Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

В настоящее  время в  школе сформировалось мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. [7].

Современная школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. В наше время в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к массовому репетиторству, платным подготовительным курсам при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем [5].

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры  и направлений профилизации, а  также модели организации профильного  обучения. При этом стоит учитывать  стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (большое количество профилей), и также ряд факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования: введение единого национального тестирования, утверждение стандарта общего образования, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др. [4].

Профильные  общеобразовательные предметы –  предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного  профиля обучения. Эти предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого национального тестирования.

Общеобразовательные учреждения с профильным обучением  предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные (обязательные для всех учащихся во всех профилях);
  • профильные (предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого профиля);
  • элективные (курсы по выбору учащихся).

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю  и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариантность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования;
  • новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров [8, 5].

 

    1. История создания языка программирования Паскаль

 

Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах Николаусом Виртом в высшей технической школе в Цюрихе. Первоначальная цель разработки языка диктовалась необходимостью создания инструмента «для обучения программированию как систематической дисциплине». Однако очень скоро обнаружилась чрезвычайная эффективность языка Pascal в самых разнообразных приложениях, от решения небольших задач численного характера до разработки сложных программных систем – компиляторов, баз данных, операционных систем и т.п. К настоящему времени Pascal принадлежит к группе наиболее распространенных и популярных в мире языков программирования:

  • существуют многочисленные реализации языка практически для всех машинных архитектур;
  • разработаны десятки диалектов и проблемно-ориентированных расширений языка Pascal;
  • обучение программированию и научно-технические публикации в значительной степени базируются на этом языке [9].

Целью работы Вирта было создание языка, который:

  • строился бы на небольшом количестве базовых понятий;
  • имел бы простой синтаксис;
  • допускал бы перевод программ в машинный код простым компилятором.

В последствии, для повышения качества и скорости разработки программ в  середине 80-х годов американской фирмой «Borland International», была создана доработанная версия языка Pascal, известная под именем «Turbo Pascal». Фирмой был создан пользовательский интерфейс, объединен компилятор и редактор текста. С тех пор Паскаль стал применяться в общеобразовательных, профессионально-технических школах и в сфере высшего образования в качестве «первого» языка программирования. Благодаря простоте использования язык Турбо Паскаль получил широкое распространение и в любительских кругах. Повышению популярности Turbo Pascal способствовал набор небольших сопутствующих программ, позволяющих получать чрезвычайно компактную, быструю и легко читаемую программу.

В появившемся  со временем пакете Turbo Pascal 4.0 было устранено большинство подвергавшихся критике ограничений компилятора и была повышена производительность системы. Кроме того, новый компилятор версии 4.0 имел существенные отличия от предыдущей версии. Наиболее важным нововведением была UNIT- концепция, заимствованная из языка Модула-2. Это дало возможность реализовать разработку крупных программных продуктов.

С выходом в  свет версии 5.0 Turbo Pascal получил еще большие шансы на благосклонную реакцию со стороны профессиональных пользователей благодаря встроенному в среду программирования интегрированному отладчику, который позволил повысить производительность труда.

Через некоторое  время на рынке появилась версия 6.0 Turbo Pascal, в которой чисто теоретическая концепция объектно-ориентированного программирования была реализована практически с полным набором объектов, которые могли использоваться для решения прикладных задач пользователя. Кроме того, реализация системы меню приведена в соответствие со стандартом SAA (Turbo Vision). В качестве практического примера использования новых возможностей был реализован текстовый редактор, встроенный в IDE - Integrated Development Environment - интегрированную инструментальную оболочку. При этом сторонники программирования на Turbo Pascal 6.0 получили возможность не только работать со встроенным многооконным текстовым редактором, но и использовать мышь, которая значительно облегчает работу пользователя.

В 1992 году фирма Borland International представила пользователям  очередную версию языка программирования Паскаль - Turbo Pascal 7.0. Наряду со всеми преимуществами, которые Turbo Pascal 7.0 унаследовал от предыдущей версии в нем были произведены изменения и улучшения:

  • появилась возможность выделять определенным цветом различные элементы исходного текста (зарезервированные слова, идентификаторы, числа и т.д.), позволяющая даже неопытным пользователям устранять ошибки на этапе ввода исходного текста;
  • язык программирования Turbo Pascal 7.0 был расширен (появилась возможность использовать типизированный адресный оператор, открытые массивы и строки и т.д.), что предоставило пользователю дополнительные возможности при решении повседневных задач;
  • был улучшен компилятор, вследствие чего «коды программ» стали более эффективными;
  • был улучшен интерфейс пользователя. Кроме того, в Turbo Pascal 7.0 расширены возможности объектно-ориентированного программирования (в частности, расширены и улучшены возможности Turbo Vision) [10].

