено поурочное планирование профильного курса.

 

Таблица 2.2

Поурочное планирование

№ урока

Название  раздела

Тема  урока

Тип урока

1

2

3

4

1

Вводное занятие.

Язык программирования Паскаль и система программирования Турбо Паскаль

Усвоение новых  знаний

2

 

 

Типы данных. Алгоритм. Свойства и виды алгоритма.

Типы данных

Усвоение новых  знаний

3

Переменные  и константы

Комбинированный.

4

Этапы решения  задачи на ЭВМ

Усвоение новых  знаний

5

Понятие и виды алгоритма 

Усвоение новых  знаний

6

Структура программы. Операторы присваивания и вывода.

Структура программы  на Паскале

Усвоение новых  знаний

7

Переменная. Оператор присваивания и вывода

Усвоение новых  знаний


 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

8

 

 

 

Приемы работы в системе ТП. Математические выражения.

Приемы работы в системе программирования Турбо  Паскаль

Комбинированный

9

Выражения.

Усвоение новых  знаний

10

Реализация  программы на компьютере

Овладение умениями и навыками

11

Контрольная работа: «Линейные алгоритмы»

Проверка знаний

12

 

 

 

Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр.

Операции целочисленной  арифметики

Комбинированный

13

Алгоритм нахождения цифр, составляющих число

Усвоение новых  знаний

14

Решение задач  на тему: «Операции целочисленной  арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число»

Овладение умениями и навыками

15

 

Подготовка  к контрольной работе

Применение  знаний, умений, навыков

16

Контрольная работа: «Операции целочисленного деления  и нахождения остатка целочисленного деления»

Проверка знаний

17

 

 

 

 

 

Оператор с  условием. Логические операции.

Условный оператор.

Комбинированный

18

Проверочная работа на тему: «Условный оператор»

Проверка знаний

19

Логические  операции «and» и «or». Таблица истинности

Комбинированный

20

Подготовка  к контрольной работе

Применение  знаний, умений, навыков


 

 

Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

21

 

Контрольная работа: «Условный оператор»

Проверка знаний

22

 

Оператор выбора

Оператор выбора

Комбинированный

23

Проверочная работа на тему: «Оператор выбора»

Проверка знаний

24

 

 

Оператор цикла  с параметром

 

Оператор цикла  с параметром

Комбинированный

25

Проверочная работа на тему: «Цикл с параметром».

Проверка знаний

26

Анализ циклической  программы. Трассировочная таблица

Комбинированный

27

 

 

 

Алгоритм нахождения суммы

 

Алгоритм нахождения суммы

Усвоение новых  знаний

28

Практическая  работа на тему: «Алгоритм нахождения суммы».

Применение  знаний, умений, навыков

29

Таблица значений функции

Комбинированный

30

 

 

Практическая  работа на тему: «Таблица значений функции».

Применение  знаний, умений, навыков

31

 

 

 

 

 

 

 

Одномерный  массив.

Одномерный массив. Заполнение массива

с помощью оператора  присваивания и с помощью клавиатуры.

Комбинированный

32

Заполнение  массива случайными числами и  числами связанными некоторой закономерностью. Вывод одномерного массива.

Комбинированный

33

Нахождение  суммы элементов массива

Комбинированный

34

Практическая  работа на тему: «Одномерный массив».

Применение  знаний, умений, навыков


 

    1. Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе»

 

На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование «сверху – вниз». Эта технология программирования представляет собой процесс пошагового разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко написать конкретные предписания.

Можно выделить следующие требования структурного программирования:

  • программа должна составляться мелкими шагами, таким образом, сложная задача разбивается на достаточно простые, легко воспринимаемые части;
  • логика программы должна опираться на минимальное число достаточно простых базовых управляющих структур [18].

Базовый набор структурной алгоритмизации содержит линейные, разветвляющиеся и циклические структуры.

Основные свойства и достоинства структурного программирования:

  • возможность преодоления барьера сложности программ;
  • возможность демонстрации правильности программ  на различных этапах решения задачи;
  • наглядность программ;
  • простота модификации (внесение изменений) программ [19].

При решении задач с использованием структурного программирования можно  выделить два основных направления:

  1. «алгоритмический» подход; смысл его заключается в следующем: схема решения задачи описывается на алгоритмическом языке (языке блок-схем алгоритмов) и затем переводится в программную реализацию на конкретном языке программирования;
  2. «программный» подход – описание решения задачи сразу на конкретном языке программирования [20].

При изучении структурного программирования на начальном этапе более подходит «алгоритмический» подход. Он более полно и последовательно позволяет раскрыть переход от математической формы описания задачи, к ее программной реализации и помогает формировать у обучаемых алгоритмический стиль мышления, необходимый при решении задач с использованием языков программирования и изучении многих технических и общеинженерных дисциплин. Кроме того, на основе алгоритмического подхода можно изучать сразу несколько языков программирования [21].

В силу перечисленных достоинств наиболее верным и методически правильным для преподавания программирования на начальном этапе обучения является алгоритмический подход.

