Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
10 |
Одномерный массив. Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью клавиатуры. Заполнение массива случайными числами. Вывод одномерного массива. Нахождение суммы элементов массива. Практическая работа на тему: «Одномерный массив». |
4 |
Всего |
34 |
В таблице 2.2 представлено поурочное планирование профильного курса.
Таблица 2.2
Поурочное планирование
№ урока |
Название раздела |
Тема урока |
Тип урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Вводное занятие. |
Язык программирования
Паскаль и система |
Усвоение новых знаний |
2 |
Типы данных. Алгоритм. Свойства и виды алгоритма. |
Типы данных |
Усвоение новых знаний |
3 |
Переменные и константы |
Комбинированный. | |
4 |
Этапы решения задачи на ЭВМ |
Усвоение новых знаний | |
5 |
Понятие и виды алгоритма |
Усвоение новых знаний | |
6 |
Структура программы. Операторы присваивания и вывода. |
Структура программы на Паскале |
Усвоение новых знаний |
7 |
Переменная. Оператор присваивания и вывода |
Усвоение новых знаний |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Приемы работы в системе ТП. Математические выражения. |
Приемы работы в системе программирования Турбо Паскаль |
Комбинированный |
9 |
Выражения. |
Усвоение новых знаний | |
10 |
Реализация программы на компьютере |
Овладение умениями и навыками | |
11 |
Контрольная работа: «Линейные алгоритмы» |
Проверка знаний | |
12 |
Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр. |
Операции целочисленной арифметики |
Комбинированный |
13 |
Алгоритм нахождения цифр, составляющих число |
Усвоение новых знаний | |
14 |
Решение задач на тему: «Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число» |
Овладение умениями и навыками | |
15 |
Подготовка к контрольной работе |
Применение знаний, умений, навыков | |
16 |
Контрольная работа: «Операции целочисленного деления и нахождения остатка целочисленного деления» |
Проверка знаний | |
17 |
Оператор с условием. Логические операции. |
Условный оператор. |
Комбинированный |
18 |
Проверочная работа на тему: «Условный оператор» |
Проверка знаний | |
19 |
Логические операции «and» и «or». Таблица истинности |
Комбинированный | |
20 |
Подготовка к контрольной работе |
Применение знаний, умений, навыков |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Контрольная работа: «Условный оператор» |
Проверка знаний | |
22 |
Оператор выбора |
Оператор выбора |
Комбинированный |
23 |
Проверочная работа на тему: «Оператор выбора» |
Проверка знаний | |
24 |
Оператор цикла с параметром
|
Оператор цикла с параметром |
Комбинированный |
25 |
Проверочная работа на тему: «Цикл с параметром». |
Проверка знаний | |
26 |
Анализ циклической программы. Трассировочная таблица |
Комбинированный | |
27 |
Алгоритм нахождения суммы
|
Алгоритм нахождения суммы |
Усвоение новых знаний |
28 |
Практическая работа на тему: «Алгоритм нахождения суммы». |
Применение знаний, умений, навыков | |
29 |
Таблица значений функции |
Комбинированный | |
30 |
|
Практическая работа на тему: «Таблица значений функции». |
Применение знаний, умений, навыков |
31 |
Одномерный массив. |
Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью клавиатуры. |
Комбинированный |
32 |
Заполнение массива случайными числами и числами связанными некоторой закономерностью. Вывод одномерного массива. |
Комбинированный | |
33 |
Нахождение суммы элементов массива |
Комбинированный | |
34 |
Практическая работа на тему: «Одномерный массив». |
Применение знаний, умений, навыков |
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование «сверху – вниз». Эта технология программирования представляет собой процесс пошагового разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко написать конкретные предписания.
Можно выделить следующие требования структурного программирования:
Базовый набор структурной алгоритмизации содержит линейные, разветвляющиеся и циклические структуры.
Основные свойства и достоинства структурного программирования:
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления:
При изучении структурного программирования на начальном этапе более подходит «алгоритмический» подход. Он более полно и последовательно позволяет раскрыть переход от математической формы описания задачи, к ее программной реализации и помогает формировать у обучаемых алгоритмический стиль мышления, необходимый при решении задач с использованием языков программирования и изучении многих технических и общеинженерных дисциплин. Кроме того, на основе алгоритмического подхода можно изучать сразу несколько языков программирования [21].
В силу перечисленных достоинств наиболее верным и методически правильным для преподавания программирования на начальном этапе обучения является алгоритмический подход.
