Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

2. Одномерный массив.

В курсе программирования 8 класса целесообразно изучать только одномерные массивы. Записывается определение массива и приводятся примеры (Массив – это сложная структура данных. Появление массивов связано с возникновением задач, связанных с обработкой большого количества данных одного типа). Приводится пример описания массива.

Так же как переменная, массив описывается  в разделе var следующим образом:

vаr <имя_массива>: array [<индекс 1-го элемента>..<индекс n-го элемента>] 0F. <тип>;

3. Заполнение массива  с помощью оператора присваивания.

Существует два способа задания  значений переменной: с помощью оператора присваивания и путем ввода с клавиатуры. Эти способы можно использовать и при заполнении массивов. На этом занятии рассматривается первый способ заполнения массива – с использованием оператора присваивания.

Пусть надо заполнить массив А значениями 2, 3, 24, 12, 72.

А: аггау[1..5] of integer;

A[1]:=2;

A[2]:=3;

A[3]:=24;

A[4]:=12;

A[5]:=72;

Очевидно, что в случае, когда  количество элементов массива очень  велико, этот способ не подходит. Как правило, этот способ используется не для заполнения массива, а для изменения значений элементов массива.

4.Заполнение массива вводом значений элементов с клавиатуры.

Учитель объясняет второй способ заполнения массива – вводом значений элементов массива с клавиатуры. Здесь важно подчеркнуть, что этот способ используется для задания значений элементов массивов небольшого размера.

 

Занятие 32

Тема: «Заполнение массива  случайными числами и числами  связанными некоторой закономерностью. Вывод одномерного массива».

1. Повторение.

Занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии.

2. Заполнение массива случайными числами.

Учитель объясняет, что такое случайное  число, и рассказывает про генератор  случайных чисел.

Например:

у:=Random(х);

После этого учитель объясняет, как заполнить массив случайными числами, и разбирает решение  следующей задачи: «Заполнить массив Б[30] случайными числами в интервале от 2 до 99» [24]. Ученикам предлагается самостоятельно составить программу и реализовать ее на компьютере.

3. Заполнение массива,  элементы которого связаны некоторой закономерностью.

Еще один, пятый, способ заполнения массива, который мы рассмотрим сегодня, когда элементы массива связаны некоторым законом. Например, элементы массива – нечетные положительные числа от 1 до 23, т. е. массив состоит из чисел 1, 3, 5, 7, 9, ... , 23. Нетрудно увидеть, что значение элемента связано с его индексом по закону: М[1] = 2*I -1 для I от 1 до 12. Если элементы массива – положительные четные числа, то используется другое соотношение: М[1] = 2*I, количество элементов вычисляется аналогично. Рассмотрим задачу: «Заполнить массив нечетными целыми числами в интервале от 1 до 41 и вывести его на экран» [27].

В конце занятия предлагается домашнее задание.

 

Занятие 33

Тема: «Нахождение суммы  элементов массива».

1. Нахождение суммы  элементов массива.

На занятии рассматривается  один вопрос: решение задач, в которых требуется найти сумму элементов массива. В начале занятия надо вспомнить алгоритм нахождения суммы чисел и обсудить, как этот алгоритм можно применить к задаче нахождения суммы элементов массива. Задача, которая рассматривается на этом занятии: «Найти сумму элементов массива Д[20], содержащего случайные числа из интервала от 0 до 4». Если в этом есть необходимость, то следует обсудить задачу подробно и затем написать программу.

2. Практическая работа.

Оставшаяся часть занятия отводится на практическую работу: реализовать составленную программу на компьютере.

 

Занятие 34

Тема: «Практическая работа: Одномерный массив».

1. Повторение.

Урок начинается с повторения пройденного  материала.

2. Работа по карточкам.

Учащимся раздаются карточки и предлагается выполнить следующую работу: составить программу и реализовать ее на компьютере.

 

    1. План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры»

 

Цель урока: познакомить учащихся с одномерным массивом и способами его заполнения.

Задачи урока:

Образовательная: изучить понятия массив, одномерный массив, способы записи и заполнения массива; расширить представления о типах величин в Паскале.

Развивающая: сформировать представления о структурированных типах.

Воспитательная: воспитать дисциплинированность, инициативу, самостоятельность, культуру общения, закрепить интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: массив, одномерный массив, заполнение и вывод массивов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, компьютеры.

Основные методы: минилекция, демонстрационный, контролирующий, беседа, практические.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний и умений учащихся (4 мин).
  3. Изложение и закрепление нового материала (34мин).
  4. Итог урока (2мин).
  5. Домашнее задание (3мин).

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

На прошлом уроке вы выполняли практическую работу (озвучивание результатов).

  1. Актуализация знаний и умений учащихся

Начнем с повторения материала, изученного ранее. Для этого ответим на следующие вопросы:

  1. В каких случаях используется оператор цикла с параметром?
  2. Каков алгоритм нахождения суммы?
  3. Для чего нужна трассировочная таблица?
  4. Изложение и закрепление нового материала

До сих пор мы рассматривали  переменные, которые имели только одно значение, могли содержать в себе только одну величину определенного типа. Исключением являлись лишь строковые переменные, которые представляют собой совокупность данных символьного типа, но и при этом мы говорили о строке, как об отдельной величине. В языках программирования обрабатываются одномерные массивы, двумерные массивы и многомерные массивы. Мы с вами будем изучать только одномерные массивы.