 

    1. Достоинства и недостатки Turbo Pascal

 

Существует  ряд объективных причин, обусловивших выдающийся успех языка Pascal. Среди них в первую очередь необходимо указать следующие:

  • язык в естественной и элегантной форме отразил важнейшие современные концепции технологии разработки программ: развитая система типов, ориентация на принципы структурного программирования, поддержка процесса пошаговой разработки;
  • благодаря своей компактности, концептуальной целостности и ортогональности понятий, а также удачному первоначальному описанию, предложенному автором языка, Pascal оказался весьма легок для изучения и освоения. В противоположность громоздким многотомным описаниям таких языков, как PL/l, Cobol, FORTRAN, достаточно полное описание языка Pascal занимает около 30 страниц текста, а его синтаксические правила можно разместить на одной странице;
  • несмотря на относительную простоту языка, он оказался пригоден для весьма широкого спектра приложений, в том числе для разработки очень больших и сложных программ, например, операционных систем.

Pascal весьма технологичен для  реализации практически для всех, в том числе и нетрадиционных, машинных архитектур. Утверждается, что разработка Pascal-транслятора «почти не превышает по трудоемкости хорошую дипломную работу выпускника вуза». Благодаря этому для многих ЭВМ существует несколько различных реализаций языка, отражающих те или иные практические потребности программистов [11].

Язык Pascal является традиционным алгоритмическим языком программирования, продолжающим линию Algol-60. Это означает, что программа на языке Pascal представляет собой специально организованную последовательность шагов по преобразованию данных, приводящую к решению некоторой задачи. Это отличает Pascal от так называемых непроцедурных языков типа Prolog, по существу, представляющих собой формализмы для записи начальных условий некоторой задачи и синтезирующих решение посредством встроенных механизмов логического вывода.

Язык Pascal содержит удобные средства для представления данных. Развитая система типов позволяет адекватно описывать данные, подлежащие обработке, и конструировать структуры данных произвольной сложности. Pascal является типизированным языком, что означает фиксацию типов переменных при их описании, а также строгий контроль преобразований типов и контроль доступа к данным в соответствии с их типом (как на этапе компиляции, так и при исполнении программ).

Набор операторов языка Pascal отражает принципы структурного программирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в компактной и элегантной форме. Pascal является процедурным языком с традиционной блочной структурой и статически определенными областями действия имен. Процедурный механизм сочетает в себе простоту реализации и использования и гибкие средства параметризации.

Синтаксис языка достаточно несложен. Программы записываются в  свободном формате, что позволяет  сделать их наглядными и удобными для изучения.

Паскаль – компилятор, то есть, прежде чем начать исполнение программы, Паскаль полностью прочитывает исходный текст, написанный программистом, и составляет последовательность машинных кодов, выполняющую те действия, которые описал программист в тексте. Эта последовательность сохраняется в файл с расширением «.EXE» и является самостоятельным исполняемым файлом, который может быть запущен сам по себе, уже без участия Паскаля и, даже, на другом компьютере, на котором Паскаль может быть не установлен.

Достоинства:

  • качественная среда разработки, включающая мощный отладчик;
  • удачная система помощи – язык можно изучить лишь по справочным статьям, без посторонних книг;
  • высокая скорость компиляции, высокая скорость выполнения откомпилированных программ;

Недостатки:

  • компилятор рассчитан на реальный режим DOS, который сейчас практически не используется;
  • недостаточно полно реализовано объектно-ориентированное программирование.

Несмотря на эти недостатки, Турбо Паскаль  используется во многих учебных заведениях для обучения программированию [12].

 

    1. Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе»

 

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление.

Достаточно широко в научной  и методической литературе, посвященной  проблемам обучения информатике  школьников, используется понятие «алгоритмический стиль мышления». Он представляет собой  специфический стиль мышления, предполагающий умение создать алгоритм, для чего необходимо наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками с последующей детализацией и осознанным закреплением процесса получения конечного результата в языковых формах [13].

В современной методической литературе, посвященной обучению информатики, сложно найти материалы, в которых  не упоминается об алгоритмическом  стиле мышления. Но еще сложнее  найти публикации, в которых определяется это понятие. В лучшем случае этот термин объясняется на эмпирическом уровне. Между тем, научно обоснованное уточнение содержания, которое вкладывается в понятие алгоритмического стиля мышления, является одной из важнейших проблем при выяснении целей и содержания обучения школьной информатики [14].

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»