Методы обучения программированию можно классифицировать по способу передачи информации от учителя к ученику на вербальные, наглядные и практические. При обучении программированию могут быть использованы как вербальные, так и практические. В случае обучения программированию основной акцент должен быть сделан на практических методах, в процессе применения которых ученики не только получают новые знания, но и приобретают существенные практические навыки разработки, отладки и исполнения программ. Учитель при этом инструктирует, указывает цели практической работы, направляет ее, проверяет ход ее исполнения [22].
Учителю надо знать, что привить учащимся навыки программирования можно только путем обучения учащихся самостоятельно исполнять их. В информатике не всегда выгодно гнаться за количеством упражнений. Гораздо важнее решить немного задач, но так, чтобы они все были понятны учащимся.
Представленные в данной работе методические разработки предназначены для учителей, начинающих преподавание программирования на языке Паскаль для учащихся 8 класса. Трудность преподавания программирования для школьников этого возраста связана с тем, что, во-первых, у учеников еще не полностью сформировано алгоритмическое мышление, а во-вторых, их математическая подготовка ограничивает класс рассматриваемых задач.
В предлагаемых разработках предпринята попытка некоторой формализации решения задач и составления программ, которая позволяет учащимся придерживаться определенной схемы при решении задач по программированию и тем самым несколько облегчает начальный этап обучения программированию.
Схема решения задач по программированию:
Ниже предлагается план занятий, который следует рассматривать как примерный.
Занятие 1
Тема: «Язык программирования
Паскаль и система
1. Система программирования Турбо Паскаль.
Первое занятие носит вводный характер, его цель – познакомить учащихся с некоторыми основными понятиями программирования.
Для учащихся, которые уже изучали какой-то язык программирования, полезно провести небольшой сравнительный анализ двух языков программирования, рассказать о преимуществах и возможностях нового языка.
Учащимся, которые начинают изучать Паскаль как свой первый язык, необходимо немного рассказать о программировании, о задачах, которые решают программисты, о том, почему для изучения был выбран именно этот язык программирования. После этого учитель дает определение Турбо Паскаля как системы программирования, состоящей из компилятора, языка Паскаль и среды программирования, включающей набор программ, облегчающих набор, редактирование, отладку и выполнение программ.
2. Понятие программы.
Очень важно объяснить ученикам, что такое программа. Учитель поясняет, что любая задача содержит в своем условии данные и действия, осуществляемые над этими данными. Учитель знакомит с понятием «данные». Например, дает определение данных (данные – конкретные сведения о предметах и явлениях), определяет исходные, результирующие, промежуточные, входные и выходные данные.
Учитель предлагает следующую структуру программы:
Занятие 2
Тема: «Типы данных»
1. Типы данных.
Для первоначального обсуждения вопроса о типах данных учитель предлагает обсудить следующий пример: «В классе 12 человек изучают английский язык, 14 человек изучают французский язык. Какой процент учащихся изучает английский язык?» и ответить на вопрос: «Какие данные есть в этой задаче?». Ответ может быть таким: «В этой задаче исходные данные: английский, французский – слова и 14 человек, 12 человек – числа». Учитель подчеркивает, что данные могут быть числом или, например, словом.
Затем учитель предлагает рассмотреть только данные, которые являются числом.
В результате делается вывод: данные, являющиеся числом, могут быть целыми или дробными (десятичными дробями). Говорят, что данные имеют тип, а именно: целые данные имеют целый тип, данные, являющиеся десятичными дробями, имеют вещественный тип. Вывод записывается в тетрадь.
2. Отработка навыков
работы с системой
Вторая часть занятия
Занятие 3
Тема: «Переменные и константы»
1. Переменные и константы.
В начале занятия необходимо повторить все, что было изучено о данных: определение данных, какие данные называются исходными, промежуточными, результирующими, входными, выходными, какие бывают типы данных.
Затем учитель объясняет, что данные по отношению к программе делятся на две большие группы: переменные, т. е. данные, изменяющиеся в ходе выполнения программы (такие данные обозначаются в Паскале словом Var (variable)), и константы, т. е. данные, не изменяющиеся в ходе выполнения программы (обозначаются словом Соnst (constant)).
Как итог изучения материала о данных учитель формулирует правило: «Все данные в Паскале должны быть описаны, т.е. для всех данных надо указать, чем они являются – переменными (Var) или константами (Const), а также указать их тип (Integer – целые или Real – вещественные)».
Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»