Методы обучения программированию можно классифицировать по способу  передачи информации от учителя к  ученику на вербальные, наглядные и практические. При обучении программированию могут быть использованы как вербальные, так и практические. В случае обучения программированию основной акцент должен быть сделан на практических методах, в процессе применения которых ученики не только получают новые знания, но и приобретают существенные практические навыки разработки, отладки и исполнения программ. Учитель при этом инструктирует, указывает цели практической работы, направляет ее, проверяет ход ее исполнения [22].

Учителю надо знать, что привить  учащимся навыки программирования можно  только путем обучения учащихся самостоятельно исполнять их. В информатике не всегда выгодно гнаться за количеством  упражнений. Гораздо важнее решить немного задач, но так, чтобы они все были понятны учащимся.

 

    1. Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе»

 

Представленные в данной работе методические разработки предназначены  для учителей, начинающих преподавание программирования на языке Паскаль для учащихся 8 класса. Трудность преподавания программирования для школьников этого возраста связана с тем, что, во-первых, у учеников еще не полностью сформировано алгоритмическое мышление, а во-вторых, их математическая подготовка ограничивает класс рассматриваемых задач.

В предлагаемых разработках предпринята попытка некоторой формализации решения задач и составления программ, которая позволяет учащимся придерживаться определенной схемы при решении задач по программированию и тем самым несколько облегчает начальный этап обучения программированию.

Схема решения задач по программированию:

  1. Чтение условия;
  2. Построение математической модели;
  3. Построение общей схемы решения;
  4. Реализация;
  5. Тестирование и отладка.

Ниже предлагается план занятий, который  следует рассматривать как примерный.

 

Занятие 1

Тема: «Язык программирования Паскаль и система программирования Турбо Паскаль»

1. Система программирования  Турбо Паскаль.

Первое занятие носит вводный характер, его цель – познакомить учащихся с некоторыми основными понятиями программирования.

Для учащихся, которые уже изучали  какой-то язык программирования, полезно провести небольшой сравнительный анализ двух языков программирования, рассказать о преимуществах и возможностях нового языка.

Учащимся, которые начинают изучать  Паскаль как свой первый язык, необходимо немного рассказать о программировании, о задачах, которые решают программисты, о том, почему для изучения был выбран именно этот язык программирования. После этого учитель дает определение Турбо Паскаля как системы программирования, состоящей из компилятора, языка Паскаль и среды программирования, включающей набор программ, облегчающих набор, редактирование, отладку и выполнение программ.

2. Понятие программы.

Очень важно объяснить ученикам, что такое программа. Учитель  поясняет, что любая задача содержит в своем условии данные и действия, осуществляемые над этими данными. Учитель знакомит с понятием «данные». Например, дает определение данных (данные – конкретные сведения о предметах и явлениях), определяет исходные, результирующие, промежуточные, входные и выходные данные.

Учитель предлагает следующую структуру  программы:

  • Задание исходных данных;
  • Решение задачи;
  • Вывод результата [23].

 

Занятие 2

Тема: «Типы данных»

1. Типы данных.

Для первоначального обсуждения вопроса  о типах данных учитель предлагает обсудить следующий пример: «В классе 12 человек изучают английский язык, 14 человек изучают французский язык. Какой процент учащихся изучает английский язык?» и ответить на вопрос: «Какие данные есть в этой задаче?». Ответ может быть таким: «В этой задаче исходные данные: английский, французский – слова и 14 человек, 12 человек – числа». Учитель подчеркивает, что данные могут быть числом или, например, словом.

Затем учитель предлагает рассмотреть  только данные, которые являются числом.

В результате делается вывод: данные, являющиеся числом, могут быть целыми или дробными (десятичными дробями). Говорят, что данные имеют тип, а именно: целые данные имеют целый тип, данные, являющиеся десятичными дробями, имеют вещественный тип. Вывод записывается в тетрадь.

2. Отработка навыков  работы с системой программирования  Турбо Паскаль.

Вторая часть занятия отводится  на работу с системой программирования Турбо Паскаль. Учитель объясняет, как запустить Турбо Паскаль, сохранить программу на диске, загрузить программу с диска в окно редактора, откомпилировать программу, выполнить программу и выйти из Турбо Паскаля. Учащиеся записывают материал в тетрадь.

 

Занятие 3

Тема: «Переменные и  константы»

1. Переменные и константы.

В начале занятия необходимо повторить все, что было изучено о данных: определение данных, какие данные называются исходными, промежуточными, результирующими, входными, выходными, какие бывают типы данных.

Затем учитель объясняет, что данные по отношению к программе делятся  на две большие группы: переменные, т. е. данные, изменяющиеся в ходе выполнения программы (такие данные обозначаются в Паскале словом Var (variable)), и константы, т. е. данные, не изменяющиеся в ходе выполнения программы (обозначаются словом Соnst (constant)).

Как итог изучения материала о данных учитель формулирует правило: «Все данные в Паскале должны быть описаны, т.е. для всех данных надо указать, чем они являются – переменными (Var) или константами (Const), а также указать их тип (Integer – целые или Real – вещественные)».

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»