Массивом будем называть упорядоченную последовательность данных одного типа, объединенных под одним именем. Кстати, под это определение подходит множество объектов из реального мира: словарь (последовательность слов), мультфильм (последовательность картинок) и т. д. Появление массивов связано с возникновением задач, связанных с обработкой большого количества данных одного типа. Рассмотрим, например, такую задачу: «Иванова Анна получила за год 250 оценок по алгебре. Требуется посчитать, сколько она получила пятерок, четверок и троек и какова ее средняя оценка по алгебре за год». Понятно, что для решения этой задачи трудно пользоваться просто переменными.

Подобно переменной – ячейке памяти компьютера, массив – это последовательность ячеек в памяти компьютера, обозначенных одним именем и имеющих каждая свой номер – индекс.

Так же как переменная, массив описывается  в разделе «var».

«Var <Переменная-массив> : Array [<Диапазон индексов>] Of <Тип элементов>;»

Примеры описания массивов:

Var

S, B : Array [1..40] Of Real;

T : Array [1..40] Of Real;

Пример записи элемента массива: S[2] – 2 -й элемент массива S. Обработка элементов массива обычно осуществляется в цикле, причем параметром цикла является индекс элемента массива. В качестве индексов могут выступать переменные любых порядковых типов. При указании диапазона начальный индекс не должен превышать конечный. Тип элементов массива может быть любым (стандартным или описанным ранее). Фундаментальное отличие компонента массива от простой переменной состоит в том, что для элемента массива в квадратных скобках может стоять не только непосредственное значение индекса, но и выражение, приводящее к значению индексного типа. Таким образом реализуется косвенная адресация:

B[15] - прямая адресация;

B[K] - косвенная адресация через  переменную K, значение которой будет использовано в качестве индекса элемента массива B.

Мы знаем два способа задания значений переменной: с помощью оператора присваивания и путем ввода с клавиатуры.

Рассмотрим как заполнять массив с помощью оператора присваивания и вывода его содержимого  на экран:

Program M1;

Var A : Array [1..3] Of Integer;

Begin

  A[1]:=2;{Заполняем массив  значениями (отдельно каждый компонент)}

  A[2]:= 4 ;

  A[3]:= 9;

  Writeln(A[1],A[2],A[3]) {Выводим массив на экран}

End.

Очевидно, что в случае, когда  количество элементов массива очень велико, этот способ не подходит. Как правило, этот способ используется не для заполнения массива, а для изменения значений элементов массива».

Как бы ни был примитивен приведенный  пример, он все же иллюстрирует возможность  непосредственного обращения к каждому элементу массива отдельно. Правда, никакого преимущества массива перед несколькими простыми переменными здесь не видно. Поэтому мы рассмотрим другой способ, а именно «Заполнение массива вводом значений элементов с клавиатуры».

Program M2;

Var

A : Array [1..3] Of Integer;

I : Integer;

Begin

For I:=1 To 3 Do {организуем цикл с параметром I по всем возможным}

Readln(A[I]); {значениям индексов и вводим A[I] с клавиатуры }

For I:=3 Downto 1 Do  {распечатываем массив в обратном порядке}

Write(A[I],'VVV')

End.

Эта программа  вводит с клавиатуры 3 целых числа, а затем распечатывает их в  обратном порядке. Теперь попробуйте написать такую же программу, но без использования структуры массива. Во сколько раз она станет длиннее? Кстати, введение язык Паскаль цикла с параметром было обусловлено во многом необходимостью обработки информационных последовательностей, т. е. массивов.

 

  1. Итог урока

Подведем итог изученного материала на этом уроке

  1. Что такое массив?
  2. Какой вид массива вы знаете?
  3. На ваш взгляд почему возникла необходимость введения массивов?
  4. Какие адресации элементов массива мы узнали?

С обработкой линейных массивов связано  множество задач. Их мы рассмотрим на практических занятиях.

 

  1. Домашнее задание

Повторить теоретический материал сегодняшнего занятия. Составить программу нахождения наибольшего элемента массива. Массив должен состоять из 10 или более элементов (n), заполненный одним из рассмотренных способов (элемент массива а[1] сравниваем со следующим а[2], если а[1] больше а[2], продолжаем сравнивать а[1] с а[3], если а[2] больше а[1], то сравниваем а[2] с а[3] и т.д., пока не найдем самый больший элемент).

 

  1. Разработка электронного пособия «курс паскаль для 8 класса»

    1. Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса»

 

Весь методический материал по курсу «Паскаль в 8 классе» собран в электронном пособии. Данное пособие предназначено для учителей, осуществляющих преподавание программирования на языке Паскаль для учащихся 8 класса.

Перед разработкой  электронного пособия необходимо выделить требования, которым она должна соответствовать:

  • разделение пользователей;
  • возможность редактирования администраторами таблиц базы данных;
  • наличие удобного пользовательского интерфейса;
  • наличие на страницах необходимой методической информации по курсу «Паскаль в 8 классе».

Структура электронного пособия:

  • главная страница – информация о курсе;
  • уроки – тематическое планирование курса, методические рекомендации к каждому уроку;
  • тесты и задачи – тесты, задачи и вопросы, необходимые для проверки усвояемости материала;
  • дополнительный материал – программы, учебники по паскалю;
  • общая информация – информация о самом сайте и о разработчике.

Собранный информационный материал необходимо структурировать по логическим частям, каждая из которых в дальнейшем будет представлять отдельный файл. На рисунке 3.1 изображена структура электронного пособия.

 

Рисунок 3.1 Структура электронного пособия

 

Для написания php кода можно воспользоваться обычным текстовым редактором (Блокнот, WordPad), либо специализированным HTML-редактором (например DreamWeaver), который и будет использован. Код сайта написан в php с использованием Adobe Dreamweaver CS3.

На сегодняшний  день есть технологии, которые позволяют экономить дни свободного времени в управлении и создании сайтов. Называются они PHP и MySQL [31].